Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Р.Шуман. Фортепианный цикл "Карнавал". Вход. "Ноктюрн" Ф.Шопена

Разделы: Музыка


- Ребята, вы сейчас вошли в класс под удивительную музыку великого польского композитора. Его называли самым романтичным и поэтичным композитором 19 столетия, ещё его называли «душой фортепиано». Может кто-нибудь назовёт его имя?

- Да, это Фредерик Шопен, а музыка которая сейчас прозвучала называется «Ноктюрн». А может кто-то из вас знает как переводится это слово, что оно обозначает? Ноктюрн- это ночная песнь. А как вы думаете о чём может быть эта песня? (о любви)

- Да, ребята, мы ясно видим в этой музыке как сердце певца волнуется, трепещет, страдает, негодует, озаряется надеждой. А к какой музыке вы отнесёте это небольшое произведение? (всего несколько минут) с серьёзными музыкальными жанрами оперой, балетом, сюитой, симфонией. Но нам важно о чём рассказывает эта музыка, за несколько минут мы смогли раскрыть тайны человеческой души, духовный мир человека, и конечно, самого композитора, который писал эту удивительную музыку, посвящённую свое возлюбленной.

Биография Шопена.

В созвездии великих мастеров искусства имя Шопен - одно из самых ярких.

Фредерик Шопен родился в Польше, в поместье Желязова Воля, близ Варшавы.

Наряду с музыкальным образованием Фредерик получал и общее: сначала занимался (ввиду слабого здоровья) дома, а с 13лет- в Лицее, где преподавал его отец.

Шопен, не смотря на своё огромное искусство, выступал в больших публичных чрезвычайно редко. Он испытывал чувство несчастной любви к Марии Водзинской. Богатые польские магнаты, какими были Водзинские, не сошли Шопена подходящей парой для своей дочери.

В 1836г.- Шопен первый раз встретился Жорж Сонд- представительницей демократического течения во французской романтической литературе.

В 1838г.- они отправились на о.Майорку, поездка была вызвана плохим здоровьем Шопена, у него постоянно развивался туберкулёз лёгких. Творческий взлёт Шопена был прерван в 1847г.

Разрыв с Жорж Санд, болезненно пережитый композитором , материальные трудности ускорили течение смертельной болезни(туберкулёза). Шопен почти перестал сочинять. Выступив в Польше с концертом, он уехал в Англию по приглашению своей ученицы. В Лондоне в ноябре 1848года дан последний в своей жизни концерт. В согласии с последней волей композитора его похоронили в Польше на кладбище Пер- Лашез, а сердце, которое всегда принадлежало Польше, было перевезено в Варшаву. Шопен не только всесторонне использовал возможность фортепьяно, но и смело расширил их, насыщал свои фортепьянные произведения значительным и разнообразным содержанием, напряженным симфоническим развитием.

Слушание «Карнавал» Р. Шумана.

- А сейчас вас ждёт встреча с гениальным композитором и его гениальным произведением. Услышав это произведение, русский композитор и критик Кюи писал: «Нужно было иметь талант этого композитора, чтобы так беспечно и в таком количестве расточать его в одном произведении.

Это произведение композитор посвятил девушке, некой Эрнестине Фон Фрикен, занимавшей в это время воображение молодого композитора.

- И как вы думаете, композитор мог назвать это произведение?

Вы не догадаетесь, потому что только такой большой выдумщик, как Шуман, мог подарить любимой девушке целый карнавал. Он именно так и назвал своё произведение «Карнавал».

Но он ещё был человеком склонным мистике, таинственности, и поэтому каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Как он сам сказал: «Маленькие сцены на 4 ноты». Всего их было 20 сцен.

- Вы наверное знаете, что ноты могут записываться ещё и буквами. И если написать эти ноты буквами, то получится слово……….. город, где жила его девушка Эрнестина.

Роберт Шуман и его гениальный «Карнавал». Но что же это за карнавал без людей в смешных костюмах и масках, без карнавальных шуток, тайн, загадок. И всё это рисует нам рояль.

Слушание «Пьеро и Арлекин»

- Сейчас вы услышите 2 пьесы. Мне было бы интересно узнать, как на ваш взгляд, к чему они близки- может это описание природы, какая-то ситуация происшедшая на карнавале, маски или философские раздумья.

Поскольку на карнавале есть маски – то вы услышали 2 из них: Пьеро и Арлекин.

