Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Опросники для педагогов и родителей при проведении диагностики ребенка с неконструктивным поведением

Разделы: Работа с дошкольниками


Оценка детей педагогами

1. Карта оценки особенностей развития ребенка

Имя, фамилия________________Группа №___________Возраст__________

Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность признака развития ребенка. Это поможет эффективно организовать работу с ребенком. Необходимо отметить только одно из трех значений:

“1” – признак выражен незначительно или отсутствует;

“2” -признак выражен в средней степени;

“3” -признак выражен значительно.

Оцениваемый признак поведения (развития)

Выраженность данного признака

отсутствует или незначительная

средняя

значительная

1. Отношение родителей
1 Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его одежде. 1 2 3
2 Ребенка забирают из группы одним из самых последних. 1 2 3
3 Родители мало общаются с воспитателем, не уделяют достаточного внимания ребенку. 1 2 3
4 Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада. 1 2 3
2. Поведение в группе Сумма по первой группе
5 Томозит. Не сразу воспринимает требования воспитателя 1 2 3
6 С трудом выполняет правила распорядка группы. 1 2 3
7 Неуверен. Боязлив. При обращении к нему взрослого может заплакать 1 2 3
8 Расторможен. Нуждается в многократном повторении словесных указаний и контроле. 1 2 3
3. Игра и общение с детьми. Сумма по второй группе
9 Предпочитает играть в одиночестве 1 2 3
10 Конфликтует с детьми, часто дерется, злится, плачет 1 2 3
11 Не умеет поддержать игру, принять роль 1 2 3
12 Сильно переживает, все время ждет прихода родителей 1 2 3
4. Познавательное развитие Сумма по третьей группе
13 Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется) 1 2 3
14 Недостаточно сообразителен (затрудняется в ответах на простые вопросы) 1 2 3
15 Плохо рисует (недостаточно сформированы графические навыки) 1 2 3
16 Затруднено формирование элементарных математических представлений 1 2 3
5. Социально-бытовые навыки и ориентировка Сумма по 4 группе
17 Недостаточен объем знаний об окружающем мире 1 2 3
18 Имеет трудности в овладении навыками самообслуживания 1 2 3
19 Путает временные понятия (по программному материалу) 1 2 3
20 Плохо знает, как зовут родителей, родственные отношения в семье 1 2 3
6. Темповые характеристики Сумма по 5 группе
21 Заторможен, почти во всем медлителен 1 2 3
22 Темп работы неравномерен, быстро устает 1 2 3
23 Работает невнимательно, быстро теряет интерес 1 2 3
24 Темп работы быстрый, но работает хаотично и “бестолково” 1 2 3
7.Отношения к занятиям и их успешность Сумма по 6 группе
25 Нуждается в постоянном контроле педагога 1 2 3
26 С трудом выполняет программу обучения в детском саду 1 2 3
27 Неусидчив, не доводит начатое дело до конца 1 2 3
28 Мешает на занятиях 1 2 3
8. Речевое развитие Сумма по 7 группе
29 Речь малопонятна, трудности звукопроизношения (соответственно возрасту) 1 2 3
30 Словарный запас беден по сравнению с другими детьми 1 2 3
31 Имеются нарушения грамматического строя речи 1 2 3
32 Говорит односложно, выраженные трудности пересказа 1 2 3
9. Физическое развитие Сумма по 8 группе
34 Недостаточно развит физически или очень полный 1 2 3
35 Быстро устает, истощается или возбуждается при переутомлении 1 2 3
36 Часто болеющий 1 2 3
37 Плохой аппетит, ослаблен 1 2 3
10. Моторное развитие Сумма по 9 группе
38 Плохо развита мелкая моторика, нуждается в помощи при лепке, аппликации 1 2 3
39 Нарушена общая координация, неуклюжий, неловкий 1 2 3
40 Медлителен, неточен в движениях 1 2 3
41 Предпочитает (часто) действовать левой рукой 1 2 3
Сумма по 10 группе

2. Опросник “Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей”

0 – НЕ ПРОЯВЛЕТСЯ ВООБЩЕ;

1 – ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИНОГДА;

2 – ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТО;

3 – ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПОЧТИ ВСЕГДА.

