Тема лексико–грамматического занятия "Домашние птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Коррекционно-образовательные: формирование обобщающего понятия "домашние птицы".

  • Уточнение и расширение словаря по теме.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, закрепление грамматических форм родительного и винительного падежей, закрепление форм прошедшего и будущего времени глаголов, правильное согласование порядковых и количественных числительных с именами существительными, правильное употребление предлогов).
  • Улучшение пространственного гнозиса.
  • Установление причинно-следственных связей.

Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • предметные картинки (гусь, селезень, индюк, петух);
  • силуэты птиц в конвертах (курица и цыплёнок; утка и утенок, индюшка и индюшонок; гусыня и гусёнок; самцы этих домашних птиц);
  • птичье перо;
  • магнитная доска;
  • фланелеграф;
  • картинка с изображением петуха (части тела);
  • индивидуальные картинки (цыплята).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психологическая гимнастика.

- Покажите корову, у которой болит горло.

- Теперь свинью, которая нюхает цветы.

- А какая хитрая мордашка у козы, которая хочет съесть хозяйскую капусту?

- Изобразите довольного кота, который нежится на солнышке.

2. Повторение.

- Перечислите всех животных, которых вы сейчас показывали.

(Корова, свинья, коза, кот.)

- Какие эти животные? (Домашние.)

- Кого ещё, кроме животных называют домашними? (Птиц.)

- Почему их называют домашними? (Они живут с людьми, их специально разводят, о них заботятся.)

3. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы опять поговорим о домашних птицах. Интересно, а сможете ли вы узнать их и членов их семей по картинкам? Вот вам конверты с изображениями этих птиц. (Раздаются конверты.)

А. Согласование слов в винительном падеже.

- Каждый из вас по очереди будет доставать изображения птиц и говорить, кого он видит.

(- Я вижу курицу и цыплёнка.)

Б. Закрепление временных форм глагола.

Игра "Кто кем был, и кто кем станет?"

- Кем будет цыплёнок, когда вырастет?

( Когда цыпленок вырастет, он будет курицей или петухом.)

- Кем был в детстве гусь? (В детстве гусь был гусёнком.)

- Кем будет индюшонок? ( Когда индюшонок вырастет, он станет индюком или индюшкой.)

- Кем был в детстве селезень? (Когда селезень был птенцом, его называли утёнком.)

- Кем будет утёнок? (Когда утенок вырастет, он будет уткой или селезнем.)

В. Ориентировка на плоскости.

- Посмотрите, на доске висят портреты птиц.

- Где на доске портрет селезня? (Портрет селезня находится в верхнем правом углу доски.)

- Где индюк?

- Где гусь?

- Где петух?

Г. Закрепление формы родительного падежа.

Игра "Чего нет?"

(Работа на фланелеграфе.)

- Я создала портрет петуха. Всё ли правильно?

(Дети говорят, что у петуха нет шеи, второй лапы, гребешка, бородки, хвоста и прикрепляют их на место.)

Д. Притяжательные прилагательные.

Игра "Кому это принадлежит?"

- Посмотрите, что это лежит на столе? (Птичье перо.)

- Чьё же оно? Если это перо потерял петух, то перо (чьё?) петушиное.

- Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?) гусиное.

- Если перо потеряла утка, то перо (чьё?) утиное.

- Если это перо потеряла курица, то перо (чьё?) куриное.

- Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?) индюшачье.

Е. Физкультурная пауза.

Под крылом хохлатки
Спрятались цыплятки.
Ну-ка, детки, вылезайте!
Быстро лапки разминайте,
Крылышками хлопайте,
Клювиками щёлкайте.
Хватит, цыпочки, дремать!
Надо червячков искать!
Вот вкусная козявочка,
Угощайся, мамочка!

(Дети выполняют соответствующие движения).

Ж. Порядковые и количественные числительные.

Игра "Раз, два - сосчитай!"

- Я прочитаю стихотворение, вы подумаете, а затем будете правильно отвечать на мои вопросы.

(Раздаются индивидуальные картинки.)

Посмотри, какой отряд -
Пять жёлтеньких цыплят
На линейку встали в ряд.
Первый цыплёнок - самый главный,
Второй цыплёнок - самый храбрый,
Третий - самый грязный,
Четвёртый - самый шумный,
А пятый - умный.

- Какой по счёту цыплёнок самый умный? (5й)

- Какой самый главный? (1й)

- Какой по счёту цыплёнок самый храбрый? (2й)

- Какой самый шумный? (4й)

- Какой самый грязный? (3й)

З. Правильное употребление предлогов.

Игра "Прятки"

- Хорошо жить домашним птицам рядом с человеком. А есть ли у домашних птиц враги? (Коты, вороны, соколы, коршуны.)

Вот летит наш злейший враг,
На когтях несёт он страх.
Сейчас он спустится сюда!
Разбегайтесь кто куда!

(Дети прячут цыплят.)

- Куда ты спрятал цыплёнка?

(Я спрятал цыплёнка под стол.)

- Откуда ты достаёшь цыплёнка?

( Я достаю цыплёнка из-под стола.)

4. Итог.

- Всех цыплят сберегли, никого коршун не утащил. Молодцы. Хорошо поработали. Цыплят можете взять к себе домой.