Нравственные уроки рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Разделы: Начальная школа


Цели. Совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения; показать роль важнейших эпизодов произведения в раскрытие мотивов поступков героев и главной мысли. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события. Формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения: урок-игра.

Ход урока

1.Организационный момент.

Перед началом состязаний класс делится на три команды. Учитель представляет членов жюри, задает вопросы командам и раздает каждой команде карточки с заданием.

2. Вступительная беседа.

Учитель: Великий русский писатель - Лев Николаевич Толстой написал 629 произведений для детей. Вспомните произведения Л.Н.Толстого.

Соедините стрелкой заглавие произведений с жанром.

“Лев и собачка” сказка
“Два брата”  
“Лучше всех” былина
“Страшный зверь”  
“Как боролся русский богатырь” басня
“Белка и волк”  
“Лебеди” рассказ

У. К какому жанру относится произведение “Кавказский пленник”?

(это рассказ – быль)

3. Сообщение темы урока.

У. Давайте подумаем, каковы нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал это произведение?

В рассказе Кавказский пленник” даны описания героев (внешний вид, поведения, детали). Узнайте по описанию героев произведения.

В ходе конкурса ведущий последовательно, в два этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже рассказа Л.Н.Толстого. Задача команд - как можно быстрее угадать героя произведения. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, как поступила первоначальная информация, команда получает два балла. В случае, когда персонаж угадывается со второй попытки, на командный счет поступает один балл.

Задание команде №1

Этот герой:

  • служил на Кавказе, “невелик ростом, а удал, имеет лошадь охотницкую (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)”
  • “ на всякое рукоделье мастер был”. ( Жилин)

Задание команде №2

Этот герой:

  • служил на Кавказе, офицер, “мужчина грузный, толстый”.
  • “товарищ смирный”, “ он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют”. (Костылин)

Задание команде №3

Этот герой:

  • подросток, худенький, лет тринадцати, глаза черные, светлый. Одет в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса.
  • “На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников”. (Дина).

У. “Л.Н.Толстой в рассказе показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия. Как в одинаковой ситуации ведут себя Жилин и Костылин?”

(Правильный ответ 2 балла)

Задание команды №1

Заполните структурную схему взаимоотношений Жилина с окружающими его людьми, которая поможет вам составить рассказ-характеристику главного героя

img1.gif (2015 bytes)

( Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).

Задание команды №2

Заполните структурную схему взаимодействия Костылина с окружающими его людьми, которая поможет вам составить рассказ-характеристику Костылину.

(Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом).

Задание команды №3

Л.Н.Толстой показывает поведение и поступки своих героев в разных ситуациях. В ситуации побега Жилин преодолевает свои эгоистические мысли и не бросает товарища. О чем думал Жилин?

( “Он и в правду ослаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годиться”. “И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел… Нет не пойду: не годиться товарища бросать”).

Сравнить с поведением Костылина в подобной ситуации.

( “А Костылин, заместо того, чтобы подождать, только увидал татар - закатился, что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит”).

У. Какие черты характера, которых нет у Костылина, можно отметить у Жилина?

( Благородство, великодушие, чувство товарищества)

У. “В рассказе “Кавказский пленник” Л.Н.Толстой очень точно описал не только внешность человека, но и его внутренний мир. Составьте рассказ о героях этого произведения и выразите свое отношение к ним”.

Полный последовательный ответ оценивается - 3 балла

1 команда.

План рассказа “ Мое отношение к Дине”.

1.Первая встреча Жилина и девочки.

2.Почему Дина помогала Жилину?

3.Мое отношение к Дине.

2 команда.

План рассказа “Что я думаю о Костылине”.

1.Плен.

2.Поведение Костылина в плену.

3.Мое отношение к Костылину.

3 команда.

План рассказа “Жилин в моем представлении”.

1.Кто такой Жилин.

2.Покорился ли в плену Жилин своей судьбе?

3.Можно ли сказать о Жилине, что он - человек чести?

4.Обобщение.

Прежде всего, сопоставим двух героев рассказа, вдумаемся в их фамилии: Жилин – сильный, волевой человек. Он не рассчитывает на мать, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хотел донести до читателя автор.

Костылин – беспомощный, слабый физически и морально, надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин не смог убежать из плена. Он остался не только в татарском плену, Но и в плену своей слабости, своего эгоизма. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться из плена внешнего.

5. Рефлексия деятельности.

- Чему учит рассказ?

- Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

- Прочитайте пословицы и отметьте те, которые соответствуют главной мысли рассказа

“Кавказский пленник”.

Задание команды №1

1.Друзья познаются в беде.

2.Человек без друзей, что дерево без корней.

3.Из огня да в полымя.

Задание команды №2

1.Чужбина-калина, родина-малина.

2.Лучше пропасть, чем терпеть напасть.

3.Не зная броду, не суйся в воду.

Задание команды №3

1.Сиди у моря - жди погоды.

2.Мир не без добрых людей.

3.Маленькое дело лучше большого безделья.

У. Отметьте плюсом те нравственные качества личности, которые, как вы считаете, нужны учащемуся лицея (любовь к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе, труду)

Жюри подводит итоги игры.

Кроссворд “По страницам рассказа”

Задание для команды №1

  1. Стеганная верхняя мужская одежда у кавказских народов.
  2. Название дома у татар.
  3. Высокие деревья в ауле.
  4. Служитель мечети.
  5. Название мечети (храма) у мусульман.
  6. Кличка собаки.

(Бешмет, сакля, чинара, мулла, аул, Уляшин)

Задание для команды №2

  1. Татарский напиток.
  2. Восточный платан: Дерево, похожее листьями на клен.
  3. Имя отца Дины.
  4. Название дома татар.
  5. Кличка собаки.
  6. Название поселения татар.

(Буза, чинара, Абдул, сакля, Уляшин, аул)

Задание для команды №3

  1. Высокие деревья в ауле.
  2. Место событий.
  3. Татарин, который выкупил Жилина.
  4. Девочка- “спасительница” Жилина.
  5. Народность, говорящая на языке, близком татарскому.
  6. Название деревни у татар.

(Чинара, Кавказ, Абдул, Дина, нагаец, аул)