Агрессивность:

  • Ломает игрушки.
  • Толкает сверстника.
  • Мимоходом ударяет встречных.
  • Кусается.
  • Плюется.
  • Щиплет других.
  • Говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.
  • Ругается.
  • Замахивается, но не ударяет.
  • Пугает других.
  • Сжимает губы, кулаки.
  • Сопротивляется при попытках удержать от агрессивных действий.
  • Препятствие стимулирует его агрессивное поведение.
  • Просит стукнуть себя еще раз.

Вспыльчивость:

  • Неожиданно для всех бросает игрушки; грубо отвечает.
  • Может разорвать пособие, сказать нецензурное слово.
  • Плюется.

Негативизм:

  • Делает все наоборот.
  • С трудом включается в коллективную игру.
  • Отказывается даже от интересной для всех и себя деятельности.
  • Говорит часто слова “не хочу”, “не буду”, “нет”.

Демонстративность:

  • Отворачивается.
  • Утрирует движения на занятии.
  • Стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий.
  • Делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость

  • Обижается при проигрыше в игре.
  • Болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса.
  • Недовольное выражение лица.
  • Часто плачет

Конфликтность

  • Сам провоцирует конфликт.
  • Отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
  • Не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности или взаимоотношениях.
  • Не уступает игрушек.

Эмоциональная отгороженность

  • Когда все дети вместе, стремится уединиться.
  • Входит в помещение и сразу идет к игрушкам.
  • Занят своим делом и не замечает окружающих.
  • Не использует речь как средство общения.
  • Когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
  • Не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание.
  • Не реагирует на переход с обычной речи на шепот.
  • Избегает смотреть в лицо собеседнику.

Нерешительность

  • Избегает ситуации устного опроса на занятии.
  • Отказывается от ведущих ролей в играх.
  • Часто использует фразы “не знаю”, “может быть”, “трудно сказать”.
  • Не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
  • В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; его поведение вариативное.

Страхи

  • Страх пылесоса.
  • Страх собаки.
  • Страх темноты.
  • Страх от порывов ветра.
  • Страх новых людей в новой ситуации.
  • Страх публичного выступления.
  • Страх оставаться одному.
  • Боязнь спрыгнуть с возвышения, входить в новое помещение.

Тревожность

  • Блуждающий, отстраненный взгляд.
  • Не может объяснить причины своей тревоги.
  • Неожиданно вздрагивает.
  • Осторожно ходит.
  • Стремится быть поближе к взрослому.

Скованность

  • Не знает, чем заняться
  • Бездеятельно смотрит по сторонам
  • Говорит слишком тихо.
  • Темп действий замедлен.
  • Запаздывает при действиях по сигналу.

Эгоцентричность

  • Считает, что все игрушки, все конфеты – для него.
  • Навязывает свою игру, желания детям.
  • Часто использует местоимение “я”.

Избегание умственных усилий

  • Быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).
  • Не смотрит мультфильмы.

Дифицит внимания

  • Приходится словесно повторять задание по несколько раз.
  • Требуется сочетание слова с показом способа действия.
  • Переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность

  • Поспешно планирует собственные действия.
  • Темп действий убыстрен.
  • Количество действий избыточно.
  • Действует раньше условного сигнала.
  • Встает на первой половине занятия, когда дети еще сидят.
  • Быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.

Речевая расторможенность

  • Говорит слишком громко, не может говорить с обычной силой голоса.
  • Темп речи убыстрен.
  • Речь взахлеб.
  • Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого.

Непонимание словесных инструкций.

  • Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.
  • Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Ригидность

  • Рисует многократно повторяющиеся элементы.
  • Навязчив при общении.
  • Привлекает к себе внимание.
  • Повторяет одну и ту же просьбу или фразу.
  • Застревает на обиде.
  • С трудом переключается.
  •  

3. Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей

Диагностическая таблица 1.

Фамилия, имя ребенка Возраст Дата

Характеристика поведения

Утверждения

Да Нет
1

Испуганно озирается, оглядывается

   
2

Продолжает заниматься своим делом даже после замечания

   
3

Нетерпелив, выкрикивает, перебивает

   
4

Претендует на главные роли

   
5

Неопрятный внешний вид

   
6

Дерется со сверстниками, кусается

   
7

Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы

   
8

Спорит, с трудом договаривается, соглашается

   
9

Не доводит начатое дело до конца

   
10

Требует к себе постоянного внимания

   
11

Не в состоянии поддержать порядок

   
12

Обзывает сверстников, грубит взрослым

   
13

Говорит тихо и мало

   
14

Ссорится, конфликтует со сверстниками

   
15

Склонен к быстрой и частой смене настроений

   
16

Кривляется, строит из себя шута

   
17

Опаздывает

   
18

Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение

   
19

Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов

   
20

Обидчив, склонен к беспричинным слезам

   
21

Говорит быстро и много

   
22

Любит приказывать другим детям, повелевать ими

   
23

Не держит обещания, забывает о порученном

   
24

Плюется в состоянии раздражения

   
25

Не уверен в себе

   
26

С трудом признает свои ошибки

   
27

Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами

   
28

Болезненно переживет поражения, неуспехи

   
29

Нарушает правила поведения и правила игры “по забывчивости”

   
30

Стремится делать многое назло

   
31

Сторонится коллективных игр и заданий

   

32

Обвиняет в своих неудачах других

   

33

Неусидчив

   

34

Склонен к хвастовству

   
35

Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое

   
36

Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты

   
37

Избегает главных ролей в играх

   
38

Добивается своего капризами

   
39

Постоянно отвлекается

   
40

Не идет на уступки и компромиссы

   
41

Регулярно и целенаправленно нарушает правила

   
42

Замахивается на сверстников

   

 Следующий шаг поможет взрослым ответить на другой волнующий их вопрос – надо ли срочно принимать какие-либо меры, направленные на преодоление неконструктивного поведения, или ребенок сам со временем от него откажется? В некоторых случаях действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что неконструктивное поведение не только исчезает, а, наоборот, закрепляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:

  • Частота подобного поведения;
  • Длительность его присутствия в поведенческом репертуаре ребенка;
  • Степень тяжести последствий неконструктивного поведения;
  • Ситуационная специфичность такого поведения.

Частота неконструктивного поведения – это то, насколько часто ребенок прибегает к такому поведению. В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объективности целесообразна следующая градация:

  • Несколько раз в день – 5 баллов.
  • Один раз в день – 4 балла.
  • Несколько раз в неделю– 3 балла.
  • Один раз в неделю – 2 балла.
  • Один раз в месяц и реже – 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу 2 в графу “Частота”.

Таблица 2.

Ф.И. ребенка Возраст Дата

Тип неконструктивного поведения

Критерии оценки

Частота Длительность Степень Ситуационная специфичность
         
         
         
         
         
         

Длительность – критерий времени – указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка:

  • Год и дольше – 5 баллов.
  • Полгода – 4 балла.
  • Два-три месяца – 3 балла.
  • Три-четыре недели – 2 балла.
  • Несколько дней– 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу 2 графу “Длительность”.

Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:

  • Снижает продуктивность на занятиях;
  • Появляются негативные качества личности, черты характера;
  • Ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем;
  • Не складываются взаимоотношения со сверстниками;
  • Обостряются взаимоотношения со взрослыми.

Каждый параметр оценивается в 1 балл. Суммарный балл (от 1 до5) заносится в таблицу 3 в графу “Степень”. Соответственно, чем выше балл, тем разрушительнее оказываются последствия неконструктивного поведения.

Ситуационная специфичность – если подобное поведение спровоцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тревожный симптом, чем когда неконструктивное поведение появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:

  • Поведение от ситуации не зависит – 5 баллов.
  • Поведение возникает в нескольких схожих ситуациях – 3 балла.
  • Поведение возникает всегда в одной и той же ситуации – 1 балл.

Соответственно балл заносится в таблицу 2 в графу “Ситуационная специфичность”.

Для родителей

4. Тест-опросник родительского отношения к ребенку

Если вы согласны с высказыванием, то обведите в кружок его номер.

1. Я всегда