Занятие-фантазия "Дерево, которого нет в природе"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Изобразительная деятельность является универсальным средством познания мира и себя в нем, средством развития потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом ребенке с рождения.

В теории и практике художественного образования уже существует много способов развития творческого воображения, построенных на выделенных в психологии приемах и на интуиции.

Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и соответственно может и должно формироваться на разных уровнях. Данное занятие простроено на первом уровне методик, основанном на базе использования основного приема творческого воображения - типизация (стилизация природных форм), и рекомендуется для учителей начальной школы, а также для педагогов дополнительного образования по направлениям художественно-эстетического моделирования.

Цель: Придумать и изобразить дерево из предметов окружающей нас действительности, которого нет в природе.

Задачи:

Образовательная

  • Познакомить с приемом творческого воображения - стилизацией природных форм.

Развивающие

  • Развивать творческое воображение через преобразование продукта действительности в продукт творчества на примере дерева.
  • Развивать мелкую моторику руки в процессе рисования.

Воспитательная

  • Воспитывать аккуратность при работе с инструментами и умение работать самостоятельно.

Участники: Учащиеся 8-10 лет

Оборудование: Доска, 2 стенда, столы для работы, на которых приготовлены необходимые материалы и инструменты, магнитофон.

Материалы и инструменты (по количеству участников):

  • Альбомный лист формата А4
  • Краски акварельные или гуашь
  • Карандаши простые ТМ
  • Кисть (белка, колонок) № 1,2
  • Емкость под воду
  • Ластик
  • Линейка 30 см.

Продолжительность занятия - 90 минут.

Перерыв - 10 мин.

План занятия:

Организационный этап (5 мин.)

  • Приветствие детей.
  • Подготовка рабочих мест.
  • Назначение дежурного.

Подготовительный этап (15 мин.)

  • Объявление темы и цели занятия.
  • Актуализация знаний (беседа с демонстрацией).
  • Упражнение на развитие внимания по теме "Дерево жизни".

Основной этап (50 мин.)

  • Объяснение с демонстрацией алгоритма построения дерева, не существующего в природе.
  • Практическая работа (разработка эскиза в карандаше, заливка в цвете).
  • Организация перерыва (10 мин.)

Заключительный этап (20 мин.)

  • Организация мини-выставки.
  • Рассказы детей о своих деревьях.
  • Уборка рабочих мест.

Форма занятия: занятие-фантазия

Методы обучения: программируемый, приемы эвристического

Формы обучения: беседа, практическая работа

Формы организации детей на занятии: фронтальная

Содержание занятия

I. Организационный этап (5 мин.)

  • Приветствие детей.
  • Подготовка рабочих мест.
  • Назначение дежурного.

Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии вам потребуется:

  • Альбомный лист формата А4
  • Карандаш простой ТМ
  • Линейка 30 см.
  • Ластик
  • Краски акварельные или гуашь
  • Кисть (белка, колонок) №1 и 2
  • Емкость под воду.

У всех рабочие места готовы? Если у вас чего-нибудь не хватает, обратитесь ко мне сейчас. Сегодня дежурить по кабинету будет (согласно списка)

II. Подготовительный этап (15 мин.)

  • Объявление темы и цели занятия.
  • Актуализация знаний (беседа с демонстрацией).
  • Упражнение на развитие внимания "Дерево жизни" (5 мин.).

Педагог: Тема нашего занятия "Дерево, которого нет в природе". Гуляя часто на улице, вспомните, какие вы видели деревья.

Дети: береза, тополь, рябина, дуб, клен:

Педагог: Ребята, давайте сыграем в такую игру. Я называю дерево, и если оно растет в наших северных лесах, то вы поднимаете "лес рук" и машете мне. А если такого дерева в нашем лесу не найти, то вы опускаете руки вниз. Попробуем? Береза..., Дуб..., Ель..., Сосна..., Клен..., Пальма... и т.д.

Молодцы.

Педагог показывает детям иллюстрации к книгам: "В стране не выученных уроков" и К.Чуковский "Чудо-дерево".

Педагог: Ребята, а как вы думаете, где могут расти такие деревья?

Дети: В книжках, сказках и т.д.

Педагог: Правильно, такого дерева в природе нет. Их придумали художники-иллюстраторы. И сегодня на занятии мы с вами придумаем и зарисуем дерево, которого нет в природе. Для этого сначала давайте попробуем разобраться в строении дерева.

Педагог показывает плакаты "Береза"  и "Дуб" . Вместе с детьми дает им характеристику.

 

Педагог: (Показывая плакат "Береза") что это за дерево?

Дети: Береза.

Педагог: Какой у нее ствол и ветви?

