Урок литературного чтения во 2-м классе по программе "Школа-2100". Тема "Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Развитие читательского умения предполагать, предвосхищать содержание текста по иллюстрации и заглавию.
  • Достигнуть детьми понимания текста на уровне содержания.
  • Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь в трудную минуту, умение сопереживать.

Оборудование:

  • Прозрачная механическая игрушка.
  • Денежная валюта "Афоньки".
  • Портрет домового Афанасия.
  • Физическая карта.
  • Иллюстрации национальных прибалтийских костюмов.
  • Костюм литовского народа для учителя.
  • "Светофор": красный и зеленый цвета.
  • Бумажный самолетик.
  • Топор, рыболовная сеть.
  • Видеокассета со сказкой "Сказка о царе Салтане: ".
  • Средства ТСО: магнитофон, видеомагнитофон.
  • Фломастеры, чистые листы по числу учащихся.
  • Мешочек с шоколадными медальками.
  • Фонограмма литовской польки.
  • Учебник по чтению "Маленькая дверь в большой мир" (Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)
  • Таблички с новыми понятиями: Прибалтика, Балтийское море, литовский народ.

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Учитель в руках держит заводную прозрачную игрушку. По возможности приводит в действие.

Ты на игрушку посмотри!
Она прозрачна! А внутри -
Детали все ее видны.

- Скажите, пожалуйста, что будет, если убрать одну деталь? (Не будет работать).

Все детали в игрушке нужны,
Все детали в игрушке важны,
Вдруг одна потеряется и не найдется,
То игрушечка не заведется!

- Вот так же и знания человека состоят из маленьких "деталей". И только когда эти "детали" собраны вместе, и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Я очень надеюсь, что сегодняшний наш урок и то, чему мы на нем научимся, станет такими "деталями", частичками наших знаний.

2. Актуализация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, сегодня на уроке за свои ответы вы будете получать необычные деньги - "Афоньки", которые приготовил для вас Афанасий.

Учитель показывает образец купюры на доске; у детей точно такие же "деньги" лежат на столах.

- А вот его портрет.

На доске портрет домового Афанасия

- Познакомьтесь! Афанасий - очень умный и начитанный домовой. Он прочитал все сказки на свете и знает о них все. После того, как вы ответили, имеете право взять из "сказочного банка" одну "Афоньку".

И я предлагаю вам прямо сейчас заработать первые "Афоньки", ответив на увлекательные вопросы!

Кем стала Золушка?

- супругой президента

- владычицей морскою

- принцессой

- агентом разведки

Чебурашка был:

- сыном папы Карло

- американским шпионом

- неведомой зверюшкой

- сказочным богатырем

Что было в голове у Винни-IIyxa?

- вата

- металлическая стружка

- опилки

- стиральный порошок

- Молодцы! Как вы думаете, почему все вопросы были о сказочных героях? Куда мы сегодня отправимся в путешествие?

3. Сообщение темы урока.

- Верно, мы совершим удивительное путешествие в мир сказок народов Прибалтики.

Учитель вывешивает на доску табличку с новым понятием "Прибалтика".

- Посмотрите, пожалуйста, на карту. Прибалтикой называют три государства: Латвию, Эстонию и Литву, т.к. они расположены у Балтийского моря. Теперь их называют странами Балтии.

Учитель вывешивает табличку с новым понятием "Балтийское море".

- Сегодня на уроке мы начнем читать сказку, которую сочинил литовский народ (табличка). Все вы знаете, что у каждого народа своя культура, свои танцы, сказки, музыка, язык. Язык, на котором разговаривают в Литве, называется литовским. И, конечно же, свои национальные костюмы. Обратите внимание на иллюстрацию. Перед вами национальный детский литовский костюм мальчика.

- А теперь обратите внимание на меня. Кто догадается, а я в национальном костюме какого народа?

- Верно, это женский литовский костюм.

4. Работа с текстом.

А). До чтения.

