Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одним из основных направлений воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Главной задачей, которого является творческое освоение норм и правил родного языка, умение применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.

Неоценимую роль в решении этой задачи оказывает социо-игровая технология, позволяющая через игру положительно влиять на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают учёные, игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Для взрослого человека игра - это отдых от серьезных дел, от труда, не лишенное удовольствий времяпрепровождение. Игра в жизни ребенка занимает исключительное положение. Она начинается в ранний колыбельный период и является вначале выражением чисто физиологических потребностей и побуждений. Со временем становится главным занятием ребенка, приобретает социальные черты и представляет собой "горячую, неустанную, но вместе с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребенка, насаждаются в нем знание и опыт и закладываются первые основы для его будущей деятельности в жизни". А.В. Луначарский говорил: "Неправда, будто игра несерьезна. Для ребенка серьезна всякая игра, ибо, играя, он живет:".

Двустороннюю связь между речью и игрой рассматривала Т.А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражая речи, поступкам и действиям изображаемых людей.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор. По словам ученого-лингвиста Виноградова Г.С., едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.

Еще в раннем возрасте мама приучает ребенка к игре со словом, напевая ему колыбельные песни. Он еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и он уже повторяет его на все лады - гулит. Ребенок играет со звуками.

Затем идут пестушки, сопровождающие физические упражнения "порастушки-потягушки". Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык.

Словесные игры составляют основу всей работы, целью которой является развитие речевой активности детей, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить.

Для расширения словарного запаса использую такие игры, как "Доскажи словечко", "На лесной опушке живет коза (в избушке)", "Словесное лото".

Правила игры.

Карточки с картинками (белка, лиса, воробей, синица, медведь, заяц, камешки-орешки) разложены на столе, все "орешки" возле карточки с белкой. Читается потешка: "Сидит белка на тележке". Дети по порядку раскладывают "орешки" героям потешки:

"Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому."

Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов. В этом помогает бытовой фольклор: детские народные песенки. Например, знакомство с домашними животными:

"Коза, коза, - А где кони?
Лубяные глаза - Они в лес ушли.
Где ты была? - А где тот лес?
- Коней стерегла. - Огнем сгорел:"

Познавательное значение имеют словосочетания из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине.

Например:

  • "Направо пойдешь - клад найдешь,
  • Налево пойдешь - коня потеряешь,
  • Прямо пойдешь - сам пропадешь.

Используя различные виды фольклора решаю задачи воспитания звуковой культуры речи.

Для развития голосовых данных и регулировки дыхания использую игру "Голосяночки" [3].

Правила игры.

Играющие садятся в кружок и поют любое четверостишие, например:

"Станем ли мы братцы,
Волосяночку тянуть,
А кто не дотянет,
Того самого:"

Последний звук [о] тянется всеми, не переводя дыхания, выигрывает тот, кто больше всех протянет. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики беру народные игры "Сорока-ворона", "Этот пальчик-дедушка", "У нашей бабушки десять внучат" и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Для умения регулировать громкость голоса использую заклички:

"Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!"

Их надо говорить как можно громче.

Пестушки же проговариваем ласково, напевно, а значит тихо.

"Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать
Будет глазки закрывать"

Скороговорки использую для совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Например, скороговорку "Перепелка перепела перепела" произнести с разной интонацией (вопросительно, задумчиво, удивленно, радостно, грустно, восторженно, неохотно, быстро, медленно, напевно, громко, тихо, шепотом)

Многие речевые игры на развитие слухового внимания основаны на фольклорных элементах. Использую игру "Перевертыши" (задача - найти несоответствие)

"Жив здоров,
Лежу в больнице,
Сыт по горло -
Есть хочу,
Хоть корову проглочу"

А также "Ладушки", "Про сороку", "Коза рогатая".

Формируя связную речь ребенка, учу его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения.

Игровое и речевое взаимодействие детей отражаются в так называемых фольклорных ролевых играх. В них интегрируются не только движение, слово, но и моторно-двигательный, психоэмоциональный и вербальный коммуникативные коды человека, что является наиболее важным для формирования готовности к общению. Ведущим основанием взаимодействия является интерес к роли.

В своей работе использую следующие игры:

Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста, которые несут образы, близкие детям, отражают мир детских интересов и устремлений. "Лисички и собачки", "Охотники и утки", "Волк и козлята" и др.

Формальные ролевые игры с игровыми припевами (хороводные), в них идеи выражены словом, звуком и пластикой в одно и то же время. Играем в "Колпачок", "Арбуз", "Каравай", "Заинька", "Игра в тюленя"[3]. Правила игры: На девочек одевают косынки, на мальчиков - кушаки. Изображающий тюленя садится на землю в центр круга, остальные водят хоровод и поют:

"Ты, тюлень, ты, тюлень,
Завернись под кулень!
Тепло ли тебе там?
Тюлень отвечает:
Мне не больно тепло,
Приоденьте меня,
Приукройте меня:
С молодца - кушак,
С красной девицы - платок"

Одна из девочек снимает платок, мальчик кушак и покрывают тюленя, затем продолжают хождение хоровода и пение до тех пор, пока ни у кого не останется ни платка, ни кушака.

Формальные ролевые игры с игровыми приговорами. В них доступное содержание, близкие образы, резкая экспрессивность, упругая динамичность, богатство повторов слов, звучных рифм, хорошо разработанный диалог, интонационная полифония.

С удовольствием играем в игры: "Цепи кованые", "Волк и гуси", "У медведя во бору", игры с мячом (отбивание об пол или стену), прыжки:

"Прыг-скок,
Прыг-скок,
Обвалился потолок:"

В играх использую различные сговорки, считалки "С неба падать или прихватывать?"[3]

Широко применяю игры-импровизации, которые сочиняются детьми повседневно, разыгрываются в одиночку и группами. Именно в них диалогическая речь приобретает осмысленные формы, служит полноценному овладению основными коммуникативными способностями.

Для развития всех сторон речи и речевого общения из всего фольклорного ряда я выделила потешки и прибаутки. Они стали почвой на пути решения всех дидактических задач. Потешка не может существовать отдельно от игры. Она ритмична, содержательна, наполнена информацией об окружающем мире. В ней описываются конкретные образы. Потешка дает нравственный урок. Обучение языку ведется на чистых, доступных пониманию ребенка образцах поэтической речи, обучение в процессе игры не утомляет ребенка, и доставляет ему удовольствие, наслаждение.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Дети воспринимают богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи еще нет слов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к звукоподражаниям, к показу действиям. Прибаутки расширяют представления детей о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно-чувственного восприятия действительности, используя их, возможна игра понятиями на уровне смысла.

При работе над потешкой главное - неучебная мотивация детей. В играх с потешками детей ориентирую, прежде всего, на смысловую сторону речи, в результате чего в их воображении возникает образ игрового персонажа. Активизирую игровое и речевое взаимодействие детей с помощью проблемных речевых ситуаций. При этом развиваю речевое дыхание, артикуляционный аппарат, правильное произношение звуков, чувство ритма.

Заданиями работы в парах побуждаю детей к практическому взаимодействию. Для этого использую разные его виды: перекидывание (катание) мяча, передача предмета, передача предмета, ролевой диалог в драматизации и театрализации.

Для эмоционального комфорта детей социо-игровая технология позволят использовать недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания: разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, звучащие игрушки); слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шепот, таинственная интонация) и зрительные эффекты, элементы костюма, событийность (рисование на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).

Например, работа над потешкой "Привяжу я козлика".

Цель: Побуждать детей поддерживать диалог, высказываться на темы из личного опыта (внеситуативное общение), развивать интонационность речи.

"Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого,
К белой березке.
Стой, мой козлик
Стой, не бойся
Белая березка,
Стой не качайся"

Виды работы.

  • Показ настольного театра.
  • Чтение потешки в парах (с мячом, с хлопками)
  • Разучивание новых потешек.
  • Обыгрывание этюдов.
  • Инсценировка разных вариантов.

Вопросы.

Кто еще может привязать козлика? Кого еще можно привязать? К чему можно привязать? Что еще можно сделать с козликом? О чём попросили козлика? Какой козлик? В какое время года происходит событие? Почему березка качается? Кого они встретят? Увидят? Где березка растет?

Все ответы на вопросы фиксирую, затем, заменяя персонажей, действия, сочиняем с детьми новые варианты:

Варианты потешек, сочиненные детьми.

1)

Выпущу я козлика
На лесной опушке,
Выпущу лохматого
На лесной опушке.
Кушай, козлик, травку,
В лес не подавайся,
Если встретишь зайца,
Сильно не пугайся.

2)

Привяжу теленка
Я к зеленой ёлке
Привяжу рогатого
Я к зеленой ёлке
Стой, теленок,
Стой, не бодайся,
Зеленая ёлка
Стой, не ломайся

В игровом творческом процессе дети, не затрудняясь, меняют персонажей произведений (белку на ёжика), подбирают синонимы (труба блестящая, сияющая), рифмуют слова (тонкая-звонкая, доить-угостить), подбирают прилагательные (опушка зелёная, ясная, просторная), спрягают глаголы (кормила-накормила).

Используя потешки, придерживаюсь следующих правил:

  • Принцип добровольного участия детей.
  • Взрослый - активный участник процесса.
  • Учёт заинтересованности детей.
  • Понятность и доступность текста.
  • Поощрение импровизации действий.
  • Корректировка содержания (дополнение и сокращение) в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Социо-игровые подходы помогают мне более полно раскрыть способности, возможности и склонности каждого ребенка. Через игровую деятельность сохраняю здоровье детей, их психические качества - дети могут сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, слушать и слышать, выполнять определенный объем рабочих усилий, преодолевать трудности, быть в состоянии вдохновения.

В результате проводимой мной работы дети:

- охотно вступают в контакт с воспитателями и сверстниками;

- отвечают словом и действием на побуждающие предложения и вопросы;

- овладели ситуативно-деловым общением с взрослыми, происходит становление

эмоционально-практического речевого общения с ровесниками;

- обозначают в игре словом роль в действии;

- понимают и используют слова для обозначения обобщения и замещения людей, предметов или действий.

Развитие речи - это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка и, в конечном итоге, мер успешности обучения детей в школе.

Используемая литература.

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор - М., 1957.
  2. Ершова А, Букатов В. Возвращение к таланту - Красноярск, АКМЭ, 1999
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: - М.: Просвещение, 1987.
  4. Развивающие игры с малышами до трех лет. Сост. Галанова Т.В. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.