Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике А.С. Пушкина

Разделы: Преподавание русского языка, Преподавание литературы


Цели:

Образовательная: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительное чтение предложений с обращением; показать способы использования обращений в различных стилях речи.

Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в разговорной речи.

Воспитывающая: воспитать любовь к поэзии; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: объяснение нового материала

Форма проведения: слайдовая презентация с применением информационных технологий, интерактивная доска.

Оборудование: компьютерная мультимедиа проектор презентации, созданная в среде MS POWER POINT на тему: “Знаки препинания при обращениях. Обращения в лирике А.С.Пушкина”.

Ход урока

Учитель русского языка: Ребята, у нас сегодня необычный урок- урок русского языка и литературы. Тема урока “Знаки препинания при обращениях. Обращения в лирике А.С.Пушкина”. Мы научимся находить обращения в тексте, выразительно читать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания.

А для начала давайте проверим домашнее задание. Вы справились?

Молодцы! Проверим 1 и 3 предложение из упражнения.

Ученик читает предложение и объясняет.

В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, береза, клён

Учитель русского языка: Дайте определение однородным членам (дети отвечают навопрос).

Летом ребята приносили цветы: ромашки, васильки, колокольчики.

Учитель русского языка: Дайте определение обобщающему слову (дети отвечают на вопрос). Молодцы, ребята! Переходим ко второй части урока.

Учитель русского языка: Вот эти знания, навыки, полученные на предыдущих уроках необходимы будут при изучении обращений.

Представьте себе такую ситуацию: вы звоните другу, не называя его по имени. Допустим, вы спрашиваете о расписании уроков. Уважительное это обращение или нет! (Если этот человек знаком, то мы к нему обращаемся по имени)

Ведь, если обратиться к человеку, не называя его имени, он может не понять, что обращаются именно к нему. Да и более уважительно считается обращение по имени.

Приведем примеры нескольких ситуаций:

Попросите у него что-нибудь. Например, Маша, дай мне, пожалуйста, карандаш!

Учитель литературы: Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Давайте выразительно прочитаем.

И ответим на вопрос: К чему и к кому обращается автор в каждом предложении? (Дети читают).

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

(А.С.Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)

2. Чем вы, гости, торг ведёте?

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Учитель литературы: Из каких произведений данные предложения?

Дети: А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Учитель литературы: Запишите предложения. Назовите обращения ( дети отвечают).

Молодцы! Вы научились находить обращения в предложениях.

Учитель литературы: Ребята, я не ошибусь, если скажу, как много знаете вы о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений.

Что вы знаете о жизни Пушкина?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Он рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя сочиняли стихи. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывалих перед своей сестрёнкой Оленькой. А к 11 годам перечитал всю библиотеку отца.

Учитель литературы: Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в Царскосельском лицее.

Лицеистов учили прекрасные преподаватели.

Учитель литературы: А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт оставил верен всю жизнь.

Учитель литературы: Обратите внимание на строчки из стихотворений Пушкина “К Пущину”, “К Дельвигу”.

Любезный именинник,
О Пущин дорогой

А. Пушкин “К Пущину”

О Дельвиг! Начертали
Мне музы мой удел…

А. Пушкин “К Дельвигу”

Вот как Пушкин характеризовал лицейское братство
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…

А.С. Пушкин

Учитель литературы: Назовите обращения во всех предложениях. Запишите обращения к потомкам.

Молодцы!

Это были самые счастливые годы учёбы (г.Пушкин) под Санкт- Петербургом. Лицеисты учились, жили дружной, братской семьёй.

Учитель русского языка: Обращаем внимания на предложения, данные в начале урока. Вы научились находить обращения.

А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

О, ….

2. Чем вы, гости, торг ведёте?

… ,О, ….?

3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

… , О!

Вывод:

1. Место обращения в предложении может быть свободным;
2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.

Молодцы! А вы у нас ещё и юные исследователи.

Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз
Поглядеть, который час
Раз, два, три, четыре
Мыши дёрнули за гири
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.

Учитель литературы: Вы назвали много произведений А.С.Пушкина. Среди них любимая “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.

Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?

Дети: Хорошее, радостное.

Учитель литературы: Но сначала и грустное, вы волновались за судьбу царевны. Вы как заметили художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения.

Найдите обращения в тексте - сказки.

Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть)

Учитель русского языка: Перед вами отрывки из сказки А.С.Пушкина. Давайте запишем эти предложения, расставим знаки препинания.

1.

“Ах ты мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь- то успокою!”

2.

Ветер ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.

Вывод: Вы научились не только находить, выделять голосом в тексте обращения, но и выделять их знаками препинаниями.

Учитель литературы: Внимание! Вернемся к сказке. По каким личным качествам мы определяем характер человека?

Дети: По манерам разговора, обращений, мы можем судить о воспитанности человека.

Ещё один важный момент. Так вот: от того каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздраженного тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Чувства не обязательно выражать громко. Царица говорит грубо, а царевна обращается ко всем с благодарностью, т.е. по обращению можно понять, каков человек.

Учитель русского языка: Ребята перед вами предложение.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

Учитель русского языка: Выделите грамматическую основу: подлежащее и сказуемое. Постройте предложение так, чтобы слово ДРУЗЬЯ выступало в роли подлежащего.

Друзья откроют сказочный мир.

Какой можно сделать вывод: Обращение просто называет предмет (лицо)

Подлежащее называет предмет, который действует или имеет какие- нибудь признаки.

Вывод: Обращения не являются членом предложения.

Учитель русского языка: Ребята, чему мы научились на уроке?

Дети:

  • Научились находить обращения в тексте.
  • Выделять его с помощью знаков и интонационно.
  • Место обращения в предложении может быть свободным

Оценки за урок.

Учитель русского языка: Сегодня на уроке вы познакомились с обращениями. Теперь вы понимаете, насколько важны они в нашей речи и насколько важно правильно их употреблять. А также правильно ставить знаки препинания в предложении с обращениями. Ведь это зависит, насколько верно вас поймет ваш собеседник. Не забывайте об этом.

Тест “Как я усвоил обращение!”

1 вариант:

  1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Получай свою одежду товарищ по несчастью.
  4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
  5. Цветик научи меня сочинять стихи.

2 вариант:

  1. Не трещите морозы в заповедном бору.
  2. Эй братец загораешь?
  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  4. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.
  5. Догорай костер дотла.

Результаты:

1 вариант – 1,3,4,5.
2 вариант – 1,2,3,5.

Домашнее задание:

1 группа – упр 206 стр. 86.
2 группа – найти в других сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями.
3 группа – написать записку своим родителям о причине вашей возможной задержке в школе, используя обращения.

Презентацию можно получить у автора статьи.