- Ребята, мы с вами живем на берегу реки Обь. И я принесла с собой интересную вещь. Что это такое? (рыболовная сеть)

- Следующий предмет тоже вам очень хорошо знаком. Что это такое? (топор)

- Еще раз внимательно посмотрите на предметы и догадайтесь, кто герои прибалтийских сказок? Каков их основной промысел?

- Верно, рыбаки, крестьяне, лесорубы...

- Откройте учебники по закладкам на странице 64. Ребята, у каждого из вас в учебнике по 2 закладки. Но это не простые закладки. Я буду вам задавать вопросы, а вы должны все до одного сигналить мне - зеленым цветом, если вы готовы отвечать, а красным, если еще хотите подумать.

На доске:

  • Зеленый "Я готов!"
  • Красный "Еще подумаю!"

- Прочитайте название сказки.

- Как вы думаете, кто герои сказки?

- Как звали мальчика? Почему?

- Как звали девочку? Почему?

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто же еще будет героем, причем отрицательным героем сказки?

- Догадайтесь, какое зло совершит старуха?

- Кто сочинил эту сказку. Откуда вы узнали?

Физкультминутка.

- Сейчас мы отдохнем и станцуем литовскую польку.

Б) во время чтения.

- Читаем 1-й абзац.

- Найдите в тексте слова, которые показывают с кем и с чем сравнивают бедную девушку.

- Что значит знатный юноша (высокого рода, богатый)?

- Как вы думаете, за что невзлюбила его мать бедную девушку? Какими качествами наделил литовский народ старуху? Найдите подтверждение в тексте.

До конца 1 часть.

- Какие злые деяния совершила старуха?

- Подтвердились ли наши предположения о том, что старуха похитит ребенка и вместо него в люльку положит кота?

- У разных народов иногда сказочные герои совершают одинаковые поступки. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Фрагмент мультфильма "Сказка о царе Салтане... "

- Это А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

2-я часть.

1-й абзац, по ходу чтения:

- Ребята, слово челнок - это устаревшее слово. Так разговаривали в далекие времена бабушки и дедушки. Мы с вами в своей речи это слово не употребляем. А что же такое челнок? Прочитаем сноску внизу страницы.

- А сейчас мы с вами "полетаем" на волшебном "Хронолете" (бумажный самолетик). Я задаю вопрос и запускаю "Хронолет". Тот, к кому этот "Хронолет" приземлится, отвечает на вопрос. Если вы затрудняетесь ответить на вопрос, запускаете его дальше.

- Как мальчик оказался в семье рыбака?

- Почему мальчика назвали Золотой Хохолок?

- Как девочка оказалась в семье рыбака?

- Почему девочку назвали Золотая Коса?

- Спасибо, полет окончен. Подтвердились ли наши предположения о том, почему так звали детей?

В) После чтения.

- Поработаем в парах.

Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (страницы 64, 67)?

5. Итог урока.

- Молодцы! Мы отлично потрудились вместе. Подсчитаем, что мы заработали. У вас чистый лист на парте и фломастер, напишите свою сумму, количество "Афонек" (образец).

- Написали. Поднимаем все...

- Ну, а больше всех заработал "Афонек" ...! Ваши громкие аплодисменты и медаль!

- Скажите, закончилась ли сказка?

- Хотелось бы дочитать сказку до конца?

- Осталось читать 6 частей. Как вы думаете, о чем в них будет говориться?

- Так ли это, вы узнаете, дочитав сказку до конца.

- К сожалению, наш урок подошел к своему завершению. Я желаю вам всем успехов в учебе. Учитесь только на "хорошо" и "отлично", и пусть в дальнейшем на экзаменах и при поступлении в институт вам "горит" только "зеленый свет".

- Домовой Афанасий вам тоже приготовил сюрприз!

(мешочек с шоколадными медальками)

Я, Афанасий, домовой,
Я оценю урок любой!
А вам хочу сейчас сказать,
Что за урок поставлю "пять"!
Но вы так были хороши,
Что "десять" ставлю от души!

Учитель вручает детям шоколадные медальки.