Урок литературы в 10-м классе на тему "Последние песни" Ивана Сергеевича Тургенева

Разделы: Литература, Информатика


Цели: обобщить и углубить знания о жанре "стихотворения в прозе", полученные в 7-8 классах, попытаться проникнуть в философские размышления писателя о жизни, а также получить опыт собственной творческой деятельности.

Подготовка: перед уроком учащиеся выбирают жетоны трех цветов(желтого, зеленого, синего), столы расставлены в 3 группы, на столах разложены листы желтого, синего и зеленого цвета со стихотворениями в прозе Тургенева "Воробей", "Стой!", "Старуха"; инструкционные карты (Приложение 2); презентация(Приложение 1)

Ход урока

Мотивация к уроку. Цель: положительный настрой на урок

-Наш урок не обычный. Во-первых, у нас сегодня гости. Во-вторых, сегодня мы будем говорить и о прозе, и о лирике.

Проверка домашнего задания "Компьютерный опрос". Цель: проверить подготовку домашнего задания, навыки работы с компьютером.(Такая проверка дает возможность: проверить домашнее задание у максимального количества учащихся за минимальное время, развивает у учащихся навык самооценки, оценка каждому, возможность прослушать ответы детей в свободное от уроков время)

Используя программу звукозаписи на компьютере, ученики "наговаривают" домашнее задание-стихотворение в прозе Тургенева, ставят себе оценку (индивидуальная работа за компьютерами).

Сообщение темы и цели урока: "Последние песни" Ивана Сергеевича Тургенева".

Эпиграф: : что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование. П.В. Анненков

Цель: обобщим и углубим знания о жанре "стихотворения в прозе", полученные в 7-8 классах, попытаемся проникнуть в философские размышления писателя о жизни, а также получить опыт собственной творческой деятельности.

Работа с учебником. История создания "Стихотворений в прозе". Цель этапа - познакомить учащихся с замыслом, историей создания( Музыка-Бах. Менуэт)

-Вспомним историю создания "Стихотворений в прозе" (задание №2 в инструкционных картах). Стр. 250, выписать ключевые слова в конспект

Слово учителя. Жанровая специфика "Стихотворений в прозе"

Физминутка. Цель: создание переменных творческих групп, выполнение разминки для ума

-Создайте за партами группы в соответствии с цветом выбранного вами жетона.

Вам предстоит достаточно сложная работа, потому выполним разминку для ума (массаж ушных раковин).

Работа с таблицей. Контраст-сквозной мотив "Стихотворений в прозе" Тургенева.

Цель этапа - выявить общую тональность стихотворения, преобладающие в нем настроения, определить ключевую фразу текста.

-Познакомьтесь с текстом, определите настроение текста (оптимистическое, светлое, радостное или пессимистическое, печальное, трагическое), выделите ключевую фразу текста, запишите свои наблюдения в таблицу, приготовьтесь прочитать текст выразительно охарактеризовать его. Сделайте вывод по таблице и запишите его. (Музыка-Лист. Грезы любви)

3 группы: зеленая, желтая, синяя, каждая из которых знакомится со стихотворениями в прозе и путем совместного обсуждения определяет преобладающее настроение каждого текста, выделяет ключевую фразу, выражающую это настроение. Выразительное чтение стихотворения.

Ученики делают вывод, что стихотворения в прозе, с которыми они только что работали, различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными, радостными, благоговейными чувства автора; другие - печальными, ностальгическими, пессимистичными, трагичными, грустными; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, радостное и печальное.

Светлое, жизнерадостное настроение Единство жизнерадостного и драматичного Пессимистичное, трагичное настроение
"Воробей"

"Любовь: сильнее смерти и страха смерти. Только ею: держится и движется жизнь".

"Стой!"

счастье, блаженное сознание красоты и щепотка пепла, отблеск вечности

"Старуха"

"Не уйдешь!"

Мы приходим к выводу, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения.

Работа с литературоведческим термином.

Цель этапа - работа с литературоведческим термином "антитеза", акцентировать внимание на богатстве смыслов антитез в "Стихотворениях в прозе"

-В последние годы жизни Тургенева волнуют коренные вопросы бытия, которые он ставит и пытается решить в своих стихотворениях в прозе. Среди основных контрастных мотивов и образов можно выделить следующие: молодость и старость, любовь и смерть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность, прошлое и настоящее и т.д.

-Как называется прием, основанный на противопоставлении контрастных понятий? (антитеза)

Тургенев подчас использует неожиданные антитезы.

Творческая работа.

Цель: создать условия для творчества, создание даймонда

Попробуем стать ненадолго писателями. Выберите два противоположных понятия и составьте даймонд (могут пользоваться памяткой по составлению даймонда) (Музыка-Дога. Вальс к кинофильму "Мой ласковый и нежный зверь")

Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

-У вас получились замечательные произведения, содержащие искорку тепла и доброты. Давайте подарим это тепло нашим гостям.

-Я тоже хочу сделать вам подарок (даймонд).

Домашнее задание.

Цель этапа - нацелить на правильное выполнение домашнего задания

Написать сочинение в виде "стихотворения в прозе"