План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."

Разделы: История и обществознание


Цель: закрепить знания обучающихся по изученным темам «Культура».

Задачи:

  1. Учебные (ЗУНы):
    знания: ознакомить обучающихся с развитием русской архитектуры и живописи; научить различать характерные черты новгородской, псковской, московской архитектуры и живописи;
    умения: формирование умения сравнивать, анализировать и делать вывод;
    навыки: коллективная работа.
  2. Развивающие: развитие слуховой и зрительной памяти, развитие исторической речи, внимания, аналитического мышления.
  3. Воспитательные: эстетическое воспитание на примере шедевров архитектуры и живописи.

Средства обучения:

Наглядность: карта Русское государство в 14-16 в.в., учебник § 27, таблица «Характерные черты 14-16в.в.», тест «Московский Кремль», проект «История Московского Кремля», картина Рублева «Троица», картина иконостас Благовещенского собора Феофана Грека.

Видеофильмы: «Андрей Рублев», «Феофан Грек». Художественный фильм «Андрей Рублев».

Литература:

  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. Москва. 1978.
  2. Алпатов М.В. Древнерусская живопись. Москва. 1984.
  3. Алпатов М.В. Феофан Грек. Москва. 1979.
  4. Забелин И.Е. История города Москвы. Москва. 1990.
  5. Лазарев В.Н. Искусство Великого Новгорода. Москва. 1947.
  6. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. Москва. 1976.
  7. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. Москва. 1980.
  8. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. Москва. 1961.
  9. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. Москва. 1966.

Ресурсы:

  • Московский Кремль http://www.kremlin.museum.ru/
  • ХРОНОС- Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru
  • Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/ikons/
  • История архитектурных стилей, произведений архитектуры, архитектурные термины http://www.archi-tec.ru

Тип урока: комбинированный.

Понятия: иконопись, шатровый стиль, юродивый.

Личности: Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Марко Руффо, Пьетро, Пьетро Антонио Солари, Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор из Городца, Даниил Черный, Дионисий, Марк Фрязин, Барма и Постник, Андрей Чохов.

Ход урока 

1. Организационный момент.

/1мин./

2. Повторение домашнего задания

(фронтальный опрос) /2мин./: назвать имя деятеля культуры, дети должны отметить его произведение и наоборот.

3. Изучение новой темы:

/30мин./

План:

l. Архитектура.

  1. Особенности архитектуры.
    а/ формула Витрувия.
    б/ типы и устройство храмов.
    в/ характерные черты архитектуры.
  2. Москва – центр русской архитектуры.
    а/ Стены и башни Кирпичного Кремля.
    б/ Сооружения Московского Кремля.
    в/ Появление шатрового стиля. Собор Василия Блаженного.

ll. Живопись.

  1. Этапы развития живописи
  2. Рождение иконостаса.

Задачи:

  1. Каково было значение строительства Московского Кремля? (вопрос №2, страница 243, § 27).
  2. Докажите, что Москва – центр русской архитектуры и живописи.

I. 1. Cегодня мы проведем комбинированный урок, побываем на выставке, на экскурсии, поработаем с учебным текстом, рисунками, заполним таблицу, запишем новые слова, узнаем об особенностях и характерных чертах архитектуры и живописи XIV-XVI веков /ознакомить с планом/, и ответим на поставленные вопросы /ознакомить с задачами/.

Рубеж XIII-XIV века это переход от деревянного к каменному зодчеству. Каменное строительство на Руси возобновилось лишь с конца 13 века, но и в последующие века строились деревянные церкви (рисунок, стр. 242).

С особенностями архитектуры мы познакомимся при просмотре презентации. Итак, идем в поход в кино (презентация «Особенности архитектуры»). (После просмотра презентации – физкультминутка).

Физкультминутка: дети встают, хлопая в ладоши, считают: «раз, два, три…Учитель продолжает и указывая на ученика: «формулу Витрувия назови» (таким образом три раза). Затем считалка меняется «Типы храмов назови» – 5 раз, т.е . дети делают физкультминутку и закрепляют изученное.

Запись в тетради:

а/ Формула Витрувия: прочность, польза, красота.

б/ Типы храмов: 1. крестово-купольный; 2. шатровый; 3. ярусный; 4. церковь-ротонда; 5. храм-«корабль».

-?- Можем назвать особенности?

  1. каменное строительство.
  2. прочность, польза, красота.
  3. умелые мастера.
  4. характерные черты.
  5. шатровый стиль.

в/ Архитектуру XIV-XVI веков можно разделить на три центра: Новгородская; Псковская; Северо-Восточная (Московская).

Задание: Мы познакомимся с этими центрами, прочитав текст на странице 233-235, и ответив на вопрос: какие характерные черты архитектуры, в чем различие и общее, и вместе заполним таблицу на доске «Характерные черты архитектуры XIV-XVI в.в.».

центры сравнение
различие общее
Новгородская - нарядность;
- единство архитектурного целого;
- каменное;
- красота;
- использование камня;
- для Московского и Псковского - крепости;
Псковская - суровость;
- лаконичность;
- новая система перекрытия;
- оборонное зодчество;
Московская - начало каменного строительства;
- плоскость,
- дробность;

 2. Продолжаем изучать архитектуру Московского центра. Мы совершим экскурсию в Московский Кремль. По окончании экскурсии вы должны ответить на вопрос, каково было значение строительства Московского Кремля. Экскурсию проведут ребята, с вопросами методики подготовки и проведения экскурсии мы с вами ознакомились, думаю, экскурсия будет интересной и полезной.

/Вопросы методики: Подготовка: приемы подготовки экскурсии с использованием литературы и источников, работа с ними. Сочетание рассказа и показа. Способы активизации работы с аудиторией. Защита: логичность, изложения, владение экскурсионными приемами рассказа и показа. Роль и мастерство экскурсовода./

а/. Знакомство Кремля начнем с ее башен. Их всего 20, и каждая имеет свое название. Самая старейшая-Тайницкая, молодая- Царская, маленькая-Кутафья, проездные-Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константино-Еленинская, звезы имеют Спасская, Никольская, Троитская, Боровицкая, Водозводная башни.

(при наличии времени можно просмотреть презентацию «Башни Кремля» – у автора, "История Кремля").

(затем раздать 2-4 школьникам открытки с заданием на схеме «Памятники Кремля»: расставить карточки с названием памятников на Соборной площади, во время закрепления изученной темы проверить).

б/. презентация «История Московского Кремля».

Московский Кремль-символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира (презентация, слайд3). Это средневековая крепость в центре Москвы. В XII-XVIII вв. – резиденция московских князей, царей и церковных иерархов, с 1918 – резиденция советского, позднее российского правительства. История Кремля тесно переплетена с событиями жизни русского государства. Кремль имеет площадь 28 га, протяженность стен по периметру 2 235 м, толщина стен от 3 до 5 м, высота от 10 до 19 м. История стен на протяжении веков менялась, от деревянного к каменному, от сосновых стен до краснокаменной (презентация, слайд 4).

1 экскурсовод: XII в. Москва представляла собой маленькое поселение, форпост, защищавший путь к древнему Владимиру. Первую деревянную крепость-кремль (от греч. «кремнос» – «крутой берез реки», «скала») выстроили в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого. Выбор места был продиктован стратегическими соображениями: Кремль на высоком холме при впадении р.Неглинной в р.Москву должен был защищать устья двух судоходных рек – Яузы и Всходни. Не последнюю роль сыграла и красота места. Кремлевский холм был покрыт густым бором, а перед ним расстилались живописные луга, перерезанные петлями рек. Самый древний сосновый Кремль занимал небольшую территорию ок. 3-4 га. Кроме деревянных стен, ее защищали рвы и земляные валы.

Московский князь Иван Калита (1320–1340-е годы), расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором (1327), церковью Иоанна Лествичника с колокольней (1329) и Архангельским собором (1333). В княжении Ивана Калиты был также построен каменный храм Спаса на Бору. Ни один из них не сохранился до нашего времени.

2 экскурсовод: При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белый камень (1366–1368), и прозвали люди Москву белокаменной. Кремль стал первым каменным градом Московского государства. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.

При великим князе Иване III была проведена реконструкция Кремля. К перестройке были привлечены итальянские зодчие. При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь.

Площадь окружают три величайших собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. И возвышается колокольня Ивана Великого. Здесь же красуется Грановитая палата.

Фонограмма «Матерь русских городов».

3 экскурсовод: На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты был возведен пятикупольный Успенский собор (1474–1479) под руководством итальянского инженера Аристотеля Фиораванти. Белоснежный Успенский собор напоминает Владимирский. Высокие гладкие стены, расчлененные на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и ярочек. В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы. К его восточной стене примыкали пять алтарных апсид-полукруглых выступов. Успенский собор предназначался для торжественных служб.

В 1484 артель псковских мастеров закладывает сразу два храма – домовую Благовещенскую церковь (1484–1486) и церковь Ризоположения (1484–1489). Благовещенский собор был построен на высоком подклете и окружили ее обходной галереей. Храм был домовой церковью великого князя Московского.

На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец, Грановитая палата (1487–1491), где находился главный тронный зал великих московских князей. Палата была построена Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари. Так она была названа из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.

4 экскурсовод: В 1505–1508 был построен Архангельский собор архитектором Алевиз Фрязиным. Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. Шестистолпный храм был увенчен пятиглавием. Архитектурный собор самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминал сказочный заморский дворец.

