Духовное становление личности - основа гражданского воспитания (концепция развития личности учащегося)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


1. Актуальность проблемы.

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности.

А. Солженицын так сказал когда-то об этом: «Русский вопрос к концу XX века стоит очень недвусмысленно: быть нашему народу или не быть? Если дело пойдет так и дальше, то еще через век слово «русский» как бы не пришлось вычеркивать из словарей».

Что происходит сегодня у нас в стране, в России? Каковы же причины бездуховности?

Обратимся к статистике.

Экономический кризис в стране. Более 90% населения - за чертой бедности. Резкое расслоение российского общества по имущественному признаку. 1% богатых и миллионы ведущих нищенское существование на одном полюсе. Доходы 10% самых богатых людей в России в 15-20 раз выше, чем самых бедных граждан, т. е. сформировалась пирамида несправедливости, чем достойнее, культурнее человек, тем он беднее и наоборот: чем безнравственнее поступки человека (вор!), тем он живёт лучше. Эта ситуация входит в противоречие с теми истинами, которым с малых лет мы обучаем в детских садах и школах, на которых построены сказки и басни. Все наши призывы к добру и справедливости бесполезны, если в реальной жизни, те, кто честно и много работает, живут впроголодь, а те, кто должен сидеть в тюрьме разъезжают на дорогих иномарках и покупают футбольные клубы. Эта ситуация является разрушительной для еще несформировавшихся нравственно детских душ. Всем понятно, что на честные заработки прожить трудно, а «красивая жизнь» - для тех, кто умеет нарушать закон. Всё это оказывает отрицательное влияние на подростков: они начинают злоупотреблять алкоголем, наркотиками, приобщаются к сектам, азартным играм, с лёгкостью совершают преступления.

За последние 5 лет в 13,5 раз повысилось количество людей, употребляющих наркотики; в 40 раз возросло число людей, страдающих венерическими заболеваниями. По статистике в России рождается 21% дебилов. Могут быть признаны здоровыми лишь около 20% детей и подростков. В стране 18 миллионов наркоманов и 38 миллионов алкоголиков.

Повседневная речь многих людей - очевидное свидетельство духовно-нравственного кризиса общества, выраженного неблагополучия социального здоровья людей.

Подрастающее поколение всё хуже владеет родной речью, дети затрудняются объединять слова в предложения, правильно строить фразы и выражать свои мысли.

Родители же слишком погружены в свои заботы, и живое общение заменяет телевизор, компьютер. Восприятие информации на слух или из книг становится для ребёнка более сложным, он привыкает к тому, что его развлекают без усилий, и особенно пагубно влияет на его развитие содержание того, что он смотрит. Десятилетний ребёнок проводит больше времени перед телевизором (около 30 часов в неделю). И к 16-летнему возрасту, зритель видит около 13000 убийств и множество актов насилия. Мало на экранах отечественных фильмов, которые воспитывают доверие, взаимопомощь, любовь к родителям. Это все является разрушительной силой для еще несформировавшихся нравственно детских душ.

Мы видим, что происходит вымирание нации: снижена рождаемость, несмотря на правительственные меры; появилась тенденция рождения детей в основном алкоголиками, наркоманами. Мы живем в пространстве всеобщей отчужденности и бессистемности. И все это видят дети, подростки, молодежь. Все это отражается на их моральном состоянии и поведении.

Именно отсюда, из атмосферы бессистемности и всеобщей отчужденности (дети-родители-школа-общество), как из ящика Пандоры (вспомните древнегреческий миф о любопытной красавице Пандоре, нарушившей запрет богов и выпустившей на Землю из ящика с грехами злость, коварство, ненависть, зависть…) вылетают проституция, наркомания, алкоголизм, стяжательство, актуализм (стремление жить только сегодняшним днем) и другие виды и формы бездуховности. Мы видим, что некогда могучая русская духовность пришла в упадок, то же происходит и с нравственностью. Ясно, что человек, отчужденный от общества и от самого себя как личности, выпавший из исторического процесса, привязанный к сиюминутным интересам и заботам, не знающий ни своих родовых, ни национальных, ни общечеловеческих корней, оказавшийся в положении Ивана, родства не помнящего, этот человек не способен стать созидателем жизни. Думается, что именно в нашей всеобщей бездуховности кроется источник всех наших бед - дефицит интеллигентности, милосердия, сострадания, доброты, честности и ответственности, утрата приоритета нравственных ценностей.

2. Цели и задачи.

В Законе РФ «Об образовании» сказано:

- статья 2: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...».

Цель нашей школы:

Создание системы развития личности, направленной на формирование бережного отношения к самому себе, к окружающим людям, к семье, природе и исторической памяти.

Задачи, над которыми работает наша школа:

  • Повышение культурного уровня обучающихся.
  • Формирование личности, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей.
  • Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее на Земле.

3. Роль педагога

организующая, направляющая, основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществом.

Задачи, которые призван решать педагог ежедневно:

  • всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая творческий потенциал каждого;
  • ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культур, направлять в дальнейшем на участие в духовном развитии общества;
  • оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на общечеловеческие ценности.

Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Процесс познания – творческий процесс, где учитель и ученик - одно целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества.

4. Анализ возможностей учебно-воспитательного процесса школы для решения этих задач.

Н.И. Пирогов утверждал: «Литература более других учебных дисциплин способствует развитию духовно-нравственных ценностей, моральных принципов личности, реализации творческих способностей». Несомненно, богатые возможности в плане духовного становления ребенка, его эстетического развития дают такие предметы гуманитарного и эстетического циклов, как литература, история, ИЗО, МХК, а также спецкурсы, элективные курсы, такие как «Речь и культура общения», «Мир через культуру», «Русская литература. Классика и современность». Но особое место в формировании личности ребенка все же занимают такие предметы как литература и русский язык, так как содержательный компонент данных предметов обращен к гуманистическим идеалам добра, справедливости, сострадания, равноправным отношениям между людьми. Продумывая содержание уроков, учителя предметов гуманитарного цикла нашей школы стремятся создавать условия:

  • для гармонического развития личности,
  • для усвоения учениками системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях,
  • для осмысления нравственно-этических понятий и нравственных позиций,
  • для воспитания гуманистического мировоззрения,
  • для формирования эстетических вкусов, эстетической восприимчивости, интереса к ценностям культуры,
  • для расширения творческого потенциала, кругозора учащихся.

Так и моя методическая проблема «Духовно-нравственный аспект на уроках литературы» охватывает не только учебный процесс, но и связана с задачами воспитательными.

Я хочу, чтобы мои ученики прониклись вечными ценностями : добротой, гуманностью, милосердием, -увидели вокруг себя мир гармонии и красоты. Это бывает не так просто сделать, особенно в нашей противоречивой жизни, в которой преобладают ценности совсем другого характера. Но книга, урок литературы – это надежда, помощь, спасение. Когда я вижу, что мои ребята стали чуть-чуть внимательнее друг к другу, добрее, воспитаннее - радуюсь, значит, не напрасны мои бессонные ночи, позднее возвращение домой, моё горячее желание достучаться до их душ.

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирование эстетического отношения к жизни.

Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности, духовное обогащение их личности.

Обучающиеся нашей школы имеют возможность развивать свои способности в кружках и студиях нравственной направленности как внутри школы, так и в других культурно-образовательных центрах, таких как центр детского творчества «Светлячок», танцевальная студия «Ветер перемен», музыкальная студия «Оле-Лукое», музыкальная школа. Это все дает огромные возможности в плане духовного становления личности.

5. Известный опыт духовно-нравственной направленности, используемый в работе школы.

Проблема духовности во все времена волновала умы и сердца людей. Вспомним отечественную классическую педагогику с ее общечеловеческим содержанием, непреходящими вековыми гуманистическими ценностями, с ее заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием на принципах природосообразности, провозглашенной Л.Н. Толстым «идеологией любви» как деятельной нравственности. Великая дидактика Я.А. Коменского еще в средние века включала в себя «вечные основы человечности», «одаренный чувствами ум», «гармонию тела и души». Отечественная классическая педагогика Толстого и Белинского, Добролюбова и Ушинского заботилась «об украшении души, склоняя волю к деланию добра», о «взращивании человеколюбия и любочестия», об охране от тщеславия, сребролюбия и щегольства, означавших «сжатый рассудок». Многие из этих понятий, несущих в себе заряд высокой духовности, ушли из живого языка. Думается, что история мировой школы, богатый опыт отечественной педагогики должны стать путеводной звездой в решении проблемы бездуховности сегодня. У школы единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Сегодня школа должна строиться на принципах гуманизации, природосообразности, культуросообразности. И по этому пути уже сегодня идут многие школы, строя свои воспитательные системы « на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...». Это и Базисная концепция воспитательного процесса в школе Н.М. Таланчук, основа которой- формирование гармонически развитой личности. Это и Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника В.М. Коротова, ориентирами которой являются общечеловеческие ценности. Показателен в этом отношении опыт воспитательной концепции доктора педагогических наук, народного учителя В.А. Караковского. Главные ориентиры воспитания в его концепции- общечеловеческие ценности. Как возможную систему таких понятий, к которым необходима выработка ценностных отношений, он в своей концепции выбрал: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек». Цель: максимальное развитие личности обучающегося.

6. Творческое заимствование (для решения задач, стоящих перед школой).

Наша школа, изучив опыт школ, строящих свои воспитательные концепции согласно государственной политике в области образования, изучив современные воспитательные технологии, творчески заимствовала некоторые идеи для решения задачи формирования личности, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей.

7. Теоретическая основа вопроса (терминология, формируемые качества, система).

Сегодня мы говорим о духовном становлении личности как основе гражданского воспитания.

Что такое человек, личность, душа человека? Что происходит с душой человека сегодня? Как сделать так, чтобы душа была «нравственной»? Как сделать так, чтобы личность осознавала приоритет общечеловеческих ценностей? Каким воспитать человека, личность, гражданина?

Эти и многие другие вопросы волнуют сегодня родителей, общество и нас, педагогов.

Начнем с понятий, заглянув в словари.

«Человек» -высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. (Советский энциклопедический словарь).

«Личность» -человек, как носитель каких-нибудь свойств, лицо. (Советский энциклопедический словарь).

«Душа» -внутренний, психический мир человека, его сознание, то или иное свойство его характера. (Словарь русского языка С.И. Ожегова ).

«Воспитание» -навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

«Воспитать»

  1. вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развития, дав образование, обучив правилам поведения;
  2. привить, внушить что-нибудь кому-нибудь. (Словарь русского языка С. И. Ожегова).

«Гражданин»- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

«Гражданский» -свойственный гражданину как сознательному члену общества. (Словарь русского языка С. И. Ожегова).

Сегодня мы говорим о том, что гражданское воспитание-главная задача государства. Следовательно, воспитание гражданина-это значит воспитание россиянина. Что во все времена являлось главным качеством россиян? Что было всегда предметом их гордости? За что ценились всегда россияне? Во- первых, за широту души. Во-вторых, за бережное хранение своих корней, традиций, культуры. В-третьих, за чувство семейственности. В-четвертых, за бережное отношение к природе, к Земле. Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют педагогов нашей школы

8. Концепция развития личности обучающегося нашей школы. (Приложение №1)

Основной принцип, на котором основывается наша школа-принцип гуманности.

Мы, педагоги, исходим в своей концепции развития личности школьника из понятия слов «гуманизм», «гуманизация», «гуманность». У этих слов общий корень, они происходят от латинского слова «humanitas»-*человечность*. И мы, педагоги школы считаем, что есть только один путь развития личности, человека, гражданина- это путь формирования нравственности. Что такое нравственность? «Нравственность»- внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Словарь рус. Яз. С. И. Ожегова). И нравственность должна основываться на общечеловеческих ценностях. Наша задача –формирование личности, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, духовно богатой, ведь высшим проявлением нравственности является духовность. Что такое духовность? «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными.( Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова). Очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших школьников?

Мы поставили перед собой цель: Создание оптимальной системы развития личности, любящей свою Родину, бережно относящейся к традициям своего народа, экологически грамотной, адаптированной к условиям жизнедеятельности региона, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. (Модель выпускника).

В достижении этой цели мы исходим из понятия слова «экология». «Эко»-в переводе с греческого языка-«дом», «жилище», «место пребывания».

Экология- наука об отношениях между различными существами, населяющими наш общий «дом»- планету Земля. Отсюда перед нами вытекает задача создания культурно-образовательной среды развития личности (школы), в которой будет царить дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви.

А ориентирами в этой среде стали: душа ребенка, его семья, историческая память, природа.

Какова же наша система формирования положительных нравственных ориентиров?

Мы определили 4 основных направления развития личности учащегося:

1. Экология души:

  • отношение ребенка к самому себе, без любви и уважения к самому себе невозможна любовь и уважение к другому человеку;
  • осознание ребенком ценности своей жизни, общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • научить ребенка жить в ладу с самим собой,
  • научить ребенка понимать язык искусства (помочь стать вдумчивым читателем, слушателем, зрителем),
  • развить творческие способности ребенка.

2. Экология семьи:

  • отношение ребенка с окружающими его людьми: родителями, близкими, друзьями, одноклассниками, учителями,
  • отношения в семье- основа формирования личности, фундамент благополучия; если ребенок счастлив в семье, то он строит свои отношения с другими людьми по принципу семейных.

Задачи:

  • научить ребенка строить отношения с другими людьми на принципах взаимоуважения, взаимопонимания, доверия, заботы и любви,
  • сформировать у ребенка нравственно-этические нормы поведения.

3. Экология памяти:

  • отношение ребенка к культурному наследию и прошлому своего народа, к народным традициям,
  • осознание ребенком того, что человек- главный хранитель и продолжатель народных традиций.

Задачи:

  • научить ребенка бережному отношению к культуре и истории своего народа,
  • сформировать у ребенка стремление сохранить и продолжить традиции своего народа,
  • развить творческие способности ребенка.

4. Экология природы:

  • отношение ребенка к природе, Земле - как к общему дому Человечества и всего живого,
  • осознание ребенком того, что человек-главная ценность природы.

Задачи:

  • воспитывать в ребенке бережное отношение к природе, научить любить все живое на земле, охранять природу,
  • формировать у ребенка стремление к ведению здорового образа жизни,
  • помочь ребенку раскрыть свои физические способности.

Формы работы: (Приложение№2)

9. Прогнозирование своей деятельности.

У любой школы есть мечта. Мечта нашей школы- построить такой дом, в котором всем было бы комфортно и радостно. В любом доме складывается определенная система ценностей, так и в нашем школьном доме складывается система педагогических ценностей:

  1. Принимай и понимай ребенка таким, каков он есть.
  2. Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи.
  3. Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним.
  4. Не учи ребенка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления.
  5. Твори, заботься о его физическом и душевном здоровье, но не навреди.

Атмосферу дома определяет его дух. Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств». Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом для России!