Полезные ископаемые. Металлы

Разделы: География


Цели:

  • расширить знания учащихся о полезных ископаемых;
  • дать понятие руд, научить различать рудные и нерудные полезные ископаемые;
  • изучит свойства металлов;
  • закрепить знания об использовании металлов человеком.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок - практикум.

Оборудование:

  • коллекция руд цветных и черных металлов (раздаточный материал на каждую парту);
  • магнит;
  • физическая карта России;
  • "Инструктивная карта" по работе с коллекциями, образцами, учебником (раздаточный материал на каждую парту);
  • учебник В.М.Пакулова, Н.В.Иванова "Природа неживая и живая" 5 класс, издательство "Дрофа".

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы урока, цели. Инструктаж по т/б при работе с коллекциями, образцами.

2. Новая тема.

Объяснение нового материала учителем.

Учитель дает понятие полезным ископаемым, разъясняет, какие из них относятся к горючим, металлическим, неметаллическим; дается определение руды, демонстрируется коллекция руд. Учитель рассказывает о рудах черных металлов, о свойстве металлов намагничиваться. Учитель демонстрирует как притягивается магнит к магниту.

После объяснений учителя учащимся предлагается выполнить задания 1, 2 по "Инструктивной карте" (приложение 1).

Далее учитель рассказывает о рудах цветных металлов. Рассказ сопровождается демонстрацией коллекции, после чего учащимся предлагается выполнить задание 3 по "Инструктивной карте".

Вопрос к классу для активизации познавательной деятельности: какими свойствами обладают металлы?

Беседа. В ходе беседы учащиеся при помощи учителя выявляют и называют свойства металлов, после чего им предлагается выполнить задание 4 по "Инструктивной карте".

Знакомство с нерудными полезными ископаемыми. Демонстрация коллекции. Показ на физической карте России месторождений каменного угля и нефти.

Выполнение учащимися задания 5 по "Инструктивной карте".

Тетради у учащихся собираются на проверку и оцениваются учителем к следующему уроку.

3. Закрепление и обобщение изученного:

Итак, сегодня на уроке мы узнали:

  • что такое полезные ископаемые;
  • какие полезные ископаемые являются рудными, а какие нерудными;
  • как на практике отличить руды цветных металлов от руд черных металлов;
  • какими свойствами обладают металлы;
  • где располагаются месторождения нерудных полезных ископаемых в России и как их использует человек

Ответьте на вопросы для проверки усвоения изученного материала:

Какие вы знаете полезные ископаемые?

Как их использует человек?

Где на территории нашей страны месторождения полезных ископаемых?

Найдите на карте месторождения угля и нефти.

Какими свойствами обладают металлы?

Ножи и ножницы делают из стали, а не из железа. Как вы думаете, почему?

Какие вы знаете нерудные полезные ископаемые?

Назовите окружающие нас предметы, изготовленные из нерудных и рудных полезных ископаемых.

4. Домашнее задание: параграф 28,задание 2, 4 на стр. 113.