Технология "Самоопределение личности"

Разделы: Школьная психологическая служба


Только зная основы философии, логики, психологии, методологии, этики, эстетики, можно изучать, моделировать и прогнозировать деятельность по самоопределению личности.

Без осознания задач, возможностей самовоспитания, саморегуляции (без обучения), как отмечал Л.С.Выготский, ряд процессов развития возникать вообще не может.

Системное обучение детей основам теории самоопределения личности составляет суть технологии самоопределения личности (А.Г.Асмолов, И.В. Дубровина, В.Ф. Сафин).

Ребёнок развивается неравномерно. В его развитии периодически чередуются периоды, благоприятные для проявления сензитивных способностей: формирования функций самосознания развивающейся личности (Л.С. Выготский, Л.И Божович, И.С Кон).

Предлагаемая система факультативных занятий была составлена с учётом взаимосвязей возрастных особенностей развития самосознания формирующейся личности с изменениями в структуре её потребностей, мотивов.

Рассмотрим формирование функций самосознания личности и её мотивов, в связи с обучением в школе происходит поэтапно.

7-10- лет- познание окружающего мира, формирование основ социализации, раздел « Я и окружающий мир»;
10-11 лет- «Самопознание», V класс;
11-12 лет- «Самовоспитание», VI класс;
12-13 лет- «Самообучение», VII класс;
13-14 лет- «Самоутверждение», VIII класс;
14-15 лет- «Самоопределение», IX класс;
15-16 лет- «Самоуправление», X класс;
16-17 лет - «Самоактуализация», XI класс;

В соответствии с возрастной периодизацией развития ребёнка, предложенной Л.С. Выготским, рассмотрим в виде таблицы описание поэтапной модели самоопределения личности школьника с 1 по 11 класс (схема 1 в приложении 3).

Отклонения в развитии личности возникают по различным причинам. Данные причины могут носить субъективный или объективный характер, однако чаще всего они связанны с отсутствием представлений ребенка о соответствующем этапе и сфере самоопределения личности.

Предлагаемый факультативный курс предполагает формирование у учащихся основ знаний о закономерностях и механизмах развития личности, определяющих направленность ее развития к самоопределению.

I-II класс «Правила поведения в школе и дома». Младший школьник стремится оценить поступок с моральной точки зрения. Для него большое значение имеет оценка его поступка окружающими. Поэтому для него важно выглядеть хорошим в глазах окружающих. На уроках курса важно помочь ребенку определить свою моральную позицию, почувствовать важность правил поведения в школе, быту и дома. Именно в этом возрасте он открывает для себя важность рефлексии, получает сведения о некоторых своих психических качествах, своем «Я», особенностях своего внутреннего мира.

V класс - «Самопознание»

Кто я есть? Как я себя оцениваю?, Что и почему со мной происходит?,- вот далеко не полный перечень вопросов, на которые должен ответить ребёнок.

Привести в стройную, взаимосвязанную систему предоставления, понятия, связанные с психикой, личностью - вот в чём заключается цель, и ключевой вопрос данного раздела курса.

А результатом его должно быть создание осознаваемого образа «Я». Учащиеся должны научиться моделировать и графически выражать систему взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий, отражающих внутренний мир ребёнка- пятиклассника, (а также - внутренний мир сверстников, путём сравнения его со своим).

VI - класс - «Самовоспитание».

Сознательные целенаправленные усилия, предпринимаемые для совершенствования собственных личностных качеств – одна из характерных особенностей подросткового возраста.

Намеренное изменение своих качеств, возведение самого себя на более высокую ступень физического, духовно- нравственного, социального, творческого развития определяют особенности подросткового самовоспитания.

Выдержать жизненные трудности, опираясь на свои внутренние силы, организуя себя, воспитывая в себе волю, выносливость, самостоятельность, целеустремлённость – задачи, решаемые при изучении курса VI класса «Самовоспитание». Занятия могут проводиться в виде бесед о том, как воспитать волю, трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, выносливость, самостоятельность, упорство. А также они могут проводиться в виде диспутов с детьми о том, как научиться дружить и выполнять общественные поручения, как стать ответственным, организованным, деловым.

VII - класс – «Самообучение».

В процессе самообучения важно осознавание подростком своего знания или незнания, развитие умения добывать знания, планирование, самоорганизация, работа с информацией, умения самооценки и самоконтроля.

Наряду со специфическими советами, памятками, имеющимися в предметной области, учителя – предметники применяют общеметодические рекомендации.

Они также имеют большое значение для курса «Самообучение», который очень тесно связан с предметным преподаванием.

VIII класс – «Самоутверждение».

В последнее время проблема самоутверждения подростка в различных сферах его жизнедеятельности приобретает для нашего общества всё более актуальный характер.

Рассмотрение проблемы самоутверждения подростка в различных сферах его жизнедеятельности оказывается всегда связанным, по мнению большинства авторов (А.В. Петровский, 1986 г; И.С. Кок, 1984 г; Д.А. Леонтьев, 1992 г. И.В. Дубровина, 2000 г)

с определением данного периода как переходного, критического. Приоритетное значение под влиянием биологических и социальных факторов приобретают: - утверждение своего «Я» в социальном пространстве личности и общение с окружающими людьми;

  • потребность признания своего «Я», своего имени, своей внутренней психологической сущности и внешних физических данных;
  • определение своей сущности как представителя пола (половая идентификация);
  • потребность признания в своей группе, коллективе (в определённых социальных ролях);
  • реализация своих прав среди людей, притязание на взрослость.

Обиды, оскорбления, задевающие честь и достоинство другого человека, насильственные физические и психические воздействия на людей, особенно на тех, кто не может дать отпор посягательству, часто становятся способом самоутверждения подростков.

По современным данным, более чем 60 % подростков проявляются разные формы девиантного поведения, связанные с самоутверждением.

Развить у подростков защитные способности противостоять внешним посягательствам, способствовать правильному положительному самоутверждению личности в различных сферах: социальной, духовно-нравственной, половой, деловой, творческой - на достижение данных целей направлен факультативный курс «Самоутверждение».

IX класс «Самоопределение».

Когда речь идёт о самоопределении, всегда (во внутреннем плане) имеется в виду:

  1. осознание и постановка цели (учебной, общения, создание семьи и т. д.);
  2. самопознание своих личных свойств
  3. саморегуляция своего поведения через мотивацию, через волевую деятельность;
  4. самореализация- осуществление своих знаний, умений, склонностей, способностей;
  5. самоутверждение- перед самим собой и перед людьми: учителями, родителями, сверстниками (В.Ф. Сафин, 1986, 2008).

Каждый шаг, каждое действие в плане самоопределения предполагает самосовершенствование личности. Учащиеся должны сделать выбор своего дальнейшего пути, выбор направления своего профессионального развития - в

IX классе проблема самоопределения личности приобретает чрезвычайно актуальный характер. Важное место отводится осмыслению жизненных и духовных ценностей, т.е. личностному самоопределению, хотя основное внимание уделяется профессиональному самоопределению.

Создание системы целевых ориентаций подростка, которые бы определили ближайшие средние и более дальние перспективы- одна из задач курса.

«Чем богаче жизненная перспектива личности, тем богаче её внутренний мир и культура, тем меньше её зависимость от непосредственного окружения», - считал А.С. Макаренко. Например, встреча, подарок принесут подростку радость, педагог обязан помочь ребёнку осознать его значимость и значение.

Стремление к какому-то событию, более отдалённому по времени, ожидание которого создаёт у подростка приподнятое настроение, побуждает к активной деятельности - вот в чём заключается перспектива средней дальности, которую подросток ставит перед собой. Путёвка в спортивно – трудовой лагерь, участие в походе по родному краю, поисковой, научно-исследовательской деятельности, научно – практических конференциях, экспедициях, включение в работу кружка, секции – вот неполный перечень перспектив такого рода для подростков.

Выбор профессионального направления – дальняя перспектива учащегося в данном возрастном отрезке.

Активизация своей деятельности, искоренение своих недостатков, более активное включение в процесс самовоспитания – результат положительного влияния цели по подготовке к выбранной профессии.

X класс – «Самоуправление».

Умение владеть собой, управлять своим поведением, а также физическим и психическим состоянием – цель курса «Самоуправление».

Способность действовать, управляя своими эмоциями, и поведением, в соответствии с требованиями самосознания, выбирающего оптимальный путь взаимодействия с окружающими - вот в чем проявляется самоуправление.

Однако, когда возникает поведение, уклоняющееся от установленных обществом норм, эмоционально – волевые и действенно – практические сферы личности не всегда подчинены «холодному» рассудку, особенно в «бунтующем» возрасте. Только те из воспитанников, которые умеют развивать самопрограммирование, самоконтроль, саморегуляцию умеют «властвовать собой», могут обуздать своё поведение и добиваться социально значимых целей.

XI класс – «Самоактуализация».

Для старших школьников, будущих выпускников предназначен курс «Самоактуализация». Процесс и результат осуществления (реализации) человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе своей жизни, в своей судьбе называется самореализацией.

Как важнейшая сторона человеческого счастья, самореализация составляет сущность в жизни.

Проявляясь в процессе развития в форме интересов, стремлений, ценностных ориентаций, социальных установок, целей жизни, потребность самореализации заложена в человеческой природе. Таким образом, самоактуализация, согласно утверждению А. Маслоу – это стремление к самореализации, ещё не имеющей завершения.

Такие востребованные качества, как предприимчивость, конкурентоспособность, деловитость, становясь социально важными качествами, в современных условиях, обостряют требования ко всем сторонам социализации личности (социальной адаптации, автономизации, социальному созреванию).

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4