Урок краеведения для учащихся 6-го класса по теме "Легенды и сказы Южного Урала"

Разделы: География


Цели и задачи:

  • Познакомить детей с легендами народов Урала;
  • Развить интерес к изучению курса краеведения;
  • Воспитание любви к своей малой родине;
  • Развитие творческих способностей детей.

Оборудование: презентация по теме «Легенды и сказы Южного Урока», мультимедиа проектор, выставка книг, посвященная природе, легендам и сказам, писателям Южного Урала, физическая карта Уральских гор и физическая карта России, а также на каждой парте должна быть карта Челябинской области.

Примечание: при проведении урока помогают учащиеся старших классов, которые исполняют следующие роли – Хозяйки Медной горы и 4-х ее подружек, которые живут в разных уголках Южного Урала (все герои одеты в русские народные костюмы).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя: (Приложение 1, слайды 1-3)

Ребята, кто из вас любит путешествовать?
– А на чем вы больше всего любите путешествовать, на каком виде транспорта?

(Заслушиваются ответы учащихся)

– Тогда вперед! Наше путешествие по родному краю начинается!

III. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие по самым красивым местам Южного Урала. Я думаю, что вы все любите путешествовать. Много тайн и загадок хранит наша Уральская земля. И сегодня мы с вами разгадаем некоторые из них с помощью необычных гостей. Но что-то они задерживаются. Давайте мы с вами приготовимся, усядемся поудобнее. И так наше путешествие начинается…

(Стук в дверь, входит Хозяйка Медной горы)

Хозяйка Медной горы: Подождите, подождите ребята, засмотрелась я на вашу школу, которая находится в такой красивой березовой роще и чуть-чуть не опоздала к вам.
Учитель: Вот и наша необычная гостья.
Хозяйка Медной горы: (Приложение 1, слайды 4-5) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Хозяйка Медной горы. Вы меня знаете? Или есть здесь такие ребята, которые обо мне ничего не слышали? (Ответы учащихся)
– Да, обо мне много сказов написал Бажов – уральский писатель. А пришла я сегодня к вам не просто в гости, чтобы посмотреть на вас, какие вы красивые, какая школа у вас большая. Пришла я к вам потому, что я прихожу ко всем ребятам, которые начинают изучать свой родной край.
– Я, как и вы живу на Урале и много знаю об Уральских горах, о названиях рек, озер, о городах и поселках. И сегодня я хочу рассказать вам некоторые легенды, связанные с самыми красивыми местами Южного Урала.
– Только где же мои подружки. Без них я как без рук, ведь вы, наверное, уже знаете, что Уральские горы протянулись от берегов Карского моря до степей Казахстана более чем на 2000 км. Где же за всем этим проследишь одна. Вот и помогают мне мои подружки, живут они в разных местах Урала. Я пригласила сегодня к вам в гости тех, кто живет в Челябинской области.
– Ну, где же вы мои подружки? Уж не заблудились ли?

(Входят подружки Хозяйки Медной горы: Аленушка, Василина, Дарьюшка, Настенька.)

Подружки: Нет, нет, не заблудились, мы уже здесь.

Хозяйка Медной горы: Ну что ж, давайте сядем рядком, да расскажем ребятам. Откуда на Южном Урале такие интересные названия появились.
– Кто же из нас будет первым?
– Раз уж я здесь главная, то и командовать буду я. Расскажи-ка нам, свет Аленушка, где ты живешь и чем тебе так нравится твой край?
Аленушка: Расскажу я вам ребята одну красивую легенду о девушке по имени Юрюзань. Ну, что приготовились слушать?

ЛЕГЕНДА О РЕКЕ ЮРЮЗАНЬ. (Приложение 2, Приложение 1, cлайды 6-15) В ходе рассказов девушки показывают по физической карте Челябинской области то место, откуда они родом.

Хозяйка Медной горы: Ну, а теперь твой черед, Василина. Откуда ты родом и о чем ты можешь рассказать ребятам?
Василина: А я расскажу об одном из самых красивых озер нашей области – озере Тургояк. Я уже много лет живу на берегу этого озера, и мне кажется, что нет прекраснее места на Южном Урале и на всей нашей Земле. Знаете ли вы, ребята, почему это озеро назвали Тургояк?

ЛЕГЕНДА ОБОЗЕРЕ ТУРГОЯК. (Приложение 2, Приложение 1, слайды 16-18)

– Так кто такой Тур и Гояк?

Дарьюшка: Ну, что ж, красивы ваши места и сказы им под стать, а вот послушайте что я вам расскажу. Я живу в горной местности, а зовется это место Таганаем.

ЛЕГЕНДА О ТАГАНАЕ. (Приложение 2, Приложение 1, слайды 19-27)

Настенька: Красивы ваши сказы! Но и мой не хуже! Живу я в близи озера Зюраткуль, поэтому и поведаю я тайну этого озера.

ЛЕГЕНДА ОБ ОЗЕРЕ ЗЮРАТКУЛЬ. (Приложение 2, Приложение 1, слайды 28-32)

Хозяйка Медной горы: Понравились вам, ребята, наши сказы и места наши Уральские?
– И я хочу вас познакомить с необычной выставкой книг, которая посвящена нашей Уральской Земле. Все эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке и более подробно познакомиться с нашим родным краем. (Показывает книги, особо обращая внимание на книгу «Легенды и сказы южного Урала»)
– Что-то мы засиделись у вас, а хозяйство у нас большое, всему нужен глаз да глаз. Люблю, чтобы порядок был везде. Пойдемте подружки. А мы вам, ребята, говорим: «До свидания! Думаю, еще не раз с вами мы увидимся, уж очень нам понравилась у вас!
– И наказ вам даю такой: «Читайте, учите и многое вы узнаете, многие загадки для себя вы разгадаете! До скорой встречи!»

(Хозяйка Медной горы вместе с подружками прощаются и уходят)

Учитель: Много загадок еще неразгаданных хранят в себе Уральские горы и названия рек, озер, поселков и городов.
Существует специальная наука, которую называют топонимика – это наука о географических названиях. (Приложение 1, слайд 33)

IV. Закрепление по вопросам (Приложение 1, слайды 34-38)

С какими легендами Южного Урала вы сегодня познакомились?
– Что же случилось со стариком Таганаем?
– Как звали младшего сына Таганая?
– О каком месте говорится в легенде?
– Почему Тургояк называют младшим братом Байкала?
– Откуда произошло название озера Тургояк?
– Что с ними (юношей Туром и девушкой Гояк) произошло?

V. Игровой момент (Приложение 1, слайды 39-42)

Учитель: Ну что устали, давайте немного отдохнем и поиграем. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать, в этом вам поможет ваша интуиция, сообразительность, находчивость и физическая карта Челябинской области. Загадки посвящены названиям рек и озер нашей области.

Загадка 1

Я солнце на небе закрою –
захочу дождем прольюсь,
А измени вторую букву –
Я в речку тут же обращусь.

(Туча – Теча)

Загадка 2

Четвертую ноту к предлогу прибавьте –
Название речки составьте.

(У-фа)

Загадка 3

Слог первый – возглас торжества,
Взамен второго – звук согласный.
А вместе горы и река,
неповторимый край прекрасный.

(Ура-л)

Загадка 4

Добавив согласную к ноте,
Речку горную найдете.

(Си-м)

Учитель:Ребята, а что нам пожелала Хозяйка Медной горы? (Ответы учащихся и затем Приложение 1, слайд 43)

– Молодцы, правильно. «Читайте, учите и многое вы узнаете, многие загадки для себя вы разгадаете!

VI. Домашнее задание (выборочное): (Приложение 1, слайд № 44)

  • Пофантазируйте и представьте на следующее занятие свои сказы о реках, озерах Челябинской области, используя материалы выставки, книги сельской и школьной библиотеки.
  • Нарисуйте рисунки к легендам, найдите на карте новые топонимы.
  • Найди все знакомые реки на географической карте.
  • Составить кроссворд по топонимам.

VII. Итог урока

– С чем вы сегодня познакомились? С какими легендами?
– Что такое Таганай?
– Сколько у него было сыновей? Как их звали?
– В честь кого место назвали Селябой или Челябой?
– Что в переводе означает «Зюраткуль»?

(Выставление оценок самым активным ребятам. В оставшееся время (3-4 мин.) учащиеся начинают выполнять домашнее задание.)