Урок географии по теме "Землетрясение"

Разделы: География


Цель:

  • дать детям представление о таком грозном природном явлении, как землетрясение;
  • рассказать о причинах его возникновения, признаках приближающегося землетрясения и способах выживания при этом природном явлении.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить детей с новыми понятиями: очаг землетрясения, эпицентр, сейсмограмма,сейсмические области; рассказать о работе прибора сейсмографа.
  • Воспитывающие: воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.
  • Развивающие: развитие мышления, памяти, пространственного воображения, логического мышления.

Оборудование: Компьютер, экран, “Карта мира”, атласы.

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку. Я буду называть предметы, а вы проверьте их наличие: Учебник,тетрадь, атлас,дневник,пенал. Вы готовы!

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

– На прошлом уроке вы говорили о строении Земли. Несколько вопросов по этой теме:

1) Что находится в центре нашей планеты?

2) Как называется верхняя твёрдая оболочка Земли?

3) Какая оболочка идёт после земной коры? Откуда произошло это название?

4) Толщина земной коры везде одинакова? Где она самая мощная? А самая тонкая? Так какой же бывает земная кора?

Материковая Океаническая
Осадочные породы Осадочные породы
гранит базальт
базальт  

Земная кора испытывает движения: горизонтальные и вертикальные.

Какие примеры медленных движений вы можете привести? (Слайд с дамбой. См. Приложение 1)

5) Работа со слайдами.

Что мы видим на слайде? Где горст, а где грабен?

А что будет, если произойдут быстрые движения земной коры?

Работа с dvd. (См. Приложение 2)

Тема нашего урока: “Землетрясения.”

3. Изучение новой темы

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…

поэт Низами

– О каком природном явлении это стихотворение?

Дети. О землетрясении.

Землетрясение – это быстрые движения земной коры.

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, где происходит разрыв, смещение горных пород.

Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

(Дети рисуют в тетради очаг и эпицентр землетрясения. Дети записывают понятия: очаг, эпицентр, землетрясение.)

В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Многие считают, что землетрясения происходят в тех районах, где есть горы. Но это не так. В нашей стране нет места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясение. Например, в 1230, 1446 и 1556 годах подземную стихию почувствовали жители Владимира, в 1446, 1802 и 1977 годах – Москвы, в 1230 и 1556 годах – Нижнего Новгорода.

Сила землетрясения – степень проявления землетрясения на земной поверхности; оценивается в баллах. В большинстве стран принята международная 12-балльная шкала, в Японии – 7-балльная.

По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера). (по имени американского сейсмолога Ч.Ф.Рихтера (1900–1985), предложившего ее в 1935).

Условно землетрясения подразделяются на:

  • Слабые – 1–3 балла
  • Умеренные – 4 балла
  • Довольно сильные – 5 баллов
  • Сильные – 6 баллов
  • Разрушительные – 8 баллов
  • Опустошительные – 9 баллов
  • Уничтожающие – 10 баллов
  • Катастрофические – 11–12 баллов.

Изучением землетрясений занимается наука Сейсмология.

Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах.

Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Описание прибора).

Он регистрирует землетрясение, отмечая время, силу и направление каждого удара в отдельности. Кривая хода землетрясения называется сейсмограммой . Она пишется на бумаге, заправленной в сейсмограф.

Хорошие сейсмографы регистрируют не только землетрясение, случившееся в той местности, где установлен инструмент, т.е. где находится сейсмическая станция или в ближайших окрестностях, но и самые отдаленные землетрясения и позволяют определить, на каком расстоянии от станции они случились, а также их силу.

Вопрос о том, на какой глубине находится очаг землетрясения, решается вычислениями на основании сейсмограммы.Землетрясение может длиться несколько часов или целые сутки. Иногда известная область Земли испытывает сотрясения разной силы в течение нескольких дней, недель или месяцев. Подсчитано, что в год на нашей планете происходит около 20 катастрофических землетрясений, 150 разрушительных, 7000 сильных и более 150000 слабых.А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.

Почти каждое землетрясение сопровождается звуковыми явлениями, которые производят сильное впечатление и внушают человеку ужас. Подземный гул то подобен глухим раскатам грома, то клокотанию кипящей воды, то грохоту тяжелого поезда или обвала, то свисту ветра, то визгу при полете снаряда, то взрыву. Звуки иногда опережают волну землетрясения, иногда отстают от нее. Наблюдения показали, что большая часть землетрясений зарождается на глубине 50 км от земной поверхности, небольшая частьна глубине от 50 до 100 км и лишь единичные землетрясения исходят с глубин до 300-700 км.

Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.

Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1986г. в 11 ч. 41 мин в Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.

Опускания более крупных площадей или провалы их происходят при очень сильных землетрясениях, достигают даже 60 м глубины и сопровождаются извержением воды и грязи. В Лиссабоне при землетрясении 1755 года опустилась набережная с массой собравшихся на ней людей, а во время землетрясения 1861 года в дельте реки Селенги на озере Байкал случился провал — оседание площади около 260 км2, которая вместе с находившимися на ней жилищами и стадами опустилась ниже уровня озера в среднем на 2,9 м.

Если землетрясение происходит на дне океана (моря) образуется цунами. Такое возникло в декабре 2004 года, унеся более 200000 жизней.

Как же предсказать грозящее бедствие? Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.

Признаки близкого землетрясения:

  1. резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;
  2. запах газа в районах, где раньше этого не было;
  3. беспокойство птиц и домашних животных;
  4. слабые толчки земной поверхности;
  5. нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.
  6. телевизоры берут программы других стран

В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды.

В Индонезии растёт королевская примула-замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.

  1. Очень важно знать любому человеку правила безопасного поведения во время землетрясения.
  2. При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение нескольких минут.
  3. Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание.
  4. Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проем или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал. Почему?
  5. Не допускать возникновения паники.
  6. Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.

Зная об опасности землетрясений люди стали разрабатывать новые способы строительства. Так в Японии строят дома на амортизаторах, гасящих сейсмические волны.

4. Закрепление пройденного

  1. О каком природном явлении мы сегодня говорили?
  2. В чём выражается сила землетрясения?
  3. Что такое очаг землетрясения? Эпицентр?
  4. Один учёный в интервью сказал,что нашу планету трясёт, как в лихорадке... Согласны ли вы с ним?
  5. Существуют ли живые сейсмографы?
  6. Где растёт “Цветок смерти”.
  7. Бывают ли техногенные землетрясения? (то есть вызванные деятельностью человека)

5. Итоги урока

  1. О чём мы сегодня говорили?
  2. Что нового узнали?