А кто сможет рассказать характеры этих героев? (ответ детей)

Пьеро- это неуклюжий человек, неровная походка, каждую минуту он на что-то натыкается, падает. Таким нам рисует его музыка медленная, словно нехотя сыгранная фраза и сразу же её обрывает другая коротенькая из 3 нот, громких и резких.

Ну а ещё он философ- любит изрекать глубокомысленные вещи, но тяготится своей ролью смешить. Об этом говорят скорбные, жалобные интонации.

Ну а там где Пьеро- там и Арлекин! Арлекин- насмешник и весельчак, весь в движении, живая. Лёгкая, чуть поддразнивающая музыка. Полная противоположность Пьеро.

Роберт Шуман был удивительным мастером муз.портрета. Его называли музыкальным психологом, он очень четко умел схватывать одним штрихом самое главное в облике человека, в его настроении и чувствах. Вот и сейчас музыка создала очень точные образы Арлекина и Пьеро.

Слушание «Эстрелла»

- Мы с вами слышали масок, а что же мы услышим сейчас? Маску или реально существующего человека и почему вы так думаете? (слушание, ответ детей)

- Конечно, это живой человек. В описании этого облика Шуман вносит теплоту, глубину чувств, искренность. И очень трудно сказать, что это выдуманная маска.

- Кого же с такой любовью мог описать композитор? (свою девушку)

- В карнавале Эрнестину зовут Эстрелла. Живая, решительная и в тоже время нежная и изящная. Она очаровательна эта девушка. Такой её видел в то время композитор, такой он и нарисовал в музыке.

- А этого человека, я думаю вы узнаете с лёгкостью, тем более, его знает весь мир.

- Музыка такая человечная и перед нами прямо встаёт портрет Шопена, вспомним его музыку, она созвучна с его ноктюрнами.

«Эвзебит и Флорестан»

- Чтобы вам были понятны 2 следующие пьесы. Вам нужно знать, что Шуман был ещё и замечательным музыкальным критиком. Когда он писал свои статьи в «Новую музыкальную мысль», высмеивал дурной вкус, пошлость в искусстве, дешёвые успехи или же наоборот давал свои положительные рецензии. Он подписывался то Эвзебит, то Флорестан. Иногда они были резки и вспыльчивы, иногда поэтичны и легки. Кто по вашему мнению Флорестан, а кто Эвзебит? (слушание)

- Кто такие статьи писал? (ответ детей) Шуман был личностью противоречивой: мятежный дух, истерия, напряжённая борьба переходит вдруг в такую мечтательность, порой даже меланхолию. Эвзебит и Флорестан были псевдонимами Шумана. Сейчас мы услышали портрет самого композитора, написанного самим автором.

- А как вы думаете, против чего мог восстать Шуман- Флорестан в своих статьях.

- Всегда ли нас окружает настоящее искусство? Против подделки под искусство, боролся Флорестан в своих статьях. В кульминации «Карнавала» Шуман приводит слушателей к такой борьбе. Шуман как бы призывает объединиться всех настоящих художников, ценителей искусства в «Давидово братство», всех тех, кто своим искусством борется против пошлости, дурного вкуса, дешёвых успехов, против тех, кто мешает всему светлому новому. В рядах братства мы бы увидели самого Шумана, Шопена других замечательных композиторов. Хотя Шуман и придумал это братство, но ведь во все времена, во все века, во все эпохи, существовало это незримое братство.

- Ребята, и вы тоже можете стать членами этого братства. В нём могут быть не только художники, но и все, кто любит и понимает настоящее искусство, кто не хочет мериться с грубыми подделками под него. Все кто не хочет, пошлым мотивом и низкопробными стихами оскорбляли наши с вами человеческие чувства, природу, цветы. Такое искусство засоряют голову и душу, обедняет человеческие чувства.

- Вот о чем всегда говорил и писал Шуман и этим он завершил свой карнавал.

- Ребята, сейчас мы подошли к самому главному, к какой музыке лёгкой или серьёзной отнесёте это произведение? (к серьёзной)

- А как же тогда быть с лёгкими смешными пьесами, такие как «Пьеро и Арлекин»? Да и само название 2Карнавал» подразумевает что-то несерьёзное.

- В музыке, как и в жизни, есть место как веселью так и серьёзным чувством, т.е. серьёзное и лёгкое ходят в жизни рядом.

- И в жизни, как и в творчестве, не бывает лёгких дорог. Настоящий человек и художник в течение своей жизни постоянно преодолевает препятствия, чтобы стать настоящим человеком и художником.