Дети: Ствол - тонкий, высокий, белого цвета с черными крапинками. Основные ветки тонкие, дополнительные ветки еще тоньше, они переплетаются с основными.

Методические рекомендации: Для того чтобы получить от детей более полную характеристику, педагогу необходимо задавать наводящие вопросы, например, "Все ли ветви у дерева одинаковые по толщине?" и т.п.

Педагог: (Показывая плакат "Дуб") а это что за дерево?

Дети: Дуб.

Педагог: А что вы можете сказать про его строение?

Дети: Ствол широкий, невысокий, мощный. Все ветки расходятся из одного места (как пальцы на ладони) их немного. Крона густая, круглая, как шапочка.

Методические рекомендации: Строение второго дерева дети должны самостоятельно описать по аналогии с предыдущим (березой), указать необходимые признаки. Задача педагога - помочь детям подобрать аналогии (на что похоже - пальцы, шапочка).

Педагог: А можно сказать, что эти деревья похожи? Если да, то чем? А если нет, то в чем разница?

Дети: Да, у обоих деревьев есть стол и ветви - основные и дополнительные. Но, можно сказать, что они не похожи, потому что, береза - высокая и стройная, а дуб - низкий с толстым стволом.

Методические рекомендации: беседа с детьми позволяет работать педагогу над обогащением их словаря. Можно ввести слова - приземистый, мощный и т.д.

Педагог: В наших северных росписях тоже можно встретить деревья. Вспомните, пожалуйста, а какие деревья - настоящие или декоративные изображали мастера?

Дети: декоративные.

Педагог показывает детям плакат "Декоративные деревья, выполненные в мезенской, пермогорской и борецкой росписях".

Плакат "Декоративные деревья, выполненные в мезенской, пермогорской и борецкой росписях".

Педагог: Ребята, а как вы думаете, какие деревья стали прообразами этих декоративных? Почему?

Дети:

  • 1 дерево (мезенская роспись) - береза, потому что ствол тонкий, стройный, основные ветки тянутся кверху, а дополнительные вниз.
  • 2 дерево (пермогорская роспись) - дуб, потому что ствол широкий, мощный, веток мало и они расходятся как пальцы из ладони.
  • 3 дерево (борецкая роспись) - тополь, потому что ствол массивный, напоминает треугольник, шероховатый, мощные основные ветви.

Упражнение на развитие внимания "Дерево жизни" (5 мин.)

Инструкция: В кабинете находится много работ мастеров и обучающихся объединения, выполненных в различных северных росписях. Ваша задача найти и сосчитать все изображенные декоративные деревья. На подсчет вам дается 5 мин.

Дети выполняют задание.

Методические рекомендации: при выполнении задания дети могут свободно перемещаться по кабинету, общаться друг с другом, сверять данные задавать уточняющие вопросы педагогу.

Педагог: А сейчас все займите свои места и назовите результаты своих подсчетов. Поднимите руку кто нашел меньше 10 деревьев?

Дети: ответы детей.

Педагог: Кто нашел больше 10, но меньше 25 деревьев?

Дети: ответы детей.

Педагог: А кто нашел больше 25?

Дети: ответы детей.

Педагог: Кто нашел все 39 деревьев?

Дети: ответы детей.

Педагог: Молодцы. Вы оказались очень внимательными.

III. Основной этап (50 мин.)

Объяснение с демонстрацией алгоритма построения дерева, не существующего в природе.

Практическая работа (разработка эскиза в карандаше, заливка в цвете)

Организация перерыва

Педагог: Научиться рисовать окружающие вас предметы - это одно из самых приятных и радостных достижений в жизни. Вы увидели, что простое дерево можно превратить в необычное, используя различные предметы.

Демонстрация работ учащихся, выполненных ранее.

Детская работа "Хлебное дерево".

Детская работа "Дерево бабочек".

Детская работа "Дерево планет".

Детская работа "Дерево Божья коровка".

Детская работа "Дерево девушка".

А давайте подумаем, какие еще предметы окружающей нас действительности можно использовать придумывая деревья.

Дети: овощи, фрукты, насекомые, животные, предметы быта и т.д.

Педагог: Как много предметов можно использовать для чудо-деревьев! Все деревья получились бы они разные, но принцип их построения будет один и тот же. Давайте рассмотрим схему, по которой мы будем рисовать дерево, не существующие в природе.

Педагог демонстрирует плакат-схему"Алгоритм построения дерева, не существующего в природе".

Педагог:

Определяем высоту фигуры будущего (задуманного) дерева. Рисуем ствол.

Методические рекомендации: Для этого сначала находим середину на листе А4 и проводим прямую вертикальную линию. Сверху и снизу листа оставляем место, т.к. по правилам построения композиции рисунок от начала листа и до его конца не рисуют.

Заменяем ствол дерева на задуманный предмет, например, сапог.

Подрисовываем к стволу-сапожку основные ветки.

Заменяем основные ветки на ветки-сапожки.

Методические рекомендации: Основные ветки-сапожки могут быть различные по форме, размерам и отделке.

Подрисовываем к основным веткам сапожка дополнительные ветки-сапожки.

Методические рекомендации: Дополнительные ветки-сапожки могут быть различные по форме, размерам и отделке.

Общие методические рекомендации: В схеме пропущен этап, на котором рисуются дополнительные ветки (в виде прямых линий), но этот принцип построения такой же как и у основных веток. Чтобы дети обратили на это внимание и умели работать по аналогии, у них можно спросить: "Внимательно посмотрите на схему и скажите, что необходимо сделать перед тем как рисовать дополнительные ветки-сапожки". Ответ: "Необходимо нарисовать дополнительные ветки в виде прямых линий, опущенных вниз. А потом уже заменить их на дополнительные ветки-сапожки".

Также можно спросить у детей: "Что мы делаем когда закончили карандашный эскиз?". Ответ детей: "Мы убираем с помощью ластика все вспомогательные и лишние линии".

Заливаем в цвете дерево-сапожок.

Методические рекомендации: Педагог напоминает детям о принципе смешения цветов для получения желаемого. Также обращает внимание на то, что они самостоятельно, исходя из своего замысла, подбирают цветовую гамму.

Педагог: Сейчас каждому из вас необходимо придумать и зарисовать дерево, не существующие в природе. А также придумать название дереву и небольшой фантастический рассказ. Ребята, вам понятно в какой последовательности вы будете рисовать дерево? Если вопросов нет, то можно приступать к работе.

Общие методические рекомендации: Можно напомнить детям, что вся практическая работа делится на 2 основных этапа - карандашный эскиз и заливка в цвете. Т.к. дети работают в разном режиме, то лучше сразу обратить их внимание на то, что когда они закончат карандашный эскиз, необходимо прибраться на рабочих столах и подготовить рабочее место для работы с красками. Необходимо вспомнить вместе с детьми где и как они набирают воду, напомнить правила работы с водой и красками. Практическая работа.

Дети работают самостоятельно.

Методические рекомендации: Во время работы детей педагог наблюдает за их деятельностью, дает рекомендации, отвечает на вопросы. В конце практической работы педагог напоминает детям о необходимости приборки рабочих мест, контролирует как они это делают.

Общие методические рекомендации: Т.к. практическая работа достаточна длительна по времени (50 мин.), то необходимо провести 10 минутный перерыв. Этот перерыв лучше всего организовать перед началом работы в цвете (большинство ребят закончили карандашный эскиз).

На данном занятии во время перерыва дети: могли самостоятельно организовать свою деятельность (пообщаться друг с другом, рассмотреть иллюстрации чудо-деревьев, убрать рабочее место, наполнить емкость водой) или поучаствовать в игре "Расписная мозаика", организованную педагогом.

IV. Заключительный этап (20 мин.)

Организация мини-выставки.

Рассказы детей о своих деревьях.

Уборка рабочих мест.

Педагог: вы все справились с заданием. А сейчас я предлагаю организовать мини-выставку. Для этого каждый подходит к доске и вывешивает свою работу.

Дети вывешивают работы, педагог им помогает.

Педагог: Давайте посмотрим, какие разные и оригинальные деревья у нас получились.

Дети рассказывают о своих деревьях.

Методические рекомендации: Педагог и дети могут задавать вопросы тому, кто только что рассказал про свое дерево. Если ребенок не смог составить рассказ или не захотел рассказывать, достаточно спросить: "А как называется твое дерево?". В конце педагог вмесите с ребятами делает вывод: можно ли глядя на рисунки представленных деревьев определить что это за дерево и сказать, что оно не существует в природе.

Педагог: Молодцы. У вас получились замечательные работы.

До свидания! Дежурный проверяет все ли рабочие места прибраны.

Литература

  1. Борецкая роспись: Методические рекомендации по программе "Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера". Выпуск 4 / Л.А.Изместьева. - Архангельск: АОИППК РО, 1994. - 32 с.
  2. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 16 с.
  3. Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. - М.: Аквариум, 1998. - 88 с.
  4. Мезенская роспись: Методические рекомендации по программе "Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера". /Л.А.Изместьева - Архангельск: АОИППК РО, 1992. - 32 с.
  5. Народная роспись Северной Двины. /Автор-составитель О.В. Круглова. - М.: "изобразительное искусство, 1987.
  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 368 с.
  7. Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых /Пер. с англ. М.Д.Лахути. - М.: ООО "РОСМЭН-ИЗДАТ", 2000. - 96 с.