Интегрированный урок (физика + химия + история) по теме "Наука ковала Победу"

Разделы: Физика


Слайд 1. Приложение

Ученик:

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Слайд 2

Вступление: Более 60 лет назад наш народ победил в Великой Отечественной войне, которая показала силу духа нашего народа, солдат и офицеров и превосходство нашего оружия. Воевали не только на фронте. Не менее напряженная борьба шла и в тылу. Победе предшествовали трудные и тяжелые дни поражений, светлые и радостные дни успехов. На разгром врага, на Победу работала вся страна, а в тылу это были, главным образом, женщины, старики и подростки.

Мы повзрослели как-то сразу
В те дни войны, в те дни беды.
Война была для нас не фразой,
А раннем волосом седым.

Слайд 3

Война – беспощадное столкновение двух сил. Чтобы в ней выжить, чтобы в ней победить каждая сторона должна напрягать все силы, использовать все возможности, применять ум, изобретательность, собрал все моральные и материальные ресурсы. В войне нет жалости: не придумал ничего нового, ранее неизвестного противнику не изобрел какой-нибудь хитрости, не собрал сил больше , чем у противника – ты проиграл. Опасность заставляет ум работать интенсивнее. Великая Отечественная война заставила изменить все отрасли хозяйства страны. Значительные изменения произошли в тяжелой промышленности, металлургии, добыче полезных ископаемых, машиностроении, создались новые отрасли, например, приборостроение, отрасли высокой техники.

Слайд 4

Историки: Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 года. В 4 часа утра немецко-фашистские войска без объявления войны вторглись на территорию нашей страны. Кровавое зарево поднималась над страной. Это полыхали от разрывов бомб города и села. Лавина танков сметала все на своем пути, самолеты бомбили наши города, враг топтал нашу землю.

Физики: 23 июня 1941г. состоялась внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ, важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем говорилось:

Слайд 5

Историки: Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую “запереть на военных базах с помощью различного типа мин – секретного и грозного оружия – и постепенно ликвидировать. Особенно большую опасность представляли магнитные мины. Их обычно сбрасывали на парашюте с самолета в различных местах. После падения в воду парашют автоматически отделялся от мины, она опускалась на дно , где и поджидала корабль. Адмирал Н. Т. Кузнецов говорил , что кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная помощь ученых-физиков.

Слайд 6

Физики: Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитными минами. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать эффективный метод защиты кораблей от магнитных мин. По заданию командования академики И.В. Курчатов и А.П. Александров в 1941г. были направлены в Севастополь для руководства работами, Связанными с защитой кораблей Черноморского флота от вражеских магнитных мин. Была разработана и сконструирована аппаратура для размагничивания кораблей, называемая противоминным поясом. Она состояла из специальных обмоток, опоясывающих корабль, по которым пропускался ток от судового генератора. Такие же работы были проведены в Северной бухте. Моряки и офицеры сначала посмеивались , но после того как корабли прошли минное поле, недоверие моряков пропало. Размагничивание стали проводить на всех кораблях. К августу 1941 года ученые защитили от магнитных ин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. В г. Севастополе подвиг ученых увековечен памятником.

Историки: Ученых страны ждало серьезное испытание: враг наступал и его армии двигались на восток. С первых дней войны по решению ЦК партии и Государственного Комитета обороны началась эвакуация научных учреждений и вузов, прежде всего из прифронтовой полосы в отдаленные от нее места. Нужно было во чтобы-то ни стало сохранить ученых и научную базу страны. Лозунг “ Все для фронта – все для Победы” стал ведущим для всей научно-исследовательской работы. Ни на один день, ни на один час не останавливалась работа ученых. Стране требовался металл, зажигательные смеси, новые виды сырья.

Слайд 7

Химики: Большой вклад в разработку теории взрыва, химию и технологию получения взрыва, химию и технологию получения порохов внесли академики Семенов Николай Николаевич и Харитон Юлий Борисович.

Историки: На защиту страны поднимался весь народ. С первых дней В оккупированных врагами городах создавались подполья. Люди уходили в леса, Организовывались партизанские отряды. Для успешной борьбы с фашистами подпольщикам и партизанам требовался тротил. Он был необходим для торпед и подводных мин

Слайд 8

Химики: На помощь пришли ученые-химики. Академик Мамедалиев Ю. Г. в 1941 году выполнил работу по синтезу толуола. Толуол- это метилбензол. Его использовали для получения тротила, который со щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях. Материал использовали для производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам. Во время Второй мировой войны его было произведено около 1 млн. тонн.

Историки: Немцы стремились захватить воздушные просторы нашей Родины. Они наносили бомбовые удары по городам и селам, уничтожали переправы, бомбили санитарные эшелоны. Постоянный вой зениток над блокадным Ленинградом, Москвой, предупреждение “ Воздушная тревога” навсегда остались в памяти людей, переживших войну. В первые месяцы войны у нас не было превосходства над немцами в воздухе. Немецкие бомбардировщики и истребители чувствовали себя в небе хозяевами. Но уже в августе 1941 года советские летчики на бомбардировщиках Ил-4 совершили первые налеты на Берлин, вызвав панику в – рядах противника.

Слайд 9. Приложение

Физики: Знаменитый авиаконструктор С.А.Лавочкин писал: “ Я не вижу моего врага – немца конструктора, который сидит над своими чертежами … в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним… Я знаю, чтобы не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю свою волю и фантазию, все свои знания и опыт, чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем.” Так думали и другие авиаконструкторы. В серийное производство в годы войны были запущены и модернизированы истребители Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина, Самый легкий и маневренный истребитель Як-3, созданный в конструкторском бюро А.С.Яковлева, двухместный штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Илюхина, пикирующий бомбардировщик Ту-2 – детище конструкторского бюро А.Н.Туполева. Превосходные летные качества показали и самолеты конструкции В.М. Петлякова, А.И.Микояна, Н.Н. Поликарпова. По своим боевым и летным качествам они превосходили известные немецкие истребители “Мессершмитт-109” и “Фокке – Вульф-190”. К концу войны скорость наших истребителей достигла 700км/час.

Историки:

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели:
Этот день мы приближали как могли.

В этой песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги не остались в стороне от великой битвы. Они в буквальном смысле ковали Победу над врагом в тылу. Донбасс и другие промышленные районы были захвачены врагом., разбомблен Сталинград. Часть оборудования была вывезена в Сибирь, за Урал, в Среднюю Азию. И там на новом месте была поставлена задача: в рекордно короткие сроки наладить выпуск стали, цинка, алюминия.

Слайд 10

Химики: В годы войны стране было нужно много стали. Сталь представляет собой сплав железа с углеродом и другими элементами. Ее использовали для изготовления брони танков, пушек.

Историки: Налаживать производство на новом месте было очень сложно. Оно не было приспособлено для военного производства. Один из директоров военного завода по производству танков Т-34 вспоминает: “Мы ехали за Урал, со мной было лишь самое необходимое: чертежи нашего КБ, конструктора, технологи, металлурги, квалифицированные рабочие. В эшелоне шло уникальное оборудование. Ехали 11 дней. Были страшные бомбежки, не было продовольствия, началась скарлатина…. Прибыли на место , начались проблемы с расселением. А дел невпроворот. Нужно ликвидировать вагонное производство, заменить его танковым, срочно построить три цеха, а надвигалась зима…. Несколько дней станки без крыши работали под отрытым небом. Многих материалов не хватало, искали заменителей…. Война шла, Гитлер наступал, а машины не было. Это жгло меня, всех нас жгло, мучило…”

Слайд 11

Физики: Одним из создателей легендарного танка Т-34 был Н.А.Кучеренко. Танк Т-34 создали 1940 году. Накануне войны он проходил испытание. Были предложены две модели: колесно-гусеничная и чисто гусеничный вариант. Колесно-гусеничные танки модернизировались, а вот чисто гусеничный танк был универсальным. Вооружение у него было как у тяжелого танка, скорость больше, проходимость лучше, оснащался дизельным двигателем. Была усовершенствована и башня танка, что сделало ее более неуязвимой. Но вот броня была некрепкая. Сделать ее крепкой помогли химики, предложив новый вид стали.

Слайд 12

Историки: Мы уже говорили о наших летчиках-истребителях. Самолетов стране не хватало. Необходимо было налаживать их серийное производство. А пока…. Пока в небо поднимались практически фанерные самолеты У-2. Женщины-летчицы Таманской гвардейской дивизии, командир которой была М. Раскова не брали с собой парашютов. Самолеты горели как спички при попадании снарядов. Спастись они не успевали. Эти самолеты были незаменимы в горах, при ночных бомбежках, но деревянный корпус машины ставил под угрозу жизнь людей.

Химики: До войны в Советском Союзе плохо было налажено производство алюминия. А именно из него делали корпуса самолетов. Поэтому необходимо было срочно налаживать выпуск этого металла. Кроме того алюминий являлся начинкой в зажигательных бомбах.

Историки: Ветераны войны и тыла могут рассказать много о бомбежках наших городов. Как враг бомбил Ленинград, Сталинград, Москву, как рушились дома, горели здания от зажигательных бомб. Жители принимали все меры, чтобы враг с воздуха не мог разглядеть город. Были введены комендантские часы, затемнения, спец. Отряды дежурили на крышах домов, чтобы сбрасывать с них зажигательные бомбы. С вечера город погружался во тьму. А вот как не дать самолету подлететь к городу, а артиллеристам и зенитчикам видеть в темноте приборы? На помощь пришли физики.

Физики: Первый в мире радиолокатор был создан в ленинградском физтехе выдающимся ученым Рожанским в 1934 г. Они очень помогали пеленговать самолеты противника. Но для радиолокации требовались специальные высококачественные провода. До войны их у нас не выпускали. И вот в блокадном Ленинграде был налажен выпуск новых проводов для радиолокаторов из диэлектрика-эскапона. Более того эта продукция из Ленинграда поступала на оборонные предприятия других городов. Была решена и задача освещения приборов. Их стали покрывать тонким слоем солей радия, которые светились в темноте. Этого достаточно для артиллеристов и зенитчиков. Многие ленинградцы носили крошечные значки, покрытые таким составом. Это позволяло ориентироваться в темноте.

Слайд 13

Историки: “Все для фронта, все для победы” – под этим лозунгом работала и жила вся страна. На оборонных заводах дети и взрослые за годы войны изготовили сотни тысяч патронов, гильз и снарядов.

Химики: А для изготовления артиллерийских снарядов, патронов требовался такой сплав, который хорошо обрабатывался давление и имел высокую вязкость. Таким сплавом оказался латунь. Латунь представляет собой сплав меди, цинка и олова. Латунь хорошо выносит сопротивление ударным нагрузкам, которые создаются пороховыми газами.

Слайд 14

Историки: Блокадный Ленинград жил, работал и сражался. “Дорога жизни” по льду Ладожского озера связывала окруженный врагами город с Большой Землей. Только за 5 месяцев по ней было перевезено 361309 тонн груза. ¾ этого груза – продовольствия и фураж, остальное: горючее, боеприпасы, медикаменты. При создании дороги старались учесть все: с воздуха ее прикрывала авиация, на озере стояли зенитные установки. Сколько жизней спасла эта дорога! Но происходили непонятные вещи. На ровном месте машины вдруг проваливались. И не тяжелогруженые, а с людьми, т.е. груз был меньше. Что же происходило? Все выяснить было поручено физикам.

Слайд 15

Физики: Работали над этой проблемой ученые во главе с П.П.Кобеко. Установили: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду волны зависят от скорости движения транспорта. Был сконструирован прибор для регистрации деформаций – прогибограф. Изготовить его было не из чего. Тогда решили использовать чугунные ограды парков. Голодные, еле передвигающиеся ученые сами взялись за лопаты, встали к станкам. А затем в тяжелых условиях зимы испытывали его на льду, прорубая лед, неоднократно попадая под обстрел. Испытание машины прошло успешно. И были даны рекомендации: скорость машин 35 км/час очень опасна. Колебания льда и колебания от транспорта при такой скорости совпадали и наблюдался резонанс. При этом лед ломался. Машины с грузом имели меньшую скорость и проходили спокойно. А вот людей везли с большей скоростью. И когда она приблизительно равна 35 км/ час лед не выдерживал. Поэтому движение должно быть с меньшей или с большей скоростью. Эти рас счеты помогли затем нашим войскам при прорыве блокады успешно форсировать по льду Неву и танкам поддержать пехоту.

Историки: Нельзя не вспомнить подвиги наших врачей и медсестер, которые выносили с поля боя солдат. В полевых госпиталях делали операции, переливали кровь, восстанавливали здоровье бойцов. Сколько метров бинтов было перестирано их руками, сколько жизней они спасли, рискуя собