Конспект урока по русскому языку "Будущее простое время глагола" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: правильно по вопросу определять будущее время глагола, расширять знания детей о частях речи, обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы, воспитывать наблюдательность, речь детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

II. Минутка чистописания.

Работа в тетрадях по чистописанию.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Словарная работа: агроном, горизонт, борозда, мякоть, овёс. Дети с каждым из слов устно придумывают предложения. Самое интересное предложение записываем на доске.

Новое слово: ураган (разделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную). Обсуждение значения слова: ветер разрушительной силы.

Текст “Ураган”.

Ураганы, которые иногда называют тропическими циклонами или тайфунами, часто ломают деревья, уничтожают посевы, разрушают здания. Проливной дождь вызывает наводнение, а прибрежные районы затопляются, когда ветер, скорость которого достигает 300 км/час, поднимает огромные морские волны.

Учащийся выписывает глаголы в столбик на доске, выделяет окончания, определяет время глаголов. Ученики выполняют работу в тетрадях.

Настоящее время глагола (что делает? что делают?).

называют;
ломают;
уничтожают;
вызывает;
затопляются;
достигает;
поднимает.

V. Постановка проблемы. Побуждение к проблеме.

Текст “Смерть звезды”. (У каждого ученика на парте текст.)

Примерно через 5миллиардов лет внешняя сторона Солнца охладится и станет больше. Солнце превратится в одну из звёзд, которые называются красными гигантами. В конце концов внешняя оболочка красного гиганта оторвётся и уйдёт в космическое пространство, оставив за собой маленькое центральное ядро, которое будет называться белым карликом.

Диалог.

- Дети, о чём этот текст? (О звезде).
- Скажите, что произойдет с Солнцем через 5 миллиардов лет? (число на доске). Ученики отвечают по тексту.
- Это будет когда? (в будущем, через 5 миллиардов лет).

Обратить внимание детей на столбик глаголов в настоящем времени и на глаголы в тексте: охладится, станет, превратится, оторвётся, уйдёт, будет называться. Сравнить глаголы по вопросам. В чём различие? (разные вопросы, разное время глаголов).

Решение проблемы. Название темы.

Вопрос: что сделает? подводит детей к новой теме “Будущее время глагола”.

Учащийся выписывает на доске глаголы из текста во второй столбик, задаёт к ним вопрос: что сделает? и проговаривает время глагола – будущее время глагола.

Ученики выполняют работу в тетрадях: называют второй столбик “будущее время глагола”, устно задают вопрос, выписывают глаголы из текста. В глаголах: охладится, станет, превратится, оторвётся, уйдёт – дети выделяют окончания

Настоящее время глагола. Будущее время глагола.
называют охладится
ломают станет
уничтожают превратится
вызывает оторвётся
затопляются уйдёт
достигает будет называться
поднимает оставив

Проверка работы ученика и класса.

- Дети отмечают отличие глагола – “ будет называться” от глаголов: охладится, станет, превратится, уйдёт. (Из одного слова, из двух слов).
- Делаем вывод:

а) глаголы из одного слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что сделают?- это глаголы будущего простого времени (написать вопросы на доске);
б) глаголы, состоящие из двух слов, отвечающие на вопросы: что будет делать? что будут делать? – это глаголы будущего сложного времени (написать вопросы на доске).

В названии II столбика дописываем “простое”, получается “будущее простое время глагола”.

Задание: допишите в каждый столбик по два своих глагола.

Обратить внимание детей на слово “оставив” - деепричастная глагольная форма.

Физкультминутка.

VI. Закрепление. Повторное название темы “Будущее простое время глагола”.

Игра “Назови глагол будущего простого времени”. Ученики задают вопросы: что сделает? что сделают? и называют глаголы.

Опрос, вопросы к детям по уроку.

1. Новое словарное слово – “ураган”, значение слова, написание слова.
2. Глагол – часть речи. Различие глаголов настоящего и будущего простого времени. Вопросы к глаголам.
3. Задание к детям (устный опрос):

- придумать предложение с глаголом в настоящем времени;
- придумать предложение с глаголом в будущем простом или сложном времени.

4. Упражнение в написании глаголов в будущем простом времени.

VII. Оценка. Домашнее задание.

Оборудование к уроку.

1. Текст “Ураган” - индивидуально на каждого ученика.
2. Текст “Смерть звезды” - индивидуально на каждого ученика.