Познавательное занятие в подготовительной группе "Знакомство с глиной"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Формировать представление о глине, как основе гончарного производства.
  2. Продолжать знакомить со свойствами глины.
  3. Продолжать воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи.
  4. Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию.

Ход урока

(В черной коробке лежит глина, а на коробке письмо)

– ребята, хотите знать, о чем мы будем говорить сегодня? Отгадайте этот предмет вот по этим рисункам (изображением квадрата с частыми точками – очень плотный <рис.1>, гиря – тяжелый <рис.2>, природы – находится в природе <рис.3>, вытянутой капли – вытягивается <рис.4>, ладошек с кругом – липкий <рис.5>, керамическая посуда и поделки – делают предметы <рис.6>).

– как вы думаете, что это такое?

– не знаете, значит, сейчас узнаем! (открываем коробку)

– проверим, точно ли глина подходим ко всем картинкам (с детьми проверяем, что она тяжелая, липкая – можно соединить две детали, ее можно вытягивать и делать из нее предметы)

– ребята, а что вы знаете о глине?

    • Где она добывается?

Глина — основа гончарного производства.

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Глина — это вторичный продукт земной коры, остатки гор, образуется в результате их разрушения и в процессе выветривания. Для каждой работы требуется особая разновидность глины.

    • Какого цвета бывает?

Наиболее распространенными сортами глины являются: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка) <рис.7, 8>.

Природная красная глина

В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску. При обжиге в зависимости от температуры или печи глина приобретает красную или белесую окраску. Эта глина очень мягкая, легко мнется, и поэтому ее используют для изготовления посуды <рис.9>, небольших статуэток и фигурок <рис.10>.

Белая глина

Самый распространенный вид глины. Ее месторождения встречаются во всем мире. Используется для изготовления керамической посуды <рис.11> и декоративных изделий.

Цветная глина

Цветная глина — это глиняная масса с содержанием красочного пигмента.

Приготовление глиняной массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Первый способ – это с помощью специального оборудования, он более надежный. Второй – более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой.

– Какой способ окрашивания мы с вами использовали, только в работе с соленым тестом? (второй)

    • Для чего нужна глина человеку?

С древних времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору (оформлению) горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы, необходимые в быту <рис.12>. Многие предметы не только исправно служили человеку, но и становились произведениями искусства <рис.13, 14>.

Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина — единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве.

    • Что в наше время делают из глины?

Сейчас керамика широко используется в интерьере в виде декоративных перегородок, решеток. Из керамических кирпичей сооружают камины. Большой популярностью пользуются различные по форме и размеру вазы, настенная керамика — декоративные блюда, тарелки. Даже картины пишут на керамике <рис.15-18>.

    • А кто делает все эти предметы из глины?

Мастера – гончары. Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка), сушка на воздухе или обжиг в печи. Перед формованием глиняная масса подвергается дополнительной обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру.

Формование керамических изделий осуществляют различными способами: формовка изделий вручную <рис.19> и формовка изделий на гончарном круге. <Рис.20,21>

Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.

Работа на гончарном круге требует мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет раскрашивание и декорирование.

– Ребята, так кто же такие гончары, что это за люди? (занимаются изготовлением предметов из глины).

– Предлагаю вам поиграть в гончаров. Одна часть детей будет мастерами-гончарами, а другая – будет глиной, из которой гончары будут делать различные предметы. Выбирайте себе карточки. У кого на карточке изображение человека – тот будет гончаром, у кого круг с точками – тот глиной. У каждого мастера свой кусок глины (выбирают карточки и разбиваются на пары).

Физ.минутка “Гончары”

(звучит классическая музыка, гончары надевают фартуки для работы)

– раз, два, три – повернись, наша группа в гончарную мастерскую превратись!

– гончары можете взять себе эскизы керамических изделий (предлагаются рисунки).

– пройдите, посмотрите на изделия своих коллег. У нас будет время потренироваться в этом нелегком деле, а теперь пора возвращаться обратно. Закрываем глазки и произносим волшебные слова: раз, два, три – повернись, гончарная мастерская в нашу группу превратись!

– ребята, а как вы думаете, раз глина природный материал, то она отличается чем-то, например, от земли, или обладает такими же свойствами?

– предлагаю отправиться в лабораторию, где мы сможем это проверить.

Опыты в другой части группы

  1. Как реагируют земля и глина на воду (шарики из глины и земли бросаются в воду). Выводы детей.
  2. Можно ли порвать землю и глину? (от куска глины отрывается другой, от сухой земли этого сделать невозможно).
  3. Основное назначение глины – лепка. Возможно, ли это сделать с землей? (проверяем – земля сухая, из нее невозможно лепить).
  4. Что быстрее пропускает воду? (прозрачные колбы уже наполнены глиной и землей, в каждую по очереди наливается вода и наблюдаем, как она просачивается на дно, путь воды. Проводим похожий опыт, но уже с кулечками, наблюдаем за скоростью просачивания воды наружу). Дети подводят итог.

– Сейчас каждый из вас может стать экспериментатором, поработать в лаборатории и повторить наш последний опыт с кулечками. Может быть, у вас будет другое открытие или подтвердите уже имеющееся.

– А кто догадался, почему у вас на столах лежит пластилин? (пластилин – это брат глины, он создан, в отличие от глины, человеком искусственно)

(Творческое задание на листочках с контурами кувшинов, ваз – дети замазывают лист пластилином, создавая объемное изображение).

Рисунки