Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме, создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.

Средства обучения: (информационное обеспечение): учебник "Литературное чтение" для 3 класса, толковый словарь, портрет писателя, проектор, индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Поприветствуем наших гостей.

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём же наш урок.

2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Фразы для чтения: Индивидуальные карточки.

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

3. Актуализация знаний.

1) Литературный кроссворд.

1.Р 4. С
А Т 3.
С И Б 7. 6. 2. 5.
С Х Ы М С С Х
К О Л Е Ч К О
А Т И Т И А К
З В Н А Т З К
  О А Ф А К У
Р   О Л А
Е Р К
НИЕ А А

1. Небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Ему свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц. (рассказ)

2. Это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло. (Сказка)

3. Это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для неё характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом. (Былина)

4. Это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму. (Стихотворение)

5. Японские трехстишия (Хокку)

6. Небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель - определить водящих в игре. (Считалка)

7. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком - либо отношении двух предметов или явлений: крыло самолёта( крыло птицы), поезд идёт (человек идёт)

- Найдите лишнее слово в кроссворде. (Метафора т.к. это средство художественной выразительности, а всё остальное жанры литературы)

- Какое ключевое слово получилось? (Колечко)

- Какое лексическое значение этого слова? (1. Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала - связка ключей на кольцах; 2. Украшение, надеваемое на палец.)

2) Работа в парах. Чтение текста парами.

- Почему люди носят кольца?

В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

1. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.

2. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

- С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.

3) Соотношение автора и литературного произведения. (Карточки на доске)

В. Гаршин     "Лисица и Виноград"

И. Крылов     "С добрым утром"

К. Паустовский     "Лягушка - путешественница"

С Есенин

- Кто лишний? (Паустовский)

4. Работа над темой урока.

1) Знакомство с биографией автора. Чтение четверками. (Индивидуальные карточки)

1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

2. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

3. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

4. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

2) Просмотр слайдов "Фото экскурсия в московский музей К. Паустовского"

3) Викторина "Узнай произведение" (Карточки на доске)

СОН ЙИЧУСРАБ "Барсучий нос"

ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ "Заячьи лапы"

АГЮРОВ - ТОК "Кот - ворюга"

ЙЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР "Растрёпанный воробей"

4) Чтение и анализ текста

А) Словарно-лексическая работа. Работа в группах. (Индивидуальные карточки)

Соотнеси слово и его лексическое значением.

Соотнеси слово и его лексическое значением.

1. Курительный табак низшего сорта. ____________

2. Звук, производимый ударом металла о металл или о камень.________________________

3. Свёрнутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.__________________

4. Из тонких досок из древесины хвойных пород-

___________________.

5. Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа._________________

ПЛАТФОРМА, ЛЯЗГ, ЦИГАРКА, ТЕСОВЫЕ КРЫШИ, МАХОРКА.

Б) Выразительное чтение текста учащимися (по цепочке)

В) Словарно-лексическая работа "по ходу" текста.

СУРОВАЯ - холодная, неблагоприятная для жизни.

ЗАТЯНУТЬСЯ - закурить

СИТЦЕВЫЙ МЕШОЧЕК - из лёгкой хлопчатобумажной ткани (показать образец)

СКОРЫЙ поезд - совершающий быстрое движение в короткий промежуток времени.

ДОБРАЯ горсть - большая

САПЁР - военнослужащий инженерных войск

БОЛЬШАЯ ОХОТА - сильное желание

ШИНЕЛЬ - форменное пальто со складкой на спине и хлястиком.

БЕЛЫЙ СВЕТ - посмотреть мир

КОЛДУН - человек, занимающийся колдовством

5. Беседа после чтения. Выборочное чтение.

- Кто главный герой произведения? Как вы представляете Варюшу? Что вы можете сказать о её возрасте, характере?

Составление рассказа по опорам. (Опоры вывешиваются на доску)

Возраст от 7 до 10 лет

Добрая, наблюдательная, общительная, впечатлительная - верит в сказку

- Зачитайте о том, как её называет боец. ("Цветок - лепесток в валенках", "Анютины глазки с косичками")

- Что за художественный приём использован в этих прозвищах? (Это сравнение. Метафора)

Мини тест "Самый внимательный" "Да - нет" Работа в тетрадях.

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)
  2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
  3. На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
  4. Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
  5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
  6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)

Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет

Выборочное чтение. (Картина зимы)

-Найдите в тексте слова, которые подходят к этому изображению.

- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами.

Чтение по ролям. (Варюша, Боец с бородой, Второй боец, автор)

- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?

-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

-Как вы думаете, колечко действительно волшебное?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

-Называем палец и соответствующее чудо. (Иллюстрация руки)

Средний - здоровье

Безымянный - большущая радость

Указательный - увидишь весь мир

- Про какой палец забыл сказать боец?

6. Работа над жанром произведения.

- Как вы думаете, это текст Константина Паустовского - сказка или рассказ? Что роднит "Стальное колечко" с рассказом, что - со сказкой?

РАССКАЗ СКАЗКА

Жанровые признаки:

Указано в каком селе живут герои. Беседа с бойцом похожа на
В какое село Варюша идет за махоркой. сказку.
Все конкретные детали: Описание поезда похоже на
Снегопад, станция, поезд. описание чудовища, которое
может подхватить и унести девочку.

Содержание беседы с бойцом (ведь то, что перстенёк обладает чудесными свойствами может быть просто доброй шуткой взрослого человека)

- Давайте пофантазируем над продолжением.

- Зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр? (Если это рассказ, то история, которую придумают должна носить реалистический, то есть правдивый и жизненный характер, и все чудеса должны носить скорее поэтический характер, чем сказочный.)

- Есть ли какая-нибудь проблема у Варюши и деда? (Дед болен, и, сочиняя продолжение, нельзя забывать об этом)

- А есть ли у Варюши и ее деда другие проблемы? Что, например, может хотеть девочка, которая живёт в маленькой деревушке, у самого леса? (Наверное, девочке захочется повидать мир)

7. Дополнительные задания.

1. Составление пересказа по опорам. (Опоры учитель по мере ответов детей помещает на доске)

1) В какое время года описаны события рассказа? (среди зимы)

2) Почему Варюша пошла в соседнее село? (вышла махорка)

3) В какой день недели и куда пошла девочка? (воскресенье, село Переборы)

4) Как досталась девочке махорка? (купила)

5) Куда пошла Варюша? (на станцию)

6) Кого встретила девочка на платформе? (два бойца)

7) Что предложил боец девочке? (продать)

8) Что на это ответила девочка? (возьми сколько надо)

9) Чем отблагодарил боец Варюшу? (колечко)

10) Что делала девочка дальше? (поблагодарила, побежала домой)

11) Что случилось? (упало в снег)

Пересказ по опорам (опоры на доске)

2. Проверка домашнего задания. Чтение четверостиший о вреде курения.

Например,

Я шёл домой со спортзанятий,
Меня окликнул мой приятель.
Он сигаретою дымил
И закурить мне предложил.
Но ведь куренье - это вред.
И я сказал: "Спасибо, нет.
Дышать нам надо кислородом,
Зачем травиться углеродом?"

8. Итог урока.

- Какое чувство осталось у каждого из вас после чтения текста?

Домашнее задание:

- Придумать продолжение текста К. Паустовского.