Разработка урока математики в 3-м классе по теме "Закрепление изученных таблиц умножения и деления"

Разделы: Начальная школа


Тема: Закрепление изученных таблиц умножения и деления.

Цель: закрепление знания детьми таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4, 5, 6 и применение их при решении примеров и задач.

Задачи:

  • Тренировать учащихся в запоминании таблиц умножения и деления.
  • Отработать решение задач и выражений.
  • Провести подготовительную работу по ознакомлению с площадью.
  • Развивать логическое мышление.
  • Продолжить работу по мотивации детей на здоровый образ жизни.
  • Воспитывать добрые отношения с одноклассниками.

Оборудование:

  • предметы для физминуток:
    • магнитофон с записью  спокойной музыки;
    • ватный шарик (у каждого ученика);
    • два больших резиновых мяча;
    • книга (у каждого ученика).
  • демонстрационные карточки для повторения правил:

На сколько больше?
На сколько меньше?
Во сколько раз больше?
Во сколько раз меньше?
Увеличить на …
Уменьшить на …
Увеличить в … раз.
Уменьшить в … раз.

  • две карточки с заданиями для индивидуального опроса;
  • два прямоугольника для вычисления площади, разделённые на 24 одинаковых квадрата (в одном раскрашены разными цветами строчки квадратов, в другом – столбцы);
  • рисунки, вырезанные по контуру (яблоко, морковь, груша и лимон);
  •  у каждого ученика:
  1. «Математика. Часть 1».Учебник для 3 класса начальной школы. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова и др.;
  2. карточки со знаками +, , х, :;
  3. прямоугольник, разделённый на 24 одинаковых квадрата, для вычисления площади;
  4. ножницы;
  5. карточка с заданиями для самостоятельной работы (по вариантам).

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся

Учитель.Чтобы нам было приятно работать, поиграем в игру «Доброта» [1].

Звучит спокойная музыка.
Дети поворачиваются друг к другу и гладят попеременно лицо своего соседа ватными шариками. Тот ребёнок, которого гладят, сидит с закрытыми глазами.
Выполнение упражнения сопровождается рассказом учителя:

– У каждого человека есть добрый ангел. Он охраняет человека от злобы и горя, обид и неудач. Человек спит, а ангел вершит добрые дела. Он опускается на лоб человека и поглаживает его, затем опускается на глаза и легонько ласкает их, делая глаза человека умными и ясными. Ангел касается крыльями носа, и дыхание человека становится ровным и спокойным. Пробегает по щекам, и они розовеют, легко касается губ. Добрый ангел касается лица человека, его головы, и всё плохое уходит прочь, уступая место добрым мыслям и делам.

II. Объявление темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы будем тренироваться в решении примеров и задач на знание изученных таблиц умножения и деления, и применять эти знания при решении задач. Запишите тему урока «Таблицы умножения и деления».

III. Устный счёт

1) Прочитайте выражения, найдите их значения (дети читают выражения разными способами)

48 + 9                   36 – 8                          5 х 9                42 : 6

2) А теперь прочитайте более сложные выражения, найдите их значения:

37 + 15 : 5             24 + 8 х 4                   42 : 6 + 5 х 6               90 – 36 : 4

В каком порядке будете считать?

(В это время 2 ученика за партой решают задания  на карточках: проверяется, как усвоили материал, в котором на предыдущих уроках эти ученики допускали ошибки на порядок действий, на сравнение выражений, на превращение мер длины)

Карточка 1.

60 – 12 : 2                   53 + 5 х 7                   8 х 4 – 12       
42 : 7 … 5 х 8             4см 2мм = … мм

Карточка 2.

7 х 3 + 36                   100 – 9 х 2                  35 + 19 : 3
5 х 6 … 28 : 4             32см = … дм … см

3) Назовите чётные числа. Какие числа называются чётными?

4) Работа по учебнику. С. 43 № 5.

с 54 48 42 36 30 24 18 12
с : 6                

5) Назовите ответы:

6 х 6                      4 х 3                            3 х 6                            7 х 2                            8 х 6
15 : 5                     24 : 8                           54 : 6                           14 : 7                           40 : 5

IV. Физминутка с мячами [1]

Учитель. Устали? Засиделись? Поиграем в мяч. Спорт – это здоровье.

Ученики встают в 2 колонны между рядами.

– Передаём мяч назад через левое плечо, вперёд – через правое.
– Закройте глазки.
– Поднимите руки вверх: три раза похлопаем.
– Поставьте руки на пояс: три раза потопаем.
– Откройте глазки.

V. Работа с геометрическим материалом

У учителя <Рисунок 1>, <Рисунок 2>

– Возьмите расчерченную геометрическую  фигуру. Как она называется?

Дети берут геометрическую фигуру <Рисунок 3>

– Это прямоугольник.
– Проведите ладонью по поверхности этого прямоугольника.
– Как измерить поверхность прямоугольника?
– Квадратами.
– Как сосчитать, на сколько квадратиков разделена поверхность прямоугольника?

4 х 6 = 24        или     6 х 4 = 24

(Учитель демонстрирует прямоугольники: в одном раскрашены разными цветами строчки квадратов, в другом – столбцы)

Вывод. Чтобы сосчитать, сколько квадратов занимает прямоугольник, мы тоже пользуемся таблицей умножения.

1. Работа в парах.

– Возьмите ножницы. Помогите друг другу вспомнить правило работы с ножницами. Разрежьте прямоугольник на 3 квадрата, не обязательно равные. Обсудите, правильно ли вы это сделали.

2. Сколько квадратов занимает большая фигура? Меньшая?

 VI. Работа с карточками

– Какие арифметические действия вы знаете?

– Покажите нужный знак (учитель, задавая вопрос, указкой показывает на плакаты).

– Как узнать число, которое в … раз больше?
– Как узнать число, которое в … раз меньше?
– Как узнать число, которое на … больше?
– Как узнать число, которое на … меньше?
– Как уменьшить число в несколько раз? На несколько единиц?
– Как увеличить число в несколько раз? На несколько единиц?

  • Покажите карточку, каким действием будем решать задачи.
  • Один карандаш стоит 4 рубля. Сколько денег нужно, чтобы купить 5 карандашей? (х)
  • Я раздала 18 тетрадей 6 ученикам. По сколько тетрадей получил каждый ученик? (:)
  • Длина стороны квадратной клумбы 4 метра. Какой периметр у этой цветочной клумбы? (х)
  • Анаит подарила маме на день рождения 5 астр, а её брат и сестра на 10 астр больше. Сколько цветов подарили брат с сестрой? (+)
  • Папа слепил 40 пельменей, а Никита на 15 пельменей меньше. Сколько пельменей слепил Никита? (–)

VII. Физминутка с книгой «Борьба с трудностями» [1]

Дети встают из-за стола и выполняют упражнения с книгой:

  • стоят с книгой на голове;
  • приседают с книгой на голове;
  • вращаются влево  с книгой на голове;
  • вращаются вправо  с книгой на голове.

VIII. Работа по учебнику

1) Решение задачи № 1(1) на стр. 43 с полным анализом и краткой записью (на доске).

В мастерской изготовили 40 больших столов, а маленьких в 8 раз меньше, чем больших. Сколько всего столов изготовили?

2) Решение задачи № 1(2) на стр. 43 с полным анализом (только в тетрадях).

В мастерской изготовили 40 больших столов, а маленьких на 8 меньше, чем больших. Сколько всего столов изготовили?

Решение задачи дети записывают самостоятельно. Учитель записывает решение задачи выражением 40 + (40 – 8)

– Можно ли так записать решение?
– Да. Это разные формы записи.

3) Сравнение задач.

– Чем похожи задачи?
– Чем отличаются?
– Чем похожи решения?
– Чем различаются?

Вывод:

  • если дано «в 8 раз меньше» – надо делить,
  • если дано «на 8 меньше» – надо вычитать.

IX. Самостоятельная работа по карточкам

Проверка работы на отметку (у 2-х учеников на уроке, у остальных – при проверке тетрадей)

1 вариант

1. Найди сумму чисел 46 и 7.
2. Найди разность чисел 72 и 8.
3. Найди произведение чисел 8 и 2.
4. Найди частное чисел 10 и 2.
5. Увеличь 37 на 54.
6. Уменьши 72 на 11.
7. На сколько 40 больше 18?

2 вариант

1. Найди разность чисел 61 и 6.
2. Найди произведение чисел 10 и 2.
3. Найди сумму чисел 34 и 8.
4. Найди частное чисел 9 и 3.
5. Увеличь 28 на 16.
6. Уменьши 75 на 23.
7. На сколько 28 больше 9?

X. Инсценирование при решении задач

Задача кота Леопольда. (Устно)

Встаёт ученик в маске кота Леопольда.

– Я записал для вас задачу. Послушайте. Задача написана на доске.

Мышонок дома держит коробку с 10 конфетами.
А ему бы хотелось иметь конфет в 3 раза больше.
Сколько конфет хочет иметь мышонок?

Выбегает Первый мышонок.

– Сколько конфет?

Дети считают: 10 х 3 = 30 (конфет)

Задача Второго мышонка. (Устно)

Встаёт Второй мышонок.

– А я хочу, чтобы у меня было 40 конфет. Сколько же это коробок?

Ученики считают: 40 : 10 = 4 (коробки)

Учитель. Ну, Леопольд и мышата, конфет много есть вредно. Давайте, ребята, выполним задания и увидим, что полезно есть.

XI. Закрепление знания таблиц

1. Продолжи ряд  чисел 4, 8, 12, …, … (по точкам получается контур яблока)

Учитель прикрепляет вырезанный рисунок яблока. <Рисунок 4>

– Какие  числа записаны на доске?

2. Впишите пропущенные числа: 6, 12, …, …, 24, …, 36, …, …, 54, … . (По точкам получается контур моркови).

Учитель прикрепляет вырезанный рисунок моркови < Рисунок 5>

– Какие числа записаны на доске?

Затем прикрепляет рисунки лимона  <Рисунок 6> и груши <Рисунок 7>.

Учитель. Ребята, объясните мышатам, почему полезно есть овощи и фрукты?

XII. Разноуровневое домашнее задание

Уровень 1. Повторить таблицу на 2, 3, 4, 5, 6; с. 43 № 4
Уровень 2. с. 43 № 3, № 4
Уровень 3. с. 43 № 2, № 7

XIII. Итог урока

– Когда  мы пользуемся таблицей умножения и деления?

1) при решении задач;
2) при решении примеров;
3) при вычислении площади;
4) когда в магазине считаем, сколько денег надо заплатить за покупку.

Объявление отметок за работу на уроке.

Литература:

1. Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1–5 классы». Москва. ВАКО. 2004.