Урок-мастерская в 5-м классе по теме "Сравнение обыкновенных дробей" с использованием компьютерной презентации

Разделы: Математика


1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Ребята, я надеюсь, что вы пришли на урок математики в хорошем настроении, будете помогать мне, а я вам, будем работать одной дружной командой, и у нас всё обязательно получится!

2. Актуализация знаний.

- Какую тему мы изучаем на уроках математики?

- Обыкновенные дроби.

- Какие дроби вы знаете?

- Правильные и неправильные дроби.

- Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей?

Презентация.

- Умеем читать, записывать, изображать на координатном луче. (Слайд 1)

- Предлагаю вам проверить свои знания по этим вопросам.

Упражнение на внимание (индуктор):

- В течение 1 минуты постарайтесь запомнить все дроби, которые я вам покажу: (Слайд 2)

- Назовите все дроби!

(1 человек на доске записывает по памяти все дроби из предложенного ряда)

- Предположите, какой будет следующий вопрос?

Учащиеся придумывают свои вопросы и задания с данными дробям, например: (Слайд 4)

1. Назовите числители дробей, знаменатели дробей.

2. Назовите правильные дроби, неправильные дроби.

3. Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?

4. Что означает дробь 2/3; 4/3; 12/12?

(Далее следуют ответы обучающихся на поставленные вопросы, т.е. идёт повторение изученного ранее материала).

- Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания? (Слайд 5)

Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. Сформулируйте возникшую проблему.

- Как сравнивают дроби?

- Тогда формулируем тему урока: "Сравнение дробей". (Слайд 6)

3. Изучение нового материала.

- Поставьте каждый для себя цель урока.

Целеполагание:

Учащиеся сообщают, какие цели они для себя выбирают. (Слайд 7)

- Вернёмся к вопросу: как сравнить дроби; как расставить их в порядке возрастания?

Что для этого необходимо сделать?

- Отметить дроби на координатном луче.

- Отметим дроби на координатном луче. Кто желает выполнить задание на доске?

Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях.

- Где на координатном луче находится большая из дробей, меньшая из дробей?

Учащиеся выполняют задание и вспоминают, что большая из дробей расположена на луче правее остальных.

- Ребята, не всегда при сравнении дробей оказывается возможным выполнить построение на луче, значит, следует искать другие способы сравнения. Давайте попробуем самостоятельно сформулировать правила сравнения дробей. Для этого выполним ряд заданий и сделаем выводы по полученным результатам. Определитесь с формой работы самостоятельно (индивидуально, в паре, в группе).

Самоконструкция, социоконструкция, социализация и афиширование:

1 задание: с помощью координатного луча сравните две дроби с одинаковыми знаменателями. Например, (Слайды 8 и 9)

1).

2).

3).

Сделаем вывод: из двух дробей с одинаковыми::::::.меньше та, у которой::::::::::::; и больше та, у которой:::::::::::::

2 задание: сравните две дроби с одинаковыми числителями. Например, (Слайды 10 и 11)

1).

2).

3).

Сделаем вывод: из двух дробей с одинаковыми ::::::::меньше та, у которой::::::::::::.;и больше та, у которой::::::::::::....

3 задание: сравните правильную дробь с единицей и неправильную дробь с единицей. (Слайды 12 и 13)

1).

2).

3).

4).

Сделаем вывод: правильная дробь всегда::::::..единицы.

Неправильная дробь:::::::или:::::::.единице.

4 задание: сравните две дроби, одна из которых правильная, а другая - неправильная. (Слайды 14 и 15)

1).

2).

3).

Сделаем вывод: правильная дробь всегда:::::::неправильной.

Разрыв и информационный запрос:

Идёт сверка полученных правил с текстом учебника.

Итак, какие правила сравнения обыкновенных дробей мы сформулировали?

Обучающиеся повторяют все четыре правила сравнения дробей: (Слайд 16)

1. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше; и больше та, у которой числитель больше.

2. Из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше; и больше та, у которой знаменатель меньше.

3. Правильная дробь всегда меньше единицы.
Неправильная дробь больше или равна единице.

4. Правильная дробь всегда меньше неправильной.

4. Первичное закрепление нового материала (коррекция).

Проверьте себя: насколько хорошо вы поняли материал; выполните следующее задание самостоятельно (самоконструкция, социализация, афиширование). (Слайд 17)

1. Сравни:

1.

2.

3. 11/8 и 1

4. 4/5 и 1

5. 9/4 и 17/18

6. 21/ 91 и 3/2

2. Приведите свои примеры на правила сравнения дробей:

3. Обсудите в паре (группе),( социализация, афиширование): (Слайды 18 и 19)

1). Как сравнить две обыкновенные дроби, изображённые на числовом луче?

2). Является ли правильной дробь, расположенная на числовом луче между числами 20 и 21?

3). Дробь а/в неправильная. Дробь х/у больше, чем а/в. Что можно сказать о дроби х/у?

4). Дробь а/в правильная. Дробь х/у меньше, чем а/в. Что можно сказать о дроби х/у?

5). Даны дроби: а/в и х/у; а/в =1 х/у < а/в. Какая это дробь х/у - правильная или неправильная?

6).Чему может быть равен х, если х/7 < 1; 6/х > 1; х/у = 1?

Мнения групп выслушиваются и обсуждаются.

5. Рефлексия. (Слайд 20)

1). Что узнали нового на уроке? (Слайд 21)

2). Какие испытывали трудности в работе?

3). Что удалось, что понравилось?

4). Удалось ли достичь цели урока? (возврат к слайду 6)

5). Можно ли изучить математику, наблюдая, как это делает сосед?

Презентация.