Урок-презентация по окружающему миру "Обитатели экосистемы леса" (УМК "Школа-2100", 3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • познакомить учащихся с животными и растениями леса, их “профессиями” в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу;
  • познакомить с растениями и животными Хабаровского края, занесенными в Красную Книгу.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации “Потребители и разрушители лесной экосистемы”, “Лес”.

Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

1. Какую экосистему мы начали изучать?

– Кто главные производители леса?

– Из каких частей состоит дерево?

– Какую роль играют корни для дерева? (Не дают упасть, добывают воду и минеральные вещества.)

– Какую роль играет ствол? (Ствол удерживает крону, внутри его находятся сосуды, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх, а органические вещества спускаются вниз.)

– Какую роль выполняют листья? (Производят кислород и органические вещества.)

2. Дидактическая игра “Назови дерево”.

– Назовите дерево, лиственное оно или хвойное?

3. Знакомство с растениями Хабаровского края, нуждающихся в защите.

4. Релаксация. Презентация “Лес”.

5. Мы выяснили, что деревья – главные производители леса.

– Могут ли деревья жить без других обитателей леса?

III. Релаксация “Лес”.

IV. Совместное открытие знаний.

Мы сейчас говорили о том, что лес – это не только деревья, но и животные.

Рассмотрите, что изображено на слайде.

Что обозначают стрелки?

Назовите эту цепь питания.

Почему это цепь питания, а не круговорот веществ? (Нет разрушителей/)

Каких разрушителей вы можете назвать?

Какой гриб не возьмете в корзинку?

Смогут ли деревья жить без других обитателей леса?

Легко ли в лесу встретить животных?

Это потому, что “потребителей” в экосистеме леса намного меньше, чем “кормильцев” – растений. Но роль животных велика, без них не может нормально идти круговорот веществ.

Кроссворд “Потребители леса”

1. Троп копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)

2). Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым:
Кле! Кле! Кле – поет со свистом! (Клест.)

3). Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами– кисти – рожки,
С виду котик, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь.)

4. Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в зубке серенькой зимой
И в рыжей шубке — летом. (Белка)

6. Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (Тигр.)

7. Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (Дятел.)

8. Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это... (Снегири.)

9. Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк.)

10. У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост-
Я коварна и хитра,
Глубока моя нора. (Лиса.)

Тест.

Охраняемые животные.

IV. Первичное закрепление.

Работа в группах

1 группа – работа в тетради.

Самостоятельное заполнение таблицы “Экосистема леса”.

2 группа – выполнение теста на компьютере.

V. Итог.

– Можно ли назвать экосистему леса устойчивой? (Да. Круговорот веществ замкнут полностью, обитатели леса его регулируют.)

– Что значит охранять природу?

VI. Домашнее задание: с. 59–62, подготовить сообщение о потребителях и разрушителях леса.

Литература

  1. Окружающий мир. 3 класс: Поурочные планы по учебнику “Обитатели Земли” А.А.Вахрушева, О.В.Бурковского, А.С.Раутиана. 1 полугодие/ Автор-составитель О.А.Тимофеева.– Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Окружающий мир. 3 класс. “Обитатели Земли” А.А.Вахрушев, О.В.Бурковский, А.С.Раутиан.
  3. Электронная энциклопедия “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 г.” 14СД