Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • показать учащимся, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать;
  • с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”;
  • доказать, что семья основывается на любви;
  • расширить кругозор учащихся с использованием основных правил построения крепкой семьи, с высказываниями о любви;
  • воспитывать чувство ответственности за всех членов семьи.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • слайды к уроку (приложение);
  • магнитофон;
  • кассеты с записями “Марша Мендельсона”, песен “Мама” и “Все начинается с любви”.

Подготовка к уроку: подготовить инсценировку пьески из жизни; подумать над вопросом: “Что такое любовь?”; провести анкетирование по вопросам:

  1. В каком возрасте нужно вступать в брак?
  2. Как надо вступать в брак: по расчету, по любви, по подбору родителей?
  3. Какой должна быть современная семья (муж, дети; полная, неполная)?
  4. Каким (ой) вы видите своего мужа (жену)?
  5. Кто должен быть главой семьи?
  6. Будут ли у вас дети и сколько?
  7. Кто должен заниматься воспитанием детей?
  8. Влияет ли материальное положение на взаимоотношения в семье?
  9. Как вы считаете: “Что такое любовь?”.

Эпиграф к уроку:

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям.
Л.Н.Толстой

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. “Мой идеал – жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей”, – это высказывание Л.Н.Толстого – гениального писателя, мыслителя, психолога, гуманиста. Правда и красота – синонимы для Толстого. Правде жизни он учился у народа и природы. “Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво – потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет”. “Чтобы жить честно, надо пытаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать…. И вечно бороться и мучиться”. Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что “люди как реки”: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад.

Именно об этом, о семье, мы и будем говорить сегодня. Как воспитывать детей? Какой видит Толстой семью?

С чего начинается семья?

– С любви.

Что такое любовь?

3. Свободный философский диктант. (Учащиеся под инструментальную музыку в течение пяти минут письменно отвечают на поставленный вопрос).

4. Зачитывание ответов учащихся.

5. Анализ письменных ответов учащихся и чтение высказываний философов, писателей о любви. (Высказывания высвечиваются на экране с помощью мультимедийного проектора).

  1. Любовь! Это самая возвышенная и победоносная из всех страстей. Но ее всепокоряющая сила заключается в безграничном великодушии, в почти сверхчувственном бескорыстии.
    Г.Гейне
  2. Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого.
    Ф.И.Дзержинский
  3. Мелка та любовь, в которой нет дружбы, товарищества, общих интересов.
    Н.А.Островский
  4. От любви к женщинам родилось все прекрасное на земле.
    А.М.Горький
  5. Жизнь без любви не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно, для того и дана душа человеку, чтобы любить.
    А.М.Горький
  6. Любовь так плохо выносит домашние дрязги, что для прочного счастья нужно найти друг у друга выдающиеся качества.
    О.Бальзак
  7. Брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло, середины нет. Брак – самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивают его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью.
    Вольтер
  8. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности жизни общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.
    А.Макаренко
  9. Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
    В.Сухомлинский
  10. Любить детей – это и курица умеет. А вот воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
    А.М.Горький
  11. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.
    А.С.Макаренко
  12. Теряя любовь женщины, можно обвинить только себя за неумение сохранить эту любовь.
    Н.А.Добролюбов

Учитель. Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа – два семейства: Ростовых и Болконских. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери одним именем – Наталья.

Автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства.

Мать – синоним мира семьи.

Звучит песня о маме.

6. Беседа.

  1. Что собой представляет семья Ростовых? Что можете сказать о родителях, детях?
  2. Почему в семье Ростовых нельзя быть иным?
  3. В чем проявится красота души Наташи и Николая?
  4. Какая Наташа, на ваш взгляд, дороже автору: мечтательная девочка или заботливая мать?
  5. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?
  6. Чем интересна личность старика Болконского?
  7. Почему он требователен к дочери до деспотизма?
  8. Когда и как заявит о себе отцовская гордость к княжне Марье?
  9. Как проявляется порода Болконского в князе Андрее?
  10. Какой мы видим Марью в семье?
  11. Браки по расчету…. Станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова?
  12. Пьер был воспитан вне семьи, поэтому семью он поставил в центр своей будущей жизни. Каков Пьер в семье?
  13. Что можете сказать о семье Курагиных?

