Программа элективного курса "Авторская (бардовская) и рок–поэзия"

Разделы: Литература


Авторская песня, а вслед за ней и рок-поэзия – общепризнанный культурный феномен. Это многогранное социокультурное явление, в известной мере – общественное движение 50 – 90-х годов ХХ века, которое возникло как альтернатива “советской массовой песне” – жанру тоталитарного искусства – и подорвало монополию власти на распространение звучащей информации. Тотальная несвобода и тотальная неправда вызвали к жизни этот феномен. Свое слово о нем еще предстоит сказать специалистам самых разных областей: литературоведам, музыковедам, культурологам, социологам, историкам...

Но уже сейчас очевидно: песня – это возможность говорения и думания одновременно несколькими текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (эмоциональным). Она соединяет в себе высочайшие образцы поэтической мысли, вокальную и инструментальную музыку, которая способна дополнить смысл стихотворения, иногда внести дополнительные оттенки, усилить необходимые акценты. Но главную роль играет в этом единстве личность исполнителя (автора), его индивидуальная интонация.

Смысл бард- и рок- песни заключается в утверждении свободного авторского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции, неподвластной цензуре. Каждой своей песней автор словно хочет сказать: “Это – мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью”. Поэтому современная поющаяся поэзия представляется глубоко интимным, в какой-то мере даже исповедальным искусством.

Два потока антиофициальной культуры – бардовская песня и рок-музыка – были очень близки по духу, хотя и противоположны по формам выражения.

Ведущей линией творчества в период расцвета авторской песни была не романтическая песня странствий, а песня протеста. В 1990-е годы протест получил новое звучание в творчестве таких разных по значимости, но довольно известных рок-исполнителей, как А. Башлачев, В. Цой, И.Тальков, Е.Летов, Ю. Шевчук, К.Кинчев и др.

Отрадно, что песенная лирика (бардовская и рок-поэзия) ныне прочно вошла в программы заключительного этапа школьного литературного образования. Представить себе современный поэтический полифонизм развития лирики конца ХХ века без авторской песни, без рок-поэзии невозможно.

К сожалению, острая ограниченность во времени не позволяет учителю-словеснику на уроках в достаточной мере полно представить учащимся закономерности и основные этапы развития современной песенной лирики, своеобразие творчества тех поэтов, для которых музыка и стихи – одно целое. А так хочется, чтобы благодаря усилиям словесника появились новые почитатели и рыцари авторской и рок-поэзии…

Пояснительная записка

Программа элективного курса “Авторская (бардовская) и рок-поэзия” рассчитана на учащихся 9 (в рамках предпрофильной подготовки) и 11 (как расширение программы литературного образования) классов.

Курс имеет интегрированный характер, поскольку уже сам предмет изучения по сути своей является синтетичным.

Идея синтезирующего взаимообогащения искусства слова и музыки, живописного, пластического искусств явилась одной из ключевых в художественном сознании ХХ века. Глубоко осмысленная в теоретических построениях и творческой практике Серебряного века, эта тенденция и в последующие десятилетия литературного развития в значительной мере предопределила процессы обновления жанрово-родовой системы литературы, стимулировала возникновение характерных для постклассической эпохи синтетических жанровых образований, каковыми являются и авторская песня, и рок-поэзия.

Цель курса — на основе рассмотрения особенностей авторской (бардовской) и рок-поэзии формировать гуманистическое мировоззрение и художественный вкус старшеклассников.

Заявленная цель предполагает решение следующих задач:

сформировать представление об истоках и основных этапах развития авторской и рок-поэзии, о художественном своеобразии жанров “авторская песня”, “рок-поэзия” как уникальном явлении русской культуры; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры (образовательная);

содействовать приобщению учащихся к богатствам русской литературы, развитию способностей эстетического восприятия и оценки явлений художественной литературы; развивать взгляд на русскую литературу как на литературу “вечных”, философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов; развивать у старшеклассников познавательный интерес к современному литературному процессу (развивающая);

содействовать формированию таких качеств личности, как независимость, чувства собственного достоинства и свободы, гуманного отношения к людям; способствовать становлению, социализации личности старшеклассников, развитию духовного начала (воспитывающая).

Принципы построения курса

Основой построения элективного курса являются принципы:

  • доступности в отборе учебного и дополнительного материалов;
  • ориентированности на единство знаний и умений;
  • межпредметных связей (что позволяет вывести школьников на более сложный уровень речевой деятельности на основе использования знаний из разных учебных дисциплин);
  • индивидуального подхода и коллективизма в обучении.

Основные функции элективного курса

Элективный курс “Авторская (бардовская) и рок-поэзия” может:

  • выступать в роли “надстройки”, дополнения содержания профильного курса, т.е. поддерживать изучение профильного предмета – литературы;
  • развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  • быть направленным на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля.

Программа курса рассчитана на 14 учебных часов и предусматривает разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, литературно-критическую, творческую.

В дополнение к общим базисным умениям и навыкам реализация данного курса в образовательной практике позволит выпускникам развить следующие читательские умения:

  • представлять жизнь поэта-барда и рок-поэта в широком историко-литературном контексте;
  • рецензировать (оценивать) прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности авторского мастерства;
  • самостоятельно добывать знания по данной теме;
  • навыки сопоставительного анализа произведений одного или разных поэтов, интерпретационных сопоставлений;
  • строить аналогии, обобщать и систематизировать, ставить и разрешать проблемы;
  • создавать и предъявлять презентацию (результатов самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности; “Портфеля творческих достижений”).

Содержание программы

Тема 1. Введение. Истоки авторской песни. (1 ч)

Преемственность музыкальных и поэтических традиций (музыка Древней Греции; народная культура Средневековья; русский эпос, духовные стихи; художественная культура XIX – начала XX вв.).

Тема 2. Авторская песня как форма общественного сознания. Основные этапы ее становления и развития. КСП, слеты и фестивали. (1 ч)

Социальная и художественная атмосфера 50-х, 60–70-х и 80–90-х гг. Народность, демократизм, социальная злободневность, правдивость – гражданский нерв творчества лучших бардов. Возникновение клубов самодеятельной песни. Грушинские фестивали. Методы и средства популяризации авторской песни на современном этапе. Деятельность клубов авторской песни (“Ваенга” (г. Североморск), “Бекар” (г. Апатиты), “Пять углов”, “Арктика”, “Магистраль” (г. Мурманск) и др.).

Тема 3. “Семь цветов радуги” (д.ф.н. Ю.Андреев): тематический спектр авторской песни. (1 ч)

Семь основных нот в музыке, семь цветов у радуги. И каждому цвету радужного спектра найдется соответствие в многоголосии и многозвучии авторских песен. По Андрееву Ю.:

  1. цвет красный: гражданственность, патриотизм (Ю. Визбор. – “Вот это для мужчин”, А. Городницкий – “Атланты” и др.);
  2. зеленый цвет: художественно-музыкальный образ природы (С. Крылов – “Зимняя сказка”, Н. Матвеева – “Реченька”, Л. Семаков – “Осенний вальс” и др.);
  3. голубой цвет: высшие идеалы любви – уважение, верность, постоянство, порядочность, нежность, надежда, высокая духовность, благородство; драматизм неразделенной любви (В.Высоцкий – “Баллада о любви”, О. Митяев – “Весеннее танго”, Ю. Визбор – “Ты у меня одна”, А. Якушева – “Если бы ты знал” и др.);
  4. желтый цвет: романтическая традиция – мечта, фантазия, утопия; дружба, взаимопомощь (Загот А. – “Песня о двух”, Лепский Г. и Коган П. – “Бригантина”, В. Высоцкий – “Песня о друге”, Н. Матвеева – “Страна Дельфиния” и др.);
  5. оранжевый цвет: юмор, радость, оптимизм, добро, свобода (Г. Васильев – “Вечный думатель”, Ю. Ким – “Рыба-кит” и др.);
  6. фиолетовый цвет: пафос Победы, мужество, героизм, скорбь (А. Круп – “Ровесников следы”, В. Вихорев – “На фронт трамвай уходил”, В. Туриянский – “Когда вечернею порой” и др., “афганские” песни…);
  7. синий цвет: разлуки и ожидания, грусть, тоска по дому (А. Круп – “Ровесников следы” и др.).

Тема 4. Особенности жанра авторской песни. (1 ч)

Ярко выраженная социальная, гражданская и нравственная авторская позиция. Искренность, диалогичность, синтетичность, словоцентричность, интертекстуальность авторской песни. (Приложение 1, Приложение 3)

Тема 5. Б.Ш.Окуджава. “Надежды маленький оркестрик…”. Верность поэта гуманистическим традициям и принципам русской литературы. (1 ч)

Очерк жизни и творчества. Особенности поэзии Б. Окуджавы: сочетание внешней простоты, кажущейся безыскусности с глубиной мысли и переживания; предмет его поэзии – обыденная, повседневная жизнь; утверждение уникальной ценности каждого, любого человека; символическая обобщенность образов и сюжетов (прием расширения поэтического смысла); мера оценки любого человека, любого исторического события или житейского конфликта – бесспорные, фундаментальные нравственные ценности.

Основные темы, мотивы и образы:

1) “арбатская тема”: сочетание автобиографической конкретности с символической обобщенностью (“Песенка об Арбате”, “Арбатский дворик” и др.);
2) тема войны: “Все мои песни… не столько о войне, сколько против нее” (“Песенка о Леньке Королеве”, “Разговор перед боем”, “До свидания, мальчики!” и др.);
3) романтический культ женщины: символическая триада “Вера – Надежда – Любовь” (“Песенка о комсомольской богине”, “Новое утро” и др.);
4) тема творца и творчества (“Живописцы”, “Главная песенка”, “Песенка о Моцарте”, “О Володе Высоцком”, “Музыкант”, “Я пишу исторический роман” и др.).

Ключевые образы: “душа”, “любовь”, “надежда”, “женщина”, “дорога”, “музыка”, “судьба”.

Тема 6. “Я выбираю свободу…”. Гражданственность лирики А.А.Галича. (1 ч)

Очерк жизни и творчества. Отличительная особенность поэзии Галича в системе авторской песни – ни на кого не похожий академический стиль: поэт внес в практику жанра навыки и приемы историко-филологической работы с сюжетом и словом, строгую выверенность стихового построения, осознанность интонационного жеста.

Нравственная категоричность, активная гражданская позиция: “Молчать, не поддерживать подлость – мало, надо еще и жить не по лжи”. (“Старательский вальсок”, “Я выбираю свободу…” и др.)

“Исторические” песни А. Галича: художественное сравнение “века нынешнего” и “века минувшего”, “диалог двух веков” в песнях “Петербургский романс”, “Гусарская песня” и др. Противопоставление отрицательным (или малодушным) героям не “положительных героев”, а жертв и страдальцев.

Галич А. – последователь сатирических традиций М.Е. Салтыкова-Щедрина (“Красный треугольник”, цикл песен о Климе Петровиче Коломийцеве, “О малярах, истопнике и теории относительности” и др.).

Цикл “Литераторские мостки”: основа произведений цикла – глубокое “вживании” автора в трагические судьбы великих художников слова и одновременно эстетическое переживание созданных ими шедевров (посвящения А. Ахматовой, Б. Пастернаку, О. Мандельштаму, М. Зощенко, Д. Хармсу и др.). Культурологическое значение авторских песен этого цикла.

Проблема творчества в условиях запрета на свободу творчества (“Мы не хуже Горация”, “Песня про велосипед” и др.).

Тема 7. “Спасите наши души…”. Многоголосие и многоликость поэтического мира В.С. Высоцкого. (1 ч)

Основные этапы жизни и творчества. Отличительная особенность поэзии В. Высоцкого – многоголосие и многоликость (тяготение к тематической универсальности, полноте, энциклопедичности: в поэзии Высоцкого звучит целый хор точек зрения, спорящих друг с другом, отражающих опыт разных людей; страстное авторское переживание взаимоисключающих точек зрения как равноправных; формула его художественного мира – “смысл + смысл”). Стратегия поэта – правда, а не верность той или иной идеологии.

Тематическое многообразие лирики поэта:

1) тема “преступления и наказания” (“криминальная” тема): главная причина, направляющая развитие людей “по преступному пути”, в трактовке Высоцкого, – господствующее в стране беззаконие. Поэт в соответствии с традициями русской классической литературы поднимал голос против глобальной несправедливости, против преступного состояния общества (“Я в деле”, “Рецидивист”, “Попутчик”, “Песня про уголовный кодекс”, “Был побег на рывок…” и др.);
2) тема войны: с жестокостью и бессмысленностью войны Высоцкий спорил путем художественного исследования трагической судьбы отдельно взятого человека; для поэта человеческая жизнь – высшая ценность (“Штрафные батальоны”, “Песня о звездах”, “Тот, который не стрелял”, “Братские могилы”, “Сыновья уходят в бой”, “Разведка боем”, “Мы вращаем Землю”, “Он не вернулся из боя” и др.);
3) спортивная тема: спорт в трактовке Высоцкого – это модель мира, модель социальной действительности, модель человеческой судьбы. Спортивная тема как возможность построения сюжетных метафор (“Утренняя зарядка”, “Марафон”, “Песня о сентиментальном боксере” и др.);
4) Фольклорные мотивы в лирике В.Высоцкого:

  • аллегорические истории о животных (“Песенка ни про что, или Что случилось в Африке”, “Песенка про козла отпущения”, “Охота на волков” – одна из самых личных, глубоко исповедальных песен);
  • Песни-сказки: сказочные мотивы предельно сближены с современной поэту действительностью, прием “травестирования”. Широкая интертекстуальность стихотворений В. Высоцкого, требующая от читателя хорошего знания литературы, умения сопоставлять тексты, отличается смелым и творческим использование “чужого слова”, парадоксальным сталкиванием контекста литературы с контекстом обыденной жизни (“Про дикого вепря”, “Песня-сказка о нечисти”, “Лукоморья больше нет” и др.);

5) Сатирические песни: Высоцкий – продолжатель гоголевской традиции гуманного смеха; беспощадность взгляда на человека, высота оценочных критериев личности – и способность в самом опустившемся, ограниченном, озлобленном человеке “раскопать” человеческое и живое (“Завистник”, “Антисемиты”, “Милицейский протокол”, “Песня микрофона”, “Диалог у телевизора” и др.);
6) Тема любви: женщина для Высоцкого – предмет поклонения и ответственной заботы, ей великодушно прощаются любые слабости (“Дом хрустальный”, “Люблю тебя сейчас…”, “Белый вальс”, “Я несла свою беду…”, “Здесь лапы у елей дрожат на весу…”, “Баллада о любви” и др.);
7) Философская лирика: жизнь и смерть, добро и зло, время и судьба, победа и поражение; максимализм самооценки автора и его лирического героя (“Прерванный полет”, “Мой Гамлет”, “Чужая колея”, “Иноходец”, “Натянутый канат”, “Песня про первые ряды” и др.);
8) Романтическая лирика: тема преодоления; поиск идеала в песнях о единоборстве со стихией, об испытании личности, о зарождении между людьми подлинной духовной близости (“Песня о друге”, “Прощание с горами”, “Дорожная история”, “Спасите наши души”, “Белое безмолвие” и др.).

Примечание: Так как даже отдельного занятия по творчеству В. Высоцкого явно недостаточно для рассмотрения многообразия его поэтического мира, можно выбрать две-три темы для подробного изучения – по выбору учителя и учащихся.

Вариант: или взять для изучения по одной наиболее яркой песне (по выбору учителя и учащихся) из каждой тематической группы для полного представления тематического разнообразия лирики В.Высоцкого.

Тема 8. Контркультура молодежи 60–70-х годов. (1 ч)

Конфликт отцов и детей – “музыка бунта”, альтернативная картина мира. Блюз, рок-н-ролл. Рок-музыка (панк-рок, арт-рок, фольк-рок, хард-рок и др.). Индивидуально-личностный или обезличенно-групповой характер рок-стилистики. Рок в борьбе за мир. Международное движение “Рок без границ”. Рок в СССР.

(Приложение 6)

Тема 9. Рок-поэзия как особая область русской словесной культуры. (1 ч)

Основные этапы развития русской рок-музыки и рок-поэзии. Рок-поэзия как новое явление в русской культуре: слияние разных стилей и эпох, сплетение фольклорных элементов (частушек, плачей и т.д.) и городского романса, модернизма Серебряного века и библейских мотивов.

Смысловое сближение слов "рок" – вид музыки и "рок" – судьба, неизбежный удел, крест, который надо нести по жизни. [29] Отражение в рок-поэзии роста религиозного сознания в обществе, начавшегося в конце 80-х – начале 90-х гг. (процесс эволюции поэтического слова). 

Общность (словоцентричность, синтетичность, интертекстуальность) и принципиальные отличия рок-музыки и авторской песни.

(Приложение 2)

Тема 10. Романтическое начало в бард-рок-поэзии. (1 ч)

Романтизация обыденного сознания. Утверждение общечеловеческих ценностей, нравственно-эстетическая тематика.

