Здоровьесберегающие технологии в условиях сельской школы

Разделы: Начальная школа


Проблема воспитания здорового школьника – проблема общая, комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся извлечению только совместными усилиями матери, отца и учителя”.

Что же конкретно могу сделать я – учитель начальных классов?

– Правильно организовать педагогический процесс. Это своевременная смена статического напряжения при чтении, письме. Физминутки на массажных ковриках, активный отдых на переменах, упражнения с использованием офтальмологического тренажера, дыхательные упражнения, смена динамических поз, упражнения для развития абстрактно-логического мышления, релаксационные упражнения (рис. 1). Все это способствует положительным эмоциям учащихся, сохранению и укреплению здоровья. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе.

Рис. 1

В начале каждого урока я провожу настрой-упражнения:

Учитель:

Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Вот дневник, а вот тетрадка,
А настроение?

Дети: В порядке!

Этот момент позволяет создать в классе положительный настрой.

Регулярно провожу дыхательные упражнения, которые улучшают осанку, стимулируют движение диафрагмы, улучшают кровообращение, а так же при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Мои упражнения называются так: “Носик играет в прятки”, “Одуванчик”, “Насос”, “Воздушный шарик”, “Ароматный цветок”. Такие упражнения чаще всего я провожу на литературном чтении. Например, при анализе стихотворении С.Маршака “Ландыш” я предлагаю детям представить это растение.

Учитель: Как выглядит это растение? Кто помнит запах этих цветов?

Закройте глаза. Представьте что вы в лесу. Вы вдыхаете свежий поток воздуха. Вы чувствуете знакомый запах – запах ландышей. Кому удалось это сделать?

При анализе сказки “Алладин и волшебная лампа”, я предложила детям такое задание: сделайте глубокий вдох, а на выдохе перечислите положительные качества мальчика. Цель упражнения обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее. Широко использую в своей работе упражнения абстрактно-логического мышления.

“Тесто” (наше ухо – кусочек теста, давайте попробуем слепить вареник). Такие упражнения как “Носик”, “Щечки”, “Ручки”, “Ножки”, я стараюсь связать с погодными условиями. Например, при разборе упражнения по русскому языку:

Мы любим дни морозные,
Катка упругий лед.
Ночное небо звездное,
И шумный Новый год!

Учитель: О чем нужно помнить в морозные дни?

Дети: Можно отморозить нос, руки, ноги.

Учитель: А что нужно делать, чтобы этого не произошло?

Дети: Прыгать, бегать, выполнять разные движения руками и ногами. (Дети на массажных ковриках, играя выполняют упражнения). Увлеченно включаясь в игру, дети наперебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества. В тоже время они получают первые элементы знаний о самомассаже. В процессе таких упражнений дети “плачут”, смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения.

С большим удовольствием ребята выполняют релаксационные упражнения в сопровождении инструментальной музыки. Такие упражнения снимают утомление, напряжение у детей, помогают восстановить их учебную работоспособность.

“Снеговик” – Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнышко, снеговик начал таять. Нравятся моим детям такие упражнения “Росток”, “Штангист”, “Чайник”.

С первых дней обучения в школе возрастает нагрузка на зрение. Для профилактики нарушения зрения широко использую офтальмологический тренажер.

Готовясь к уроку, я всегда продумываю переход к здоровьеукрепляющим упражнениям. Если в окно светит солнце – значит на уроке будем следить за солнечным зайчиком. Если идет дождь, обязательно в класс “попадет” капелька. Эта капелька будет путешествовать по цветным лабиринтам офтальмологического тренажера.

Особое значение я придаю физминуткам. Их я провожу 2–3.Это минутки отдыха в стихотворной форме с элементами подражания, которые очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

Результатом этой работы является стабильное зрение, отсутствие простудных заболеваний у детей, желание заботиться о своем здоровье. Поэтому учитель, зная психологические особенности детей, условия их быта, владея педагогическим мастерством, должен стать основным “воспитателем” здоровья ребенка (рис. 2, рис. 3).