Вывод: семья развивает в героях Толстого лучшие чувства – любви и самоотдачи.

7. Результаты анкетирования, проведенного накануне.

Звучит “Марш Мендельсона”.

? Что вы думаете о браке, о семье?

Зачитываются результаты анкетирования, проведенного накануне по следующим вопросам:

  1. В каком возрасте нужно вступать в брак?
  2. Как надо вступать в брак: по расчету, по любви, по подбору родителей?
  3. Какой должна быть современная семья? (муж, дети; полная, неполная)
  4. Каким (ой) вы видите своего мужа (жену)?
  5. Кто должен быть главой семьи?
  6. Будут ли у вас дети и сколько?
  7. Кто должен заниматься воспитанием детей?
  8. Влияет ли материальное положение на взаимоотношения в семье?
  9. Как вы считаете, что такое любовь?

8. Знакомство с правилами построения крепкой семьи. (Правила появляются на экране через мультимедийный проектор.)

Правила построения крепкой семьи.

  1. Грубость – злокачественная опухоль, пожирающая любовь, будьте вежливыми, нежными в обращении с мужем и женой.
  2. Цветы – язык любви. Вы хотите сохранить счастливую семейную жизнь, проявляйте хоть чуточку внимания жене (мужу).
  3. Не надо пытаться в корне переделать своего мужа, помните, что для успеха в семейной жизни нужно самой быть подходящей.
  4. Ни в коем случае не придирайтесь по мелочам. Придирки, нападки, как укусы кобры, всегда убивают и уничтожают.
  5. Не критикуйте бесплодно своего мужа, тем более в присутствии других. Одна из причин развода – бессмысленная критика, разбивающая сердце вдребезги.
  6. Никогда не отказывайте в искренней признательности своей жене или мужу. Помните, чтобы жена нашла счастье в своем муже, нужно, чтобы он проявлял свою настоящую преданность и признательность.
  7. Интимные отношения являются одной из удовлетворяемых в супружеской жизни потребностей, но если эти отношения не в порядке, то и во всем другом будет непорядок.

9. Инсценирование.

Сценка из жизни.

(Разыгрывают учащиеся.)

Утро. На кухне. Молодая жена приготовила завтрак, накрыла на стол. В кухню входит молодой муж (настроение хорошее) в майке, с газетой в руках. Садится за стол, начинает завтракать и просматривать газету.

Жена. Дорогой, что за вид? Почему ты в майке? Где галстук? Сорочка? Пиджак?

Муж. Но ведь никого нет, мы вдвоем, для чего этот парад?

Жена. Какой парад? Теперь ты всегда будешь приходить к столу в сорочке, галстуке и пиджаке.

Муж. Но мама говорит, что дома человек должен чувствовать себя свободно, а не быть в униформе.

Жена (обиженно). Причем тут мама? Теперь будет так, как я хочу! (Муж уходит. Переодетый, сердитый, садится за стол, ест, просматривая газету.)

Жена. Чего молчишь? А кто будет хвалить меня и делать комплименты.

Муж (сердито). Но я ведь просматриваю свежие газеты, а хвалить тебя не за что: бутерброды и чай, как говорит моя мама, даже ребенок приготовит.

Жена. Опять твоя мама! Когда же это кончится?! Теперь будет так, как я хочу, а не мама. Запоминай, дорогой!

Муж (встает). Накормила! (Взяв газету, уходит.)

Жена (одна). И чего обиделся?! В чем я не права?

10. Анализ сценки.

? Что было нарушено в сценке?

11. Вывод.

Учитель. Прошло много времени с периода создания романа Л.Н.Толстого “Война и мир”.

Изменились ли взгляды? (Ответы учащихся.)

Основа семьи – любовь.

Звучит песня Р.Рождественского “Все начинается с любви”.

12. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение–рассуждение на тему “В какой семье я хотел бы воспитываться?”.