В эти же годы возводится и колокольня Ивана Великого. Все главные соборы Кремля имели одну общую колокольню, получившую по находившейся в ее основании церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской. В 1505-1508 г.г. перестраивал колокольню итальянский архитектор Бон Фрязин. Колокольня представляла собой высокий столп и походила на сторожевую башню, хорошо были видны колокола. Появление на Соборной площади высокого столпа объединило весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Колокольня славилась своим звоном, и москвичи почтительно ее называли – Иван Великий.

5 экскурсовод: Кремль, как он ни был велик, не мог вместить в себя всего города. Местность вокруг Кремля – с улицами, теремами, церквами, лавками, посольскими и торговыми дворами – обнесли высокой стеной и назвали Китай-городом. Но и Китай-город не вместил в себя всей Москвы. Тогда и появился белый город. Строил его Федор Конь, великий мастер каменной кладки. Потом возник Земляной город. Москва стала больше. А на дальних подступах к столице были поставлены монастыри-крепости-стражи: Донской, Ново-Девичий, Андроньев, Ново-Спасский… Так росла Москва. Вскоре в народе и поговорка родилась: «Москва – всем городам голова».

/Обобщение:/ Таким образом, Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель.

Беседа: вопрос 2 стр. 243. Каково было значение строительства Кремля?

в/. Особенно ярко художественные достоинства архитектуры появились в церковных постройках. Стал появляться шатровый стиль (рисунок, стр. 238). Церковь Вознесения в с. Коломенском и Собор Василия Блаженного.

Чтение стиха Дмитрия Кудрина «Зодчие».

Мастера выплетали узоры из каменных кружев
Выводили столбы и, работой своею горды, –
Купол золотом жгли,
И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись стрельчатые башенки сверху,
Переходы, балкончики, луковки да купола
И спросил благодетель:
– А может сделать пригожей
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
– Можем!
Прикажи государь!
И ударили в ноги царю.
И тогда государь
Приказал ослепить этих зодчих.
Чтоб в земле его церковь
Стояла одна такова.

Вершиной русского зодчества XVI века явился Покровский собор «на рву» (чтение о Соборе, посл. абзац стр. 238 и 2 абзац, стр. 239). Второе название собор получил по имени юродивого Василия Блаженного, который был погребен около стен храма. Внутреннее убранство храма намного скромнее, а снаружи храм выглядит более мощным и сильным. По замыслу создателей храм должен был олицетворять красоту, силу и славу Руси.

Запись слов в словарь, стр. 245:

  • шатровый стиль – вид архитектурного сооружения. которое завершается высокой многогранной пирамидой.
  • юродивый – странник, обладающий даром предвидения.

II. В соборах и храмах творили чудеса иконописцы. Развитие живописиможно разделить на этапы: 1. рубеж 14-15в.в. 2. рубеж15-16 в.в.

1 этап – называют «Золотым веком» стеной живописи. Успешно развивается Новгородская монументальная живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек. Позднее он сыграет роль в Московской художественной школе. Его работа – «Христос», (чтение, стр. 240).Это время складывания русской национальной школы живописи. Ярким представителем был гениальный русский художник Андрей Рублев. Его работа – «Троица», (чтение, стр. 240). Иконы художников – великий вклад в развитие истории. 2 этап: Православие и возвеличивание царской власти и церкви стало главным в творчестве мастеров. Роль принадлежит Дионисию, им расписано часть икон и фресок Успенского собора. Дионисий – мастер радости и красоты.

В это время зарождается иконостас. Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма. Ряды икон: 1 – (нижний) – местный ряд; 2 – праздничные иконы; 3 – диесусный (диесус); 4 – иконы пророков; 5 – иконы ветхозаветных праведников; Царские врата и диаконские врата. Икона «Святая Троица». Иконы в иконостасе располагаются в строгом порядке.

Таким образом, XIV-XVI века – время возрождения и дальнейшего развития каменного зодчества и формирования национальной иконописной школы.

4. Работа над проблемным вопросом,

/2мин./ Докажите, что Москва стала центром русской архитектуры и живописи.

5. Закрепление изученного материала:

/3мин./ Ответить на вопросы:

  1. Назвать стены Кремля и их основателей.
  2. Для чего нужны были башни?
  3. Почему рубеж XIV-XV веков называют «Золотой век» стенной живописи?

6. Итог урока:

/3мин./ рецензия на ответы обучающихся:

  1. точность ответа;
  2. полнота ответа;
  3. сделан ли вывод;
  4. речь, ее недостатки;
  5. дополнение;
  6. исправление;
  7. оценка;

7. Рефлексия:

/2мин./bответить на вопросы по тесту «Московский Кремль» (презентация).

8. Домашнее задание:

/2мин./ описать храм своего населенного пункта.

Презентация автора.