Программа "Великое счастье - общение"

Разделы: Классное руководство


Мудрец, беседуя с учеником, спросил его.

- Какой путеводный свет для человека?

- Свет солнца!

- А когда солнце зашло?

- Лунный свет.

- А когда луны не видно?

- Огонь служит ему светом.

- А когда зашло солнце, луны не видно, и погас огонь, что является для человека путеводным светом?

- Речь и источник душевного света. Человек идёт туда, где слышна речь, пусть даже там абсолютная тьма. С этими качествами человек никогда не заблудится в окружающем мире.

(народная притча).

В начале 21 века появляются документы, направленные на модернизацию российского образования. Это Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция содержания непрерывного образования(17.06.2003г.), Федеральный компонент государственного стандарта общего образования(2004) и т.д. ;

В этих документах сформулированы изменённые цели образования и соответственно параметры его качества: "Базовое звено образования общеобразовательных школ, модернизация, которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а, также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования и воспитания".

Поэтому результатами образования, сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление, ориентированное на формирование определённых компетенций.

Коммуникативная компетентность- это способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Нет сомнения, что одной из характеристик личности ученика является его коммуникабельность и владение культурой слова, устной и письменной речью.

Цель программы:

  • Формирование классного коллектива, создание в нём эмоционально-благоприятной, тёплой атмосферы общения.
  • Развитие коммуникативной компетенции в свете новых требований к воспитательному и образовательному процессу.

Чтобы программа заработала, я использовала опыт доктора педагогических наук Надежды Егоровны Щурковой.

Современные школьники познают мир совсем по-иному. Во-первых, их общение не ограничивается тем пространством, в котором они живут; во-вторых, они познают не только те реалии, с которыми их хотели бы познакомить взрослые. Сегодняшние дети живут в окружении техносферы, связывающая их с миром и с помощью, которой они познают этот мир. Исследования показали, что лишь 20 0/0 информации усваивается из средств массовой коммуникации. Откуда же он черпает остальные 80 0/0? Ответ: по каналам межличностного общения. Таким образом, сегодня общение по-прежнему остаётся основой человеческого познания.

Мы общаемся непрерывно. Мы непрерывно учимся общаться.

Я уверена, что чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие.

В содержание коммуникативных задач входит:

  1. Обогащение знаниями о значении коммуникации в деятельности младших школьников.
  2. Обучение их вербальному и невербальному общению.
  3. Развитие умения слушать и понимать собеседника.
  4. Высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  5. Владение устной и письменной речью.
  6. Расширение лингвистического кругозора учащихся.
  7. Быть способным к сотрудничеству.
  8. Воспитание социально-ответственной личности.
  9. Формирование социально-адаптированного школьника.
  10. Сохранение и укрепление здоровья.

Общение как многообразный социальный и психологический процесс достаточно сложен, он выполняет разнообразные функции, в том числе:

  • Информативную (получение, передача и создание информации);
  • Познания действительности и мира;
  • Усвоения и создания социальных норм деятельности и взаимоотношений;
  • Социального контроля;
  • Самоутверждения личности.

Как классный руководитель и как учитель я стараюсь на уроках и во время проведения внеклассных мероприятий:

  • Знакомить учащихся с традициями и обычаями различных поколений.
  • Формировать у детей культуру общения в системе (учитель- ученик), (ученик-ученик), (взрослый- ребёнок).
  • Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса, школы.
  • Учить детей приёмам преодоления проблем в общении.

Развитие коммуникативной компетенции происходит через различные формы работы:

  • тематические классные часы;
  • тренинги общения детей и родителей;
  • самопрезентации и самопредставления;
  • праздники, конкурсы, ролевые игры, коллективную творческую деятельность;
  • беседы и экскурсии.

Технологическая цепочка любого воспитательного дела:

Подготовительный этап;

а) предварительное формирование отношения к делу, интерес к нему;

б) подготовка педагогом необходимых материалов;

Психологический настрой, или начало воспитательного дела;

а) вступительное слово учителя;

б) музыкальное сопровождение, приветствие;

3. Содержательная деятельность;

4. Завершение;

5. Проект на будущее.

Надежда Егоровна Щуркова считает, что ключевыми элементами воспитательной технологии является общение с воспитанниками и организация деятельности.

В своей работе я считаю важным следующие идеи:

Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности ученика, его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.

Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности ребёнка - ученика.

Идея сотрудничества. Совместная коллективная творческая деятельность детей; родителей и детей; сотворчество детей и учителя в процессе обучения и воспитания.

Идея выбора и ответственности. Идея возможности самому ребёнку выбирать интересные ему виды и формы деятельности, ребёнок должен научиться предполагать возможные результаты и нести за них ответственность.

Идея деятельности. По самому выражению идеи - деятельность не является набором разнообразных форм деятельности, а призвана породить удовлетворённость и радость от процесса деятельности и реализуемой идеи, от переживания ценностного эмоционального отношения к объекту деятельности.

Идея открытости. Тесный контакт с семьёй ребёнка, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребёнка, взаимодействие с культурными и воспитательными учреждениями окружающего социума.

На мой взгляд, необходим системный подход к построению программы развития коммуникативной компетенции. Метод заключается в формировании системного мышления - не прямолинейного по своей сути, а циклического, в котором связи между объектами знаний образуют циклы обратной связи. Обратная связь - возвращение информации на следующем этапе её передачи. Дети, усваивая новый материал, обязательно обращаются к знаниям, приобретённым ранее, таким образом, вписывая новое в имеющую систему миропонимания, что влечёт к её изменению, дополнению, а иногда и к пересмотру уже существующих элементов системы знаний.

Очень важное место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки - выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, - т.е. умения и навыка речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.

Речевые условия, диктующие говорящему выбор слов и грамматических средств:

  • Взаимоотношения между собеседниками (официальные / неофициальные) и их социальные роли ( ученик, учитель, пол, возраст).
  • Место общения ( на уроке, на перемене, в дружеской беседе и т. д
  • Цель и намерения говорящего ( приказ, просьба, требование, сообщение, радость, обиды и т. д

Приёмы и методы воспитательной деятельности:

  • убеждения;
  • перспективы;
  • создание ситуаций успеха;
  • опора на индивидуальные способности;
  • досуговая педагогика;
  • общественное мнение;
  • поощрения.

Основные виды деятельности:

  • познавательная и интеллектуальная;
  • деятельность по интересам;
  • индивидуальная, групповая, коллективная творческая деятельность;
  • социально - значимая деятельность;
  • оздоровительная;
  • игровая.
  • условия успешной реализации цели:
  • опора на традиции класса и школы;
  • сотрудничество с учителями, работающими в классе;
  • осуществление взаимодействия с семьёй, использование воспитательного потенциала семьи;
  • опора на индивидуальные способности детей.

Прогнозируемые результаты:

К концу 4 класса ученики видятся личностью:

  • духовной;
  • активной и инициативной;
  • творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
  • способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
  • способной к саморазвитию, самовоспитанию.
  • свободно владеющей всеми видами общения;
  • коммуникабельной.

Мероприятия, способствующие сплочению коллектива учащихся, родителей, учителей.

Мероприятия Сроки
1. День Знаний. Сентябрь 2008 год
2. День именинника. Сентябрь
3. Экскурсия "Осенние краски природы". Октябрь 2008 год
4. Спортивный праздник "Сбор овощей". Октябрь
5. Акция Доброй воли "Нам нужен Мир!" Ноябрь 2008 год
6. Формула вежливости - "доброе слово". Ноябрь
7. "Традиции празднования Нового года на Руси". Декабрь 2008 год
8. Новогодний праздник. Декабрь
9. Посещение "Театра Музыкальной комедии". Январь 2009 год
10. Викторина "Что делать если:" Февраль
11. Праздник пап и дедушек. Февраль 2009 год
12. Здравствуй, Масленица! Март
13. Для наших мам. Март 2009 год
14. Смех, да и только! Апрель
15. Всемирный день здоровья. Апрель 2009 год
16. Викторина "Весёлая школа" Май
17. Здравствуй, лето, дорогое - долгожданное! Май 2009 год