Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения с учетом требований к ЕГЭ по русскому языку

Разделы: Преподавание русского языка


Цели.

  • 1.Обобщить знания об особенностях художественного стиля.
  • 2. Совершенствовать навыки анализа текста.
  • 3. Формировать умения обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
  • 4.Обучить учащихся формулировке проблемы текста.
  • 5. Воспитывать уважительное и доброе отношение к своим родителям.

Средства обучения: исходный текст, презентация в PowerPoint, рабочие папки с заданиями, памятки для учащихся

Ход урока

Эпиграф: "Родительская любовь - единственное бескорыстное чувство на свете". (С.Моэм)

1. Слово учителя

Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов)

Такими стихотворными строчками я бы передала огромную значимость родительской любви в жизни человека. Границы родительской любви определить трудно, как невозможно перечислить и способы ее проявления и последствия. И не всегда мы ценим доброе, заботливое отношение своих родителей. Особенно такое взаимонепонимание происходит в детском и подростковом возрасте. А ведь они своими наставлениями, поучениями хотят оберегать нас от ошибок, поддержать в трудную минуту, указать правильный путь. Это самоотверженная родительская любовь, готовая принять всю твою боль и поражение- единственное чувство на свете. Это твоя надежная опора в жизни, которую надо беречь, как зеницу ока.

Однако как часто происходит с нами, силу этой любви мы пониманием с опозданием. Иногда с большим: "Что имеем не храним, потерявши плачем". Так давайте же будем внимательны к своим дорогим родителям, с благодарностью воспримем их заботу и любовь. А временные взаимонепонимания они разрешимы. Известный советский писатель А.А.Фадеев в одном из своих произведений задаёт такой вопрос: "Кого больше мы обижаем на свете?" и отвечает: "Матерей"

Легче всего обидеть мать,
Она обидой не ответит.
А только будет повторять:
"Не простудись - сегодня ветер!"
Легче всего обидеть мать:

- В каких произведениях, ранее изученных вами, поднимается вечная проблема взаимоотношения "отцов" и "детей"?

Ответы учащихся: К. Паустовский " Телеграмма", Ф. Абрамов " Алька", И. С.Тургенев " Отцы и дети", А.С.Пушкин "Станционный смотритель", Л.Н.Толстой "Детство"

2. Работа с текстом.

- Сегодня мы с вами продолжим работу по совершенствованию навыков анализа текста, попутно вспомним важные орфографические и пунктуационные правила, познакомимся с требованиями к заданию С ЕГЭ. Вам на дом был предложен отрывок из рассказа Н. Аксёновой (тексты раздаются)  Внимательно прочитали текст, расставили пропущенные буквы.

( 1)  В детстве я (не) навидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.(2) Он садился на стул возле елки, долго пиликал на своем баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша восп..тательница строго говорила ему: "Валерий Петрович, повыше!" (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.(4) Он был маленький, толстенький,  рано начал лысеть, и, хотя н..когда не пил , нос у него почему-то всегда был (свекольно)  красного цвета , как у клоуна.(5) Дети, когда хотели сказать про кого(то) , что он смешной и (не) красивый, говорили так: "Он похож на Ксюшкиного папу!"

(6)  И я сначал.. в садике, а потом в школе несла тя:кий крест отцовской несуразности.(7)  Все бы н:чего( мало ли у кого какие отцы!) но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой г..рмошкой. (8)   Играл бы себе дома и не позорил н.. себя , н.. свою дочь! (9) Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя по:черкнуто холодно, показывая своим видом , что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне н:какого отн:шения.

(11) Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)        У меня начался отит. (13)  От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замерзнем. (16)  Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши.(17)  Отец спросил, сколько осталось до райцентра.(18) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: "Какой я дурак!" (19) Отец подумал и тихо сказал маме: "Нам потребуется все мужество!" (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21) Он открыл машину и вышел в ревущую ночь. (22) Дверца захлопнулись за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца.(23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обреченно смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на мое лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе.(28)   Шёпотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышал, как он кашляет.(30)  Тогда никто не придал этому значения . (31)  А он долго потом болел двусторонним воспалением легких.

(32) :Мои дети недоумевали,почему, наряжая елку, я всегда плачу.(33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под елку и кладет голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей.(34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать. (По Н.Аксеновой) .

2.1. Выразительное чтение текста.

2.2.Орфографическая разминка (на интерактивной доске)

а)  правописание не с разными частями речи

б)  правописание сложных прилагательных

в) проверяемая безударная гласная

г)  различение не и ни в местоимениях и наречиях

2.3.Речеведческий анализ

а)  определите тему текста

(Родительская любовь. Горькое воспоминание об отце. Мужество отца)

б)  выделите микротемы, связанные с темой.