Романтические образы, символика; преобладающие мотивы – тоска по прекрасному, безысходность; проблема непонятости, одиночества; отвращение ко всем формам агрессивности, безликости, пошлости, обыденности.

Тема 11. Античные реминисценции в русской рок-поэзии. (1 ч) Проявление в рок-поэзии и рок-музыке архаической природы искусства как разновидности ритуала, сакрально-магического действа, ориентированного на изменение реальности (циклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью и др.)

Классификация видов античных реминисценций в рок-поэзии: упоминание имен античных исторических и мифологических персонажей, античных реалий; цитаты и реминисценции сюжетов античной мифологии и литературы; опосредованная цитата как постмодернистская установка на мерцание смыслов; прямое введение в текст латыни, латинских пословиц либо перифрастическое указание на них (М.Щербаков, Д.Арбенина, Б.Гребенщиков, Земфира, М.Покровский, П.Кашин, А.Васильев, Н.Борзов, С.Калугин и др.) Культурные аллюзии и стилизация.

Тема 12. Поющие поэты Кольского края. Традиции бардовской песни в наши дни. (1 ч)

Основные темы и мотивы песенной лирики бард-рок-поэтов Кольского края (поэт и поэзия; духовный кризис современного поколения; свобода и счастье; Россия; природа Севера; любовь и дружба; честь и долг; христианские мотивы). Личность поэта и его лирический герой.

Литовченко Алексей, Пауданен Вера, Базанов Александр, Ефремова Екатерина, Колычев Николай, Кольцов Игорь, Королев Андрей, Локтионов Николай, Мадатов Аркадий, Нивин Борис, Совпель Сергей, Сысоев Михаил, Сысоев Сергей, Фомина Елена, Хабаров Юрий и др. – по выбору учителя и учащихся.

Панк-рок группа "Пилигрим"; мурманские группы "diagnOz", Banana Skin, Кузя BAND, "Аварийный выхоД", “Колотый LED”, ковдорская рок-группа “Пластилин” и др. – по выбору учителя и учащихся.

Заключительное занятие. “Поэт, которому я верю”. Составление альманаха “Наши любимые песни”. Презентация учащимися “Портфеля творческих достижений”. (1 ч)

Выставка творческих работ. Ученическая конференция с обобщающими докладами по материалу всего курса. (1 ч)

Формы контроля (Приложение 4)

Примерный тематический план (Приложение 5)

Литература:

  1. Авдеева А.А. Авторская песня как средство развития познавательных интересов школьников и подростков на уроках музыки. М.: МГОПУ, 1999. – Автореф. дис. …канд. пед. наук.
  2. Авторская песня: сборник/ сост., авт. предисл., ст. и ввод. заметок В.И. Новиков. – М.: АСТ: Олимп, 2002. – 511 с. – (Школа классики: ШК: Книга для ученика и учителя).
  3. Альтернатива: Опыт антологии рок-поэзии. – М., 1991. 238с. В антологию включены избранные стихотворения А.Макаревича, Б.Гребенщикова, А.Башлачева, А.Градского, Алексея Романова, К.Никольского, Г.Ордановского, С.Рыженко, Ю.Шевчука, М.Науменко, К.Кинчева, В.Цоя, В.Леви, Андрея Романова, М.Борзыкина, И.Кормильцева, В.Бутусова, В.Шахрина, М.Пушкиной-Линн, А.Дидурова, В.Шумова, П.Мамонова, Аркадия Аркадия (Семенова), Ю.Орлова, П.Бехтина, Ю.Наумова, О.Чилапа, А.Григоряна, В.Троегубова, С.Селюнина, Д.Яншина, Д.Ревякина.
  4. Андреев Ю.А. Наша авторская…: история, теория и современное состояние. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 271 с.
  5. Аннинский Л. Барды. – М.: Согласие, 1999. – 162 с.
  6. Арбенин К. Транзитная пуля: 44 текста песен группы ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ. – [СПб.], 1997.
  7. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. – М., 1974.
  8. Берестов В.В. В прошлом, будущем и настоящем // Вопр. лит. 1995. Вып. 2. – с.17–18.
  9. Бирюкова С.Е. Спасите наши души (Окуджава – Высоцкий – бард-рок). – Тамбов, 1990.
  10. Богоявленский Б.Д., Митрофанов К.Г. Авторская песня как исторический источник // Мир Высоцкого: Вып. 5. – М., 2001. – с. 515–525.
  11. Выдрина Н.А. Высоцкий в восприятии современных школьников // Мир Высоцкого: Вып. 5. – М., 2001. – с. 508–515.
  12. Высоцкий В. Соч. в 2-х т. – М.: Худ. лит., 1991.
  13. Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер./ сост. Ю.А. Андреев и И.Н. Богуславский. – М.: Прогресс, 1989.
  14. Глинчиков В.С. Феномен авторской песни в школе // Мир Высоцкого: Вып. 4. – М., 2000. – С. 345–357.
  15. Городницкий А. Возьмёмся за руки, друзья: авторская песня 1991 – 2006.// Музыкальное просвещение: мир гитары. – 2006. – № 13. –
    С. 40–42.
  16. Истомин С. Самые знаменитые барды России / С. Истомин, Д. Денисенко. – М.: Вече, 2002. – 412 с.
  17. Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1950 – 70-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра). Автореф. дис… канд. искусствоведения. – М., 1989.
  18. Качалкин А.П. Авторская песня как средство эстетического воспитания молодёжи в современной теории образования // Научные труды МГПУ. Серия: Психолого-педагогические науки. – М., Прометей, 1998. – С. 416–422.
  19. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
  20. Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации. – СПб., 1993. 239 с. Опубликованы тексты песен альбомов группы "Алиса" с 1985 по 1993 г. и тексты, не вошедшие в альбомы.
  21. Майк: Право на рок. [Майк из группы "Зоопарк"] /Авторы-составители А.Рыбин, А.Старцев при участии А.Липницкого. – Тверь, 1996. 288с. Помещены все тексты альбомов группы "Зоопарк" и сольных альбомов Майка Науменко.
  22. Материалы мультипортала
  23. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / сост. В.П. Шестаков. – М.: Музыка, 1966.
  24. NAUTILUS POMPILIUS. Введение в Наутилосоведение / авторы-сост. И.Кормильцев, В.Бутусов, Д.Умецкий. – М., 1997. 400 с. В алфавитном порядке опубликованы тексты группы "Наутилус Помпилиус".
  25. Ничипоров И.Б. Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического и междисциплинарного изучения / http://www.portal-slovo.ru/philology/37237.php
  26. Окуджава Б.Ш. Избранные произведения: В 2-х т. – М.: Современник, 1989.
  27. От костра к микрофону: Из истории самодеятельной песни в Ленинграде / Сост. А. и М. Левитины. – СПб., 1996.
  28. Популярная история музыки / Автор-сост. Е.Г. Горбачёва. – М.: Вече, 2002. – 512 с., илл. (32 с.)
  29. Распутина С.П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардовского движения 1960 – 1980-х годов: Автореф. дис. канд. фил. наук. – М., 1997.
  30. Русская рок-поэзия [Электронный ресурс]: текст и контекст: сб. науч. трудов: [Вып. 1]. – Тверь: [б.и], 1998. – Режим доступа: http://dll.botik.ru/az/lit/coll/rock1/cont.htm (30.07.08), http://www.orenburg.ru/vo/2007/12-210307/12-037.html
  31. Славкин В.И. Памятник неизвестному стиляге. – М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1996.
  32. Слово рока. [СПб., 1992]. 96с. Избранные стихотворения В.Рекшана, А.Макаревича, Б.Гребенщикова, А.Соловьева, А.Башлачева, В.Цоя, М.Науменко, К.Кинчева.
  33. Смирнов И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. – М.: ИНТО, 1994.
  34. Троицкий А.К. Back in the USSR: [книга о русском роке] – [Переизд.]. – СПб: Амфора, 2007. – 261 с.
  35. Федотов Г.П. Стихи духовные. – М., 1991.
  36. Фризман Л.Г. С чем рифмуется слово “истина”: О поэзии А. Галича. – СПб., 1992.
  37. Виктор Цой: Литературно-художественный сборник / Авторы-составители Марианна Цой, Алексей Рыбин. – СПб., 1997. 316 с.
  38. Якименко Р.В. “Слова и ноты”: художественный синтез в бардовской и рок-лирике на уроках литературы в 11 классе // Русская словесность. – 2005. – № 2. – С. 26–30.
  39. Всё об авторской песне в Северо-Западном регионе можно узнать на сайте http://nord-vesti.ru; о музыкальных событиях в Баренц-регионе – на сайте http://barentsculture.ru; в Мурманске – http://www.murman.ru/guide/culture/music/ (20.09.08.).