Урок развития речи в 3-м классе. Коллективное составление текста по картинке

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обучать логически и последовательно излагать мысли;
  2. Развивать речь, творческое и логическое мышление.
  3. Работать над обогащением активного словаря учащихся.
  4. Прививать любовь к природе.

Оборудование: карточки со словами, плакаты «Отставай-Забегай», толковый словарь С.Н. Ожегова, комплект картинок.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы продолжим учиться логически, излагать мысли, развивать устную и письменную речь. Будем обогащать свой словарный запас.

III. Работа по теме.

а) Состав картинки:

– Рассмотрите внимательно картинку.

– Обратимся за помощь к волшебнику Дели – Давай, он умеет все на свете делить на части и объединять.

– Сфокусируйте взгляд с помощью «фотокамеры». (сложите ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрите через него, да так, чтобы в глазок попадал только один какой – то объект).

– Что вы видите на картинке в глазке своей камеры? (дети подробно называют все объекты и предметы)

б) Связь и взаимодействие между объектами:

– А теперь подумайте, что с чем связано? Составим предложения.

Девочка и лыжи.           Девочка катается на лыжах.
Девочка и палки.   Девочка отталкивается палками.
Снег и земля.   Снег покрыл землю.
Снег и лыжня.   По снегу проходит лыжня.
Кусты и пруд.   Кусты растут около пруда.
Санки и горка.   Санки скользят с горки.
Мальчик и санки.   Мальчик лежит на санках.
Девочка и коньки.   Девочка катается на коньках.
Коньки и лёд.   Коньки режут лёд.
Мальчик и скамейка.   Мальчик сидит на скамейке.
Пруд и лёд.   Пруд покрыт льдом. (и т.д.)

«Стоит как вкопанный»

Когда так говорят?

в) Характеристика объектов и действий.

Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали в картинку. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами.

– Что вы слышите?

(– Я слышу щебет птиц в парке.

– Я слышу, как легкий ветерок пробегает по кустам.

– Я слышу, как коньки режут лёд.

– Я слышу, как мальчик радуется быстрой езде на санках.

– Я слышу, как мальчик кричит своего товарища.) – и т.д.

– А теперь войдите в картинку, походите тихонько. Что вы почувствовали? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути.

– Что теперь почувствовали? (холодный снег, гладкий лед, холодная скамейка, кусты покрыты инеем, мороз жжёт руки и лицо).

– Если вдруг пойдет снег, какой он будет? (пушистый, мягкий, холодный, снежинки красивые, легкие и блестящие).

– А если глубоко грудью вдохнете воздух, что вы почувствуете? (Почувствуем свежесть и лёгкость воздуха)

– Попробуйте что-либо пожевать, если это не вредно. Какие вкусовые ощущения добавились? (Ягоды на кустах кислые, снег холодный и безвкусный)

Физминутка.

г) Обогащение активного словаря, пополнение словарного запаса образных характеристик.

– Ребята вы говорили, что «мороз жжёт». А как вы понимаете это словосочетание?

– А теперь послушайте, что говорится в словаре про это.

ЖЖЁТ.

  1. Уничтожение огнем. (Сжечь огнем письма)
  2. Действие чего-нибудь горячего, едкого или очень холодного, производить ожог, ощущение ожога. (Горчичники жгут. Мороз щеки жжет)

ЩИПЛЕТ.

  1. Защемлять чем-нибудь кожу до боли. (Щиплет ногтями.)
  2. Вызывать ощущения болезненного жжения. (Перец щиплет язык)
  3. Выдёргивать перья. (Щиплет птичью тушку.)
  4. Защемлять чем-нибудь, отделять. (Гуси щиплют траву.)

СКОЛЬЗИТЬ.

  1. Плавно двигаться по гладкой, скользкой поверхности. (Скользить по льду)
  2. Быстро и плавно, не задерживаясь, двигаясь, распространяться. (Луч скользит по воде)
  3. Не имея твердой опоры на скользкой поверхности, теряя устойчивость. (Ноги скользят на мокрой глине)

ХРУСТИТ.

  1. Издавать хруст. (Снег хрустит. Пыль хрустит на зубах)
  2. Есть с хрустом. (Хрустит огурец)

д) Последствия предшествующие и последующие.

На картинке мы видим, что дети сейчас вы парке. А где они были раньше?

– Отставай! Как они оказались в парке?

– (В пятницу после уроков ребята договорились встретиться в парке и вместе провести выходной.)

– Кто теперь расскажет все события подробно, не пропуская мелкие шаги. Начать нужно с «Отставай!»

– «Забегай!» – Что будет потом?

– (Они придут домой, и расскажут, как хорошо они отдохнули)

е) Разные точки зрения.

Вы пошли в выходной с друзьями отдыхать. Какое у вас настроение? Каким вам кажется всё вокруг?

– У нас весёлое настроение.

(Очень красивые заснеженные кусты. Солнечный морозный день. Горка высокая, на ней хорошо кататься. Санки быстро катятся с горки. Лёд на пруду гладкий. Лыжня скользкая ровная и по ней легко бежать на лыжах. Воздух свежий, легко дышится.)

А теперь представьте, что вы заигрались, не заметили, как стало темнеть, вы устали, замерзли и надо идти домой. Каким теперь покажется все вокруг?

– Настроение стало плохим.

(Вокруг все некрасиво. Кусты голые и серые. Мороз сильный и щиплет за лицо и нос. Снег сырой и липкий. Горка высокая, трудно было по ней взбираться. Санки тяжёлые , а их ещё нужно за собой тащить.)

Вот видите,когда у нас настроение хорошее, веселое, бодрое, то и все вокруг кажется красивым, замечательным. А если мы устали и настроение испортилось, стало «кислым», то и все вокруг нас кажется мрачным, страшным и некрасивым.

IV. Итог

– А теперь давайте попробуем собрать все сказанное воедино и составить рассказ.

– Не забудьте, что в нашем рассказе должно быть начало – «Отставай!», середина то, что нарисовано на картинке и конец – «Забегай!»

«Наконец наступил долгожданный выходной. Ребята решили отдохнуть в парке……»

Комментирование и выставление отметок.