(1. В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.

2. "Нам потребуется всё мужество!"

3.Он долго потом болел.

4.Горькое воспоминание об отце.)

в)  как вы думаете, какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1. Несправедливое отношение девочки к своему отцу.

2. Глубина любви отца к дочери в его поступках .

3. Сила любви во внешней красоте человека.

4. Перед силой самоотверженной любви отступают все преграды.

г)  В чём заключается основная мысль рассказа? Что утверждал своим текстом автор .

(1.Дети зачастую воспринимают лишь внешнюю красоту человека.

2. Только с возрастом приходит осознание подлинной родительской любви.)

д)  К какому стилю речи вы отнесёте этот текст? Почему?

Художественный стиль. Автор передаёт эмоциональное состояние героя: "ненавидела утренники", "несла тяжкий крест", "я готова была провалиться сквозь землю от стыда", "наряжая ёлку, всегда плачу". Использованы изобразительно- художественные средства: сравнения(нос как у клоуна) , эпитеты (дикая боль) ,олицетворение( боль кружила) .

- Итак, обобщая ваши ответы, предлагаю опорную таблицу (проецируется через экран)

(Таблица указана в презентации)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Сфера применения Используется в художественных произведениях
Задача речи Нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается, передать читателю чувства(эмоции) , которые испытывает автор
Стилевые черты Высказывание бывает конкретным. Образным, эмоциональным
Языковые средства Конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, предложения восклицательные, вопросительные, с однородными членами
Использование изобразительно- выразительных других стилей Множество изобразительно-выразительных средств; эмоционально- оценочных слов; риторических вопросов и восклицаний и.т.д.
Эстетическая функция художественного стиля речи Эмоциональное воздействие на читателя

е)  Какие художественно- выразительные средства языка использованы рассказчицей :

1. В предложениях 15,24,20 для описания вьюги и удручающего состояния девочки использованы ::.

2. Найдите сравнительные обороты в предложениях 15, 20;

3. С какой целью использована антитеза в 34 предложении;

4. "Боль кружила" (20 предложение) - какое художественно-выразительное средство?

ж) Определите тип речи.Докажите своё мнение.

(Повествование. В тексте повествуется об одном случае из жизни. выделяется несколько микротем. Ведущая часть речи - глагол, частотны наречия места и времени. Синтаксис индивидуален - используется разные типы предложений) 

2.4. Групповая работа

1 группа - синтаксис словосочетания;

2 группа - синтаксис простого предложения

(Задания даны в презентации)

3. Подготовка к написанию сочинения.

Учитель: Для успешного написания сочинения я вам предлагаю памятку

"Советы учащимся" ( проецируется через экран) .

- Что такое проблема? (Ответы учащихся:

Задача, которая требует решения; вопрос, поднимаемый автором в тексте) 

Проблема - это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную. Сформулировать проблему можно двумя способами:

1)  оценить объект проблемы- чья это проблема или что это за проблема;

2) определить проблему в виде вопроса. Итак, какую проблему поднимает автор?

(Ответы:

1. Проблему "отцов" и "детей"

2. Проблему нравственности

3. Взаимоотношения родителей и детей.

4. Душевной красоты человека.

5. Проблему совести.)

Учитель: Действительно, в своем тексте автор затрагивает проблему отношения детей к своим родителям, проблему самоотверженности родительской любви. Определяя проблему, нужно уметь правильно изложить ее. Для этого предлагается в памятке клише (обращаю внимание учащихся на таблицу)

ВАРИАНТЫ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ

№п/п

Способы формулировки проблемы Формулировка проблемы
1 В виде вопроса - ответа Проблема "отцов" и " детей". Почему она является "вечной" проблемой? Что мешает ребёнку познать подлинную ценность родительской любви?
2 В виде предложения-тезиса, требующего пояснения *Автор рассматривает " вечную" проблему - проблему отношения детей к своим родителям

*Проблема отношения детей к своим родителям считается актуальным вопросом в нашей жизни

*Проблема, которая столь остро воспринимает Н.Аксёнова, относится к числу вечных проблем человечества

3 В виде номинации названия Самоотверженная родительская любовь.

Глубина любви отца к своей маленькой дочери.

4 С использованием лексических и синтаксических средств выразительности *В детстве я ненавидела утренники:

*Несла тяжкий крест:

*:ходил к нам со своей дурацкой гармошкой

*:не позорил ни себя, ни свою дочь

* Я готова была провалиться сквозь землю от стыда

*Этот нелепый человек с красным носом имеет ко мне никакого отношения-характерные предложения детей, которые воспринимают только внешнюю красоту человека, не осознавая глубину родительской любви, их душевную щедрость

5 В виде предложения - цитаты "Что имеем не храним, потерявши плачем". Так гласит народная пословица.Иногда мы очень поздно, лишь с возрастом познаём подлинную ценность и величие родительской любви

ПРОБЛЕМА - это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную.

Следующий этап работы над сочинением - прокомментировать проблему. Комментарий - это рассуждение, а не пересказ. Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Также возможны два способа изложения:

1) от частных фактов к формулировке проблемы

2) от формулировки проблемы к комментарию. Прокомментируем проблему нашего текста.

Выступления учащихся:

1) Начиная разговор на эту тему, автор буквально "наступает на больную мозоль". Действительно, кто из нас подобным образом не поступал со своими родителями в детстве. Что же мешает познать родительскую любовь? Почему многие зачастую неправильно воспринимают родительскую любовь, заботу, внимание? Стесняются от ровесников за внешний вид своих родителей? Считают, что они некрасивы, несовременны? Потому что, для детей в первую очередь важно внешняя привлекательность ("он был маленький, толстенький") , положение в обществе ("обычный слесарь") .Не зря многие в детском возрасте не любят рассказывать друзьям о своих родителях, избегают их встречи. Эта черта в раннем детском возрасте характерна многим.

2) Девочка ненавидела утренники, потому что в садик приходил отец( а отец был маленький, толстенький, рано начал лысеть:нос у него был свекольно-красного цвета , как у клоуна)  А дети смеялись над ним . Девочка чувствовала неловкость, потому что детская душа предпочитала внешнюю красоту. Ее неразвитое сознание не давало понять любовь отца. Отца, ради своей дочери вытерпевшего насмешек и неучтивого отношения к себе.

- Что же потребуется,чтобы выявить позицию автора? Позиция автора - это ответ на поставленный вопрос в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как он оценивает описываемую ситуацию, поступки героев? Наконец,каково мнение автора по поставленной проблеме? Отвечая на эти вопросы, выполняется следующее требование к написанию сочинения.

Возвращаемся к тексту и описываем авторскую позицию.

(Ответы учащихся: 1 Автор показывает отца героини готовым пожертвовать даже своим здоровьем, своей жизнью ради спасения дочери. Он всегда замечал насмешки детишек, неучтивое отношение дочери на утренниках, но из любви к ребенку готов вытерпеть все трудности. Автор считает, что многие люди в детстве не всегда осознают глубину родительской любви, душевную щедрость. Лишь с возрастом они понимают подлинную ценность и величие родительской любви. " Я гляжу и тоже хочу улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать". Это слезы раскаяния за запоздалое понимание искренней любви отца. Мнение автора таково: каждый из нас должен относиться к своим близким внимательно, бережно и очень чутко оценивать их поступки. Особенно к родителям. Даже забота,кажущаяся нам нелепой, вызвана их огромной любовью к родной кровиночке.)

- Ребята, вы согласны с автором? Разделяете его мнение о том, что лишь с возрастом человек познает подлинную ценность и величие родительской любви? В этой части работы вы даете свою оценку. Если разделяете мнение автора, то ищете дополнительные доказательства: примеры из вашего жизненного или читательского опыта. Если не согласны с автором, то находите контраргументы. Подумайте, как вежливо возразить автору, как защитить свое понимание проблемы.

(1. Трудно не согласиться с основной мыслью автора. Нередко сталкиваемся с этой проблемой в современной жизни. Мы не всегда ценим наших родителей. Для нас они злые, отсталые, вмешиваются в нашу личную жизнь, лишают нас самостоятельности, надоедают своими нравоучениями. Такой усиленный контроль отталкивает детей от родителей. Часто между ними возникают непоправимые конфликты.Почему происходит такое ? Во-первых, дети не могут отличать душевную красоту от внешней. Их привлекают больше всего в окружающем яркие краски, красивая наружность, богатство, веселье, радость. В этом возрасте человек не задумывается, что же скрывается за всем этим. Во-вторых, лишь годами набирая жизненный опыт, а вернее родительский, опыт ему приходит осознание подлинности и самоотверженности родительской любви. Только испытание боли, тревоги , радости за ребенка даст понять настоящую силу родительской любви и ее влияние на жизнь ребенка.

2. Русская литература богата произведениями , затрагивающими проблему "отцов" и "детей". Одно из них мне пришло на память. Это повесть В. Распутина " Последний срок". Автор показывает главную героиню, бабушку Дарью, на закате её жизни. Она чувствует , что дни её сочтены. Именно это побудило её вызвать детей по телеграмме. Съезжаются дети, уже сами давно родители. В Дарье пробуждается с новой силой родительское чувство: она оживает, снова возвращается к жизни. А дети,увидев, что мать поправилась, спешат обратно к себе. Но не проходит и дня после их отъезда, мать умирает. Это произведение созвучно с рассказом Н. Аксёновой: равнодушное отношение к матери, непонимание её душевного состояния и о матери . сердце которой не перестаёт любить своих детей.

4. Выводы и обобщения

5. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему "Родительская любовь".

Цели.

  • 1.Обобщить знания об особенностях художественного стиля.
  • 2. Совершенствовать навыки анализа текста.
  • 3. Формировать умения обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
  • 4.Обучить учащихся формулировке проблемы текста.
  • 5. Воспитывать уважительное и доброе отношение к своим родителям.

Средства обучения: исходный текст, презентация в PowerPoint, рабочие папки с заданиями, памятки для учащихся

Ход урока

Эпиграф: "Родительская любовь - единственное бескорыстное чувство на свете". (С.Моэм)

1. Слово учителя

Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов)

Такими стихотворными строчками я бы передала огромную значимость родительской любви в жизни человека. Границы родительской любви определить трудно, как невозможно перечислить и способы ее проявления и последствия. И не всегда мы ценим доброе, заботливое отношение своих родителей. Особенно такое взаимонепонимание происходит в детском и подростковом возрасте. А ведь они своими наставлениями, поучениями хотят оберегать нас от ошибок, поддержать в трудную минуту, указать правильный путь. Это самоотверженная родительская любовь, готовая принять всю твою боль и поражение- единственное чувство на свете. Это твоя надежная опора в жизни, которую надо беречь, как зеницу ока.

Однако как часто происходит с нами, силу этой любви мы пониманием с опозданием. Иногда с большим: "Что имеем не храним, потерявши плачем". Так давайте же будем внимательны к своим дорогим родителям, с благодарностью воспримем их заботу и любовь. А временные взаимонепонимания они разрешимы. Известный советский писатель А.А.Фадеев в одном из своих произведений задаёт такой вопрос: "Кого больше мы обижаем на свете?" и отвечает: "Матерей"

Легче всего обидеть мать,
Она обидой не ответит.
А только будет повторять:
"Не простудись - сегодня ветер!"
Легче всего обидеть мать:

- В каких произведениях, ранее изученных вами, поднимается вечная проблема взаимоотношения "отцов" и "детей"?

Ответы учащихся: К. Паустовский " Телеграмма", Ф. Абрамов " Алька", И. С.Тургенев " Отцы и дети", А.С.Пушкин "Станционный смотритель", Л.Н.Толстой "Детство"

2. Работа с текстом.

- Сегодня мы с вами продолжим работу по совершенствованию навыков анализа текста, попутно вспомним важные орфографические и пунктуационные правила, познакомимся с требованиями к заданию С ЕГЭ. Вам на дом был предложен отрывок из рассказа Н. Аксёновой (тексты раздаются)  Внимательно прочитали текст, расставили пропущенные буквы.

( 1)  В детстве я (не) навидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.(2) Он садился на стул возле елки, долго пиликал на своем баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша восп..тательница строго говорила ему: "Валерий Петрович, повыше!" (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.(4) Он был маленький, толстенький,  рано начал лысеть, и, хотя н..когда не пил , нос у него почему-то всегда был (свекольно)  красного цвета , как у клоуна.(5) Дети, когда хотели сказать про кого(то) , что он смешной и (не) красивый, говорили так: "Он похож на Ксюшкиного папу!"

(6)  И я сначал.. в садике, а потом в школе несла тя:кий крест отцовской несуразности.(7)  Все бы н:чего( мало ли у кого какие отцы!) но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой г..рмошкой. (8)   Играл бы себе дома и не позорил н.. себя , н.. свою дочь! (9) Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя по:черкнуто холодно, показывая своим видом , что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне н:какого отн:шения.

(11) Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)        У меня начался отит. (13)  От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замерзнем. (16)  Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши.(17)  Отец спросил, сколько осталось до райцентра.(18) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: "Какой я дурак!" (19) Отец подумал и тихо сказал маме: "Нам потребуется все мужество!" (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21) Он открыл машину и вышел в ревущую ночь. (22) Дверца захлопнулись за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца.(23) Машину