Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Объект словарной работы – слово является сложной и многогранной единицей языка. В каждом слове различаются его звуковая, а на письме – буквенная (графическая) оболочка, составляющая “природную материю” слова, его лексическое значение и значение грамматическое, которое выражается в слове посредством формальных показателей.

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова оказываются детям незнакомыми со стороны их лексического значения, по своим грамматическим формам, по произношению и нормативному ударению или по написанию (слова с непроверяемыми орфограммами). В зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова (значение, грамматические формы, произношение, написание) являются затруднительными для учащихся, словарная работа будет преследовать различные цели и иметь разное содержание.

  1. Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.
  2. Словарная работа может преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения. Например, учащиеся неправильно образуют грамматические формы таких глаголов, как стереть (“стери” с доски), бежать (“они бежат” вместо слова “бегут”), падежные формы существительных (был у “сестре”, купили “яблоков”) и др.
  3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и прежде всего соблюдению в словах нормативного ударения, например: гу́сеница, щаве́ль, раку́шка, портфе́ль, магази́н, киломе́тр и др.
  4. Усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Лексическое значение незнакомых или малознакомых детям слов нередко подсказывается контекстом, и в этих случаях они могут уяснить смысл такого слова самостоятельно, без специальных разъяснений со стороны учителя. Значение же тех слов, смысл которых контекстом не подсказывается, обязательно разъясняется учителем.

Разработано немало приемов объяснения детям непонятных слов. Эти приемы будут разными в зависимости от характера и семантики слова. Так, для слов с предметным значением лучше всего предложить детям наглядное объяснение, показав им или самый предмет, обозначаемый данным словом, или его изображение на рисунке. В тех случаях, когда наглядное объяснение семантики слова не представляется возможным, можно раскрыть содержание непонятного детям слова путем краткого словесного толкования, используя для этого один из способов так называемых “семантических определений” слова:

  1. Значение непонятного детям слова раскрывается путем подбора к нему одного или нескольких слов – синонимов, тождественных или близких по своему лексическому значению к определяемому слову, например: изумрудный – ярко-зеленый; холить – ухаживать, заботиться и т.д.
  2. Значение непонятного слова или выражения может быть объяснено детям путем перечисления тех объектов (предметов, признаков, действий), которые называются данным словом. Например: металлы - это золото, серебро, железо, медь …, насекомые – это бабочки, жуки, пчелы, муравьи….
  3. Значение неизвестного учащимся слова может быть разъяснено учащимся также описательным способом. В подобном определении вся необходимая информация о семантике слова дается в описательной части, которая вводится в определение словами: тот – кто; то – что; такой – который; так – что и др. , например: совершеннолетний – это тот, кому исполнилось 18 лет; адресат-тот, кому отправляют письмо, телеграмму или посылку; ноша–то, что несут и др.
  4. Значение непонятного слова может быть раскрыто путем логического определения, т.е. через указание рода и видового различия, например: лиственница – хвойное дерево с мягкой хвоей, опадающей на зиму; амбар-здание, строение, постройка для хранения зерна, муки или товаров.

Большую помощь при объяснении значения слов окажет использование толковых словарей.

Особую важность для обогащения словаря детей имеет изучение морфологического состава слов и упражнения в словообразовании.

Расширение и углубление словарного запаса учащихся начальных классов через осознание ими морфологической структуры слова предполагает применение различных упражнений, из которых наиболее действенными являются упражнения в анализе морфологического состава слова, в подборе однокоренных слов с последующим включением их в контекст, а также упражнения в словообразовании.

Занимаясь изучением состава слова, учащиеся не только упражняются в анализе морфологической структуры слов, но и выполняют задания по подбору слов с одним и тем же корнем, сопоставляют их, группируют по частям речи, включают в предложения и в контекстную речь. Вместе с тем дети упражняются в образовании слов с одинаковыми суффиксами или приставками, но с разными корнями, и тем самым практически усваивают доступные им значения словообразующих морфем (приставок и суффиксов), уясняют их роль в семантике слова в целом. Таким образом, осмысливая структуру слова, дети начинают понимать зависимость лексического значения слова от его словообразовательных элементов.

В связи с изучением частей речи возможны следующие упражнения в группировке слов: при изучении имени существительного учащиеся составляют тематические перечни слов, обозначающих наименования людей, животных, растений, вещей, явлений природы и т.д.; в связи с изучением имен прилагательных выделяют слова, которые обозначают цвет, величину, вес, температуру, форму и т.д. ; при изучении глагола учащиеся группируют слова, обозначающие различные действия и состояния : движение (идти, бежать, прыгать, плыть), речь (сказать, спросить, ответить, молвить, крикнуть), чувство (радоваться, горевать, бояться, волноваться) и др.

В процессе изучения частей речи необходимо упражнять учащихся также и в группировке слов, отобранных для словарной работы, по их грамматическим свойствам. Под руководством учителя дети составляют, например, перечни существительных мужского, женского и среднего рода, группируют их по склонениям и др. При этих видах работ полезно обращаться к морфологическим словарям.

Объектом словарной работы может стать и устное слово в тех случаях, когда дети нарушают в нем нормы литературного произношения и ударения. Ошибки в произношении слов встречаются в речи учащихся нередко. Отступления от орфоэпических норм в устной речи детей весьма разнообразны: например, учащиеся нередко произносят слова с наличием звука, не соответствующего произносительной норме (“колидор”, “транвай”), вставляют в слово лишний звук (“подчерк”) или, наоборот, пропускают необходимый звук (“положь” вместо положи).

Особенно же часто при произношении слов учащиеся допускают ошибки в ударении как в отдельных словах (гусеница, портфель и др.), так и в формах слов (повтори́м, спала́, да́рит, и мн. др.).

Обучать детей правильному, в соответствии с нормами литературного языка, произношению слов, надо все время на протяжении всех лет обучения. Для этого вовсе не требуется проводить специальные занятия по орфоэпии. Практическое усвоение литературного произношения слов может успешно осуществляться попутно с занятиями по грамматике и орфографии и органически включаться в содержание уроков по русскому языку. В одних случаях учителю придется дополнительно использовать на уроках русского языка те слова изучаемой речи, которые учащиеся произносят неправильно, указать на их правильное произношение и поупражнять детей в этом. В других случаях следует обратиться к фонетическому или морфологическому разбору неправильно произносимого слова, опереться на его написание, сопоставить написание и произношение. Очень полезно обращаться к орфоэпическим и орфографическим словарям.

Для лучшего запоминания можно использовать настенные таблицы: “Произноси правильно!”, представляющие собой перечни слов, затруднительных в отношении произношения.

алфави́т
арбу́з, мн. арбу́зы
балова́ться, баловни́к
береста
библиоте́ка
блю́дце, р. мн. блю́дец
вале́жник (не валежник)
ве́рба
воро́та
гра́ждане
гу́сеница
две́рка (не дверка)
дермати́н (не дермантин)
добы́ча
догово́р
докуме́нт
доста́вка
желати́н (не желантин)
зави́дно
заголо́вок
заем (не займ)
за́навес (не занавесь)
за́суха
звони́шь, звони́т
зло́ба (не злоба́)
инструме́нт
ка́мбала
катало́г
каучу́к
кварта́л
ке́та (рыба)
киломе́тр
кла́дбище
кладова́я
коклю́ш
комба́йнер
краси́вее
кулина́рия
ку́хонный (не кухо́нный)
магази́н
молодежь
наме́рение
не́нависть
новорожденный
обеспече́ние
облегчи́ть
о́тнял, отняла́
пе́редал, передала́
пе́тля
пиджа́к (не пинжак)
планер
повтори́м
по́нял, поняла́
портфе́ль
предме́т
премирова́ть
пригово́р
про́сека
проце́нт
раку́шка
рассерди́лся
револьве́р
реме́нь
сантиме́тр
свекла
си́лос
сиро́ты (мн.ч.)
столя́р
слу́чай
те́фтели (кушанье)
хло́пок (растение)
хозя́ева
цеме́нт
цыга́н
шофер
щаве́ль

Словарно-орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания указанных в программе слов только в том случае, если, во-первых, применять разнообразные приемы изучения и закрепления их, и, во-вторых, если систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. С этой целью мы регулярно проводим словарные диктанты.

Тексты словарных диктантов должны быть небольшими по количеству слов (по 4–5 слов для 1 класса, по 10–12 слов для 2 класса , 13–15 слов для 3–4-х классов). Словарные диктанты следует проводить регулярно (не реже одного раза в две недели), отводя для этого время в конце урока.

Таким образом, словарно-орфографическая работа в начальных классах – это совокупность целенаправленно и систематически проводимых упражнений, направленных на усвоение учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм русского языка.

Используемая литература:

Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах.