Буквы о – а в корне -гор-, -гар- (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


В ходе урока учащиеся должны

  • знать: условия выбора о - а в корне - гор - - - гар -; условия написания известных корней с чередующимися гласными;
  • уметь: применять полученные знания на практике;
  • научиться: классифицировать корни с чередующимися гласными; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

План урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Устный фронтальный опрос.

3. Объяснительный диктант.

4. Распределительный диктант.

5. Выборочно-распределительное письмо.

6. Лингвистическая игра.

7.Домашнее задание на следующий урок.

8. Итог урока.

Ход урока

1. Слово учителя.

Загорелый, озаренье:
Что писать под удареньем,
Что писать без ударенья?
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья
Вызывает он сомненья.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по теме "Буквы о - а в корне -гор- - -гар -".Наш урок является очередным этапом работы над проектом под названием "Корни с чередованием". Начнём урок с проверки домашнего задания. На дом вам предлагались дифференцированные задания на выбор: а) составить 5 - 6 предложений, используя слова с корнями -гор - - -гар -; б) составить словарный диктант, используя слова с чередующимися гласными в корне; в) индивидуальные задания отдельным учащимся.

Индивидуальное задание №1.

  1. Вспомните слова с корнями -гор- -- гар -, которыми можно воспользоваться для описания рисунка. С найденными словами составьте и запишите словосочетания.
  2. Сравните мальчика, стоящего в центре, с остальными. Запишите прилагательные, укажите антонимы.

Индивидуальное задание №2.

  1. Какой глагол: сг:реть или приг: реть - лучше использовать для описания рисунка? С этим глаголом составьте и запишите сложное предложение. Объясните правописание гласной в корне.
  2. Какое выражение лица у повара? Запишите существительные, которые потребуются для ответа.

Индивидуальное задание №3.

  1. Составьте и запишите словосочетания со словами р :стения, р:стки, выр:щенные. Объясните правописание гласной в корне.
  2. Подберите фразеологический оборот со значением усердно, запишите его.

Домашнее задание проверяется фронтально.

2. Слово учителя. А сейчас, ребята, я ещё раз проверю, как вы усвоили теоретический материал.

Вопрос: от чего зависит написание корней с чередующимися е - и? что командует написанием этих корней? Рассказать правило.

Ответ:

Cлово учителя. Значит, суффикс -а - любит командовать корнями, где чередуются -е -и -. Но суффиксу -а - мало этого. Он захватил власть и над другими корнями, в которых распоряжается, где писать - о - или - а -.

Вопрос: назовите эти корни, расскажите правило их написания?

Ответ:

Слово учителя. Есть в русском языке корни, в которых командуют согласные гласными и заставляют их чередоваться.

Вопрос: какие это корни, и каким правилам написания они подчиняются?

Ответ:

А ещё, ребята, командовать написанием корней может ударение. Приведите примеры таких корней и расскажите правило их написания.

Ответ:

Слово учителя. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. А теперь переходим от теории к практике.

3. Объяснительный диктант. Костёр разгорается, красивый загар, вырастить цветы, слегка прикасаться, отрасль развивается, прилагать усилия, замирать от счастья, приехать в Ростов, угарный газ.

Диктант проверяется по цепочке. Вопрос: в данном диктанте назовите те слова, написание которых проверяется ударением?

Ребята, предлагаю вам ещё раз повторить написание корней, зависящих от ударения. (Учащиеся выполняют это задание в парах.)

Ребята, вы должны не только хорошо знать корни с чередованием, но и уметь отличать их от безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Следующий вид работы поможет нам разобраться в этом.

4. Распределительный диктант. Растение, положение, отпирать, касаться, прилагательное, удивительный, запереть, блистать, показаться, хохотать, заря, блестеть, дрожать, возгорание, веселиться. Учащиеся распределяют слова в два столбика в соответствии с правилом. Проверка осуществляется через компьютер.

5. Слово учителя. Сейчас я предлагаю вам более сложный вид работы - выборочно-распределительное письмо. Вы должны прочитать текст (листочки с текстом лежат у учащихся на столе), найти в нём слова с пропусками, определить орфограмму и распределить слова по группам.

Слова с чередованием, написание которых зависит от суффикса - а -. Слова с чередованием, написание которых зависит от ударения. Слова с чередованием, написание которых зависит от согласного. Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Текст.

Мы предпол:гали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой пор... сли, не было видно никакой другой р :стительности. В полдень мы устроились на отдых у озера. Заг... релые ребятишки плавали на самой его середине на пл... ту. Солнце п... кло так, что к песку нельзя было прик:снуться. В лучах солнца озеро сверкало, как зеркало.

Дог:рала в:черняя з:рька, когда мы вернулись домой.

Проверка осуществляется через компьютер на большом экране.

6. Слово учителя. Итак, ребята, вы хорошо поработали. Предлагаю вам поиграть в лингвистическую игру. Каждый ряд приготовил для двух других задание, которое сейчас представит.

  • Задание 1 ряда: найдите лишнее слово: растут, загореть, роскошный, замирать.
  • Задание 2 ряда: распределите данные слова в 2 столбика: прикасаться, перебирать, выращивать, положить, расти. Объясните свой выбор.
  • Задание 3 ряда: однокоренные ли это слова: гора, загорать, горе? Почему? Что такое омонимы?

7. Домашнее задание.

1) Написать небольшое сочинение на тему "Осенняя сказка", используя слова с чередованием в корне (6 -7 предложений).

2) Составить распределительный словарный диктант, используя слова с чередующимися гласными и слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (10 - 12 слов).

8. Итог урока.

Сегодня на уроке мы ещё раз закрепили правописание корня -гор- - - гар -. Повторили другие известные корни с чередованием. Научились классифицировать корни с чередующимися гласными и отличать их от безударной гласной в корне, проверяемой ударением, а также пополнили материал к проекту "Корни с чередованием".