Форма занятий по информатике во внеурочное время

Разделы: Информатика


В Центре Образования №1678 г.Москвы уже много лет успешно работает Студия дополнительного образования “Буратино”. Это позволяет оказывать дополнительные образовательные услуги по различным направлениям. Информатика представлена направлениями “Увлекательная информатика” и “Информатика и человек”.

Программы по информатике в студии “Буратино”: “Увлекательная информатика”, “Информатика и человек”.

  • Классы: 5, 6, 7.
  • Количество часов в неделю – 2 час.
  • Образовательная область: “Информатика”.

Приложение 1

Пояснительная записка

Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернет, подготовить компьютерную презентацию.

Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения (компьютерных игр) использование компьютера как помощника в обучении потеряло свое значение. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, использование компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль использования компьютера для развития практических навыков работы с компьютером, которые в дальнейшем будут использованы учеником в профессиональной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли воспитания в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности компьютера, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая основы практической работы на компьютере, учащиеся прочнее усваивают навыки работы, приобщаются к систематической и целенаправленной работе в сфере информационных технологий.

Курс рассчитан на учеников 5,6,7 классов, проводится 2 часа в неделю.

Курс выполняет очень важную задачу – вовлечение учащихся в учебную деятельность с помощью использования информационных технологий. Не секрет, что многие ученики пассивно относятся к обучению в школе, но активно работают на компьютере. Этот курс – совмещает приятное с полезным, решает практические задачи по основным школьным предметам с помощью информатики.

Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.

Цели и задачи курса

  • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с использованием компьютера, компьютерной культуры.
  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к школьным предметам.
  • Научить учащихся структурному решению практических задач на компьютере.
  • Приобретение знаний и навыков работы на компьютере учащимися в ее структурном варианте.
  • Освоение всевозможных методов решения поставленных задач, реализуемых на компьютере.
  • Развитие творческого мышления учащихся.
  • Формирование навыков грамотной работы на компьютере.
  • Углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроке информатики.
  • Повышение интереса к другим предметным областям и увеличение качества обученности учащихся.

Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно – создать на уроке ситуацию успеха.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. В течение изучения курса предполагается написание нескольких практических работ (в зависимости от слаженности коллектива учеником и их знаний и умений). Итоговый контроль реализуется в форме творческих проектов.

Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система практических занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обычным жизненным ситуациям.

Занятие. Представление учебного материала учащимся проводится в виде лекций учителя, также и при непосредственном участии учащихся при изложении нового материала. Широко используется метод проектов (как индивидуальных, так и групповых). Каждое занятие – дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала (по 0,5 часа). Для лучшего восприятия материала – лекции сопровождаются демонстрацией презентаций и готовых работ.

Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики.

Эти две формы работы предполагают следующее:

Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи.

Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к предмету.

Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.

Конкурсы творческих работ. После завершения практикума каждый ученик защищает свои работы на конкурсе перед другими учениками, делится новыми способами решения. Отвечает на возникшие вопросы в ходе обсуждения.

“Увлекательная информатика” (5-й класс)

Тема Кол-во часов
1 Компьютер. Для чего он нужен? 2
2 Устройство компьютера. 2
3 Где применяется компьютер. 2
4 Рабочий стол. 2
5 Манипулятор мышь. 2
6 Знакомство с пакетом LOGO. 2
7 Понятие алгоритма и формализация записи. 2
8 Классификация и конструирование. 2
9 Алгоритмы и модели. 2
10 Исполнитель. 4
11 Основные команды исполнителя. 4
12 Понятие программы. 2
13 Работа с алгоритмами в обучающей среде “Роботландия”. 8
14 Составление программ по линейным алгоритмам на LOGO 6
15 Графические команды. 4
16 Модульный подход к решению задачи. 2
17 Разбиение задачи на основные этапы. 2
18 Объединение нескольких программ в одну 2
19 Творческие работы по созданию динамических картинок, использующие все полученные знания. 4
20 Проведение конкурса “Мой первый мультфильм”. 2

“Информатика и человек” (6-й класс)

Тема Кол-во часов
1. Назначение компьютера. 2
2. Устройство компьютера. 2
3. Где применяется компьютер. 2
4. Рабочий стол. 2
5. Манипулятор мышь. 2
6. Знакомство с пакетом LOGO. 2
7. Понятие алгоритма и формализация записи. 2
8. Классификация и конструирование. 2
9. Алгоритмы и модели. 2
10. Исполнитель. 2
11. Основные команды исполнителя. 2
12. Понятие программы. 2
13. Процедуры. Редактирование процедур. 2
14. Работа с алгоритмами в обучающей среде “Роботландия”. 8
15. Составление программ по линейным алгоритмам на LOGO 6
16. Использование LOGO для решения задач по различным предметам. 2
17. Графические команды. 2
18. Модульный подход к решению задачи. 2
19. Разбиение задачи на основные этапы. 2
20. Объединение нескольких программ в одну 2
21. Творческие работы по созданию динамических картинок, использующие все полученные знания. 2
22. Текстовый редактор. 2
23. Назначение редактора. Основные возможности по созданию и редактированию текстов. 2
24. Механизм обработки текстовой информации.. 2
25. Редактирование текста. Запись и чтение файлов. Печать документов. 2
26. Разработка творческих проектов, используя создание документов в текстовом редакторе. 2
27. Проведение конкурса на лучший проект. 2

“Информатика и человек” (7 класс)

Тема

Кол-во часов
1. Назначение компьютера. Где применяется компьютер. 2
2. Устройство компьютера. 2
3. Рабочий стол. Манипулятор мышь. 2
4. Работа с пакетом LOGO. Исполнитель. 2
5. Алгоритмы и модели. Классификация и конструирование. 2
6. Составление программ на LOGO. 2
7. Процедуры. Редактирование процедур. 2
8. Работа с алгоритмами в обучающей среде “Роботландия”. 8
9. Использование LOGO для решения задач по различным предметам. 2
10. Графические команды. 2
11. Модульный подход к решению задачи. 2
12. Разбиение задачи на основные этапы. 2
13. Объединение нескольких программ в одну 2
14. Текстовый редактор. 2
15. Назначение редактора. Основные возможности по созданию и редактированию текстов. 2
16. Механизм обработки текстовой информации.. 2
17. Редактирование текста. Запись и чтение файлов. Печать документов. 2
18. Мультимедиа. 4
19. Интернет. Поиск информации. 4
20. Обработка информации. 4
21. Создание творческих мультимедиа- проектов 6
22. Проведение конкурса на лучший творческий проект 2