Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике А.С. Пушкина

Разделы: Преподавание русского языка, Преподавание литературы


Цели:

Образовательная: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительное чтение предложений с обращением; показать способы использования обращений в различных стилях речи.

Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в разговорной речи.

Воспитывающая: воспитать любовь к поэзии; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: объяснение нового материала

Форма проведения: слайдовая презентация с применением информационных технологий, интерактивная доска.

Оборудование: компьютерная мультимедиа проектор презентации, созданная в среде MS POWER POINT на тему: “Знаки препинания при обращениях. Обращения в лирике А.С.Пушкина”.

Ход урока

Учитель русского языка: Ребята, у нас сегодня необычный урок- урок русского языка и литературы. Тема урока “Знаки препинания при обращениях. Обращения в лирике А.С.Пушкина”. Мы научимся находить обращения в тексте, выразительно читать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания.

А для начала давайте проверим домашнее задание. Вы справились?

Молодцы! Проверим 1 и 3 предложение из упражнения.

Ученик читает предложение и объясняет.

В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, береза, клён

Учитель русского языка: Дайте определение однородным членам (дети отвечают навопрос).

Летом ребята приносили цветы: ромашки, васильки, колокольчики.

Учитель русского языка: Дайте определение обобщающему слову (дети отвечают на вопрос). Молодцы, ребята! Переходим ко второй части урока.

Учитель русского языка: Вот эти знания, навыки, полученные на предыдущих уроках необходимы будут при изучении обращений.

Представьте себе такую ситуацию: вы звоните другу, не называя его по имени. Допустим, вы спрашиваете о расписании уроков. Уважительное это обращение или нет! (Если этот человек знаком, то мы к нему обращаемся по имени)

Ведь, если обратиться к человеку, не называя его имени, он может не понять, что обращаются именно к нему. Да и более уважительно считается обращение по имени.

Приведем примеры нескольких ситуаций:

Попросите у него что-нибудь. Например, Маша, дай мне, пожалуйста, карандаш!

Учитель литературы: Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Давайте выразительно прочитаем.

И ответим на вопрос: К чему и к кому обращается автор в каждом предложении? (Дети читают).

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

(А.С.Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)

2. Чем вы, гости, торг ведёте?

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Учитель литературы: Из каких произведений данные предложения?

Дети: А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Учитель литературы: Запишите предложения. Назовите обращения ( дети отвечают).

Молодцы! Вы научились находить обращения в предложениях.

Учитель литературы: Ребята, я не ошибусь, если скажу, как много знаете вы о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений.

Что вы знаете о жизни Пушкина?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Он рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя сочиняли стихи. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывалих перед своей сестрёнкой Оленькой. А к 11 годам перечитал всю библиотеку отца.

Учитель литературы: Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в Царскосельском лицее.

Лицеистов учили прекрасные преподаватели.

Учитель литературы: А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт оставил верен всю жизнь.

Учитель литературы: Обратите внимание на строчки из стихотворений Пушкина “К Пущину”, “К Дельвигу”.

Любезный именинник,
О Пущин дорогой

А. Пушкин “К Пущину”

О Дельвиг! Начертали
Мне музы мой удел…

А. Пушкин “К Дельвигу”

Вот ка