Сценарий классного часа "Честь имею"

Разделы: Классное руководство


Уч.: Дорогие ребята, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем классном мероприятии.

Обратите внимание на запись на доске: "ЧЕСТЬ ИМЕЮ". Такие слова издавна произносят офицеры русской армии. Наша задача сегодня:

  • Продолжить знакомство с традициями русской армии, ее офицерства.
  • Понять, что означает: ЧЕСТЬ ИМЕЮ для русского офицера.
  • Найти ответ на очень важный вопрос: живы ли традиции русской армии сегодня.

Все, о чем мы будем говорить сейчас, связано с русской армией. Но наш разговор об этом не первый. Мы побывали в воинской части и познакомились с жизнью наших солдат. Сейчас же мы с вами попробуем вспомнить, что вы уже знаете о жизни военных. Проведем небольшую викторину. В ней принимают участие все: и мальчики (им предстоит служить), и девочки (им предстоит ждать солдата домой).

  1. Как называется здание, в котором живут солдаты? /казарма/ Армейское наказание? /наряд вне очереди/
  2. Гусеничная военная машина? /танк/
  3. Каких изобретателей огнестрельного оружия вы знаете? /Макаров, Калашников, Токарев/.
  4. С помощью какого приспособления можно защищаться от ядовитых газов? /противогаз/
  5. Стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы? /снайпер/
  6. Склад военного снаряжения? /арсенал/
  7. Какие головные уборы носят солдаты? /каски, фуражки, пилотки/
  8. Какой орден считался самой почетной наградой в России и вручался только военным и офицерам? /орден Святого Георгия, учрежден в 1769 году/.
  9. Сколько лет служили в армии в суворовские времена? /25 лет/.
  10. Почему 23 Февраля стал Днем Защитника Отечества? /23 февраля - боевое крещение первого отряда Красной Армии под Нарвой/.
  11. Почему о саперах говорят, что они ошибаются только один раз? /ошибаясь, они погибают/
  12. Крепостное или полевое военное укрепление? /блиндаж/
  13. Что такое "карманная артиллерия"? /граната/
  14. Второе название гвардейского миномета "БМ -13"? /"Катюша"/
  15. Назовите имя пограничника - нашего земляка - Героя Советского Союза, /Алексей Лопатин/.

Кл. рук. Итак, о жизни солдат вы немного знаете. А что вы знаете о жизни офицеров? /Командиры, это их профессия, служба тоже длится 25 лет/

Что бы вам хотелось видеть в солдате, ребята? /бескорыстного защитника родной земли/.

А в офицере? /образец порядочности, благородства, просвещенности/

Когда-то поэт Федор Тютчев сказал, что Россию в поворотные моменты ее судьбы всегда спасала ее история. Обратим и мы свой взор к истории.

1. Регулярная армия в России появилась при Петре I. Она комплектовалась на основе рекрутского набора, т.е. воинской повинности населения. Первыми гвардейцами были Семеновский, Преображенский полки, сформированные молодым царем в конце 17 века из его "потешных" полков. По указу Петра I для получения офицерского чина требовалось прослужить определенный срок рядовым в полках "нового строя".

Кл. рук. Слово "официум" в переводе с латинского означает "долг" - в значении "долг человеколюбия". На нашу почву перекочевало из немецкого языка. В России же в настоящем офицере всегда видели рыцаря. Доблесть, честность, благородство души, чистая совесть - вот те черты, которые в нем особо ценились.

Презентация.

Слайд № 2. "Всякий офицер, - подчеркивал Петр I, -как душа в теле человека". Именно при нем складывались армейские традиции и ритуалы. В ту пору трижды переиздавалось "Юности честное зерцало" - пособие для обучения и воспитания дворянских детей. В этой педагогической книге было заложено положение, ставшее основой кодекса чести русского офицера: "Жизнь Родине, честь - никому"! Этому кодексу следовали и гвардейские офицеры, и будущие морские офицеры - гардамарины.

/Песня "Гардамарины, вперед!", муз. Лебедева, сл. Ряшенцева/

У прадедов и дедов вы учились Суворовской науке побеждать, Вы в ранге полководцев не родились, Но каждый им по праву может стать.

2. Считается, что кодекс воинской чести идет от полководца Суворова.

Слайд №3. По сути же, в своей знаменитой книге "Наука побеждать" Александр Васильевич в сжатой форме обобщил те неписанные моральные нормы, которые бытовали в русской армии на протяжении столетий, начиная с древних славянских дружин. "Суть офицера, - определял Суворов, есть храбрость, офицеру мало лично быть храбрым и отважным человеком, он должен в бою или службе умело управлять людьми, командовать, принимать решения". Эти неписанные истины русские офицеры под командованием Суворова не раз доказывали и при штурме крепости Исмаил, и при знаменитом переходе через Альпы. И воля солдата работала в унисон с волей командира.

3. Русскую армию пропитывает дух культуры и духовности нации. Она дала народу не только полководцев суворовского закала, но и корифеев русской науки, культуры, техники:

  • океанолога адмирала Степана Макарова,
  • генералов медслужбы Пирогова и Склифасовского,
  • автора "Толкового словаря великорусского языка" Владимира Даля,
  • поэтов-офицеров Михаила Лермонтова, Гавриила Державина.

В песне Булата Окуджавы есть такие строки:

Блещут эполеты, вьются аксельбанты,
Все они красавцы, все они таланты...

4. Слайд №4. У доблестного офицера Кутузовской армии Дениса Давыдова есть удивительные строки о чести и достоинстве русского офицера. В его понимании - это служение Родине и ее защита до последней капли крови.

Выпьем же и поклянемся,
Что проклятью предаемся,
Если мы когда-нибудь
Шаг уступим, побледнеем,
Пожалеем нашу грудь
И в несчастье оробеем.

Кл. рук. Отечественная война дала нам сотни, тысячи беспримерных подвигов советских солдат и офицеров. Как один из многочисленных примеров - судьба генерал-лейтенанта инженерных войск, профессора, доктора военных наук, Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева. Слайд № 5

5. Он имел за плечами огромный военный опыт, был участником русско-японской, I мировой, гражданской войн. В начале Великой Отечественной войны попал в плен и был замучен вместе с 450 узниками в концлагере Маутхаузен. Заключенных загнали в баню, пустили из душа сначала холодную воду, затем горячую, после чего вывели людей на 20 градусный мороз. Из брандспойта ударили перекрещивающиеся ледяные струи. Но и перед смертью он нашел в себе силы обратиться к узникам лагеря: "Бодрей, товарищи, думайте о своей родине, и мужество не покинет нас".

Кл. рук. Армия не состоит из святых, в ней служат разные люди. Но они свято выполняют свой долг в любых обстоятельствах. Кто сегодня в нашем государстве выдерживает историческую тяжесть? Кто опора державы? Это, прежде всего, армия и флот, это мужчины в погонах.

/песня "Комбат", группа "Любе"/

Кл. рук. Армия, ее солдаты и офицеры достойны самого глубокого почтения и благодарности за то, что всегда откликаются на любую беду. Лучшая часть русского офицерского корпуса всегда была верна суворовской заповеди: "Не тщись на блистание, но на постоянство". Как вы понимаете значение этого закона?

/Постоянство - есть верность Родине. Не красота формы и погонов стала выбором трудного пути, а желание защищать Родину./

Кл. рук. Прошли грозные годы Великой Отечественной. За ними укрепление наших позиций в мировом сообществе. Но до сих пор в разных уголках нашей огромной земли то там, то тут вспыхивают военные пожары. Поэтому наша армия должна быть сильной, выносливой, способной противостоять любому врагу.

На нашем классном часе присутствуют офицеры - участники войны в Чечне: подполковник Мамонтов Андрей Борисович. Слайд № 6.

Они смогут ответить на все ваши вопросы.

Координационные вопросы:

  1. Когда и где вы воевали?
  2. Что вы закончили?
  3. Живы ли традиции русской армии в сегодняшней, действующей?
  4. Какие качества солдата просто необходимы сегодня?
  5. Что бы вы хотели пожелать нашим ребятам?

Выступление боевого офицера Мамонтова А.Б.

Учитель. Итак, вы сегодня узнали еще много нового о нашей армии, о жизни офицера, который службу в армии выбирает себе как профессию. Понравилась ли вам сегодня встреча с воинами, которые не просто защитники нашего отечества, но и участники реальных боевых действий. Какое же решение мы примем сейчас, чтобы еще лучше знать жизнь военного племени нашей Родины?

Решение:

  • Побывать на экскурсии в воинской части г. Коврова.
  • Посмотреть фильмы о Великой Отечественной войне.
  • Пригласить к нам в класс участника Великой Отечественной войны Грызунова Федора Петровича.
  • Провести к 9 Мая игру "Что? Где? Когда?" на военную тематику, /песня О. Газманова "Офицеры"/

Вручение цветов гостям.

Литература.

  1. Руссика. Школьная энциклопедия. История России. 20 век, М., Олма-Пресс образование, 2003 г.
  2. Великие россияне. Биографическая библиотека Ф.Павленкова. Олма. М., 2007 г.
  3. Гражданином быть обязан. Об истории российского государства и ее вооруженных силах, традициях, М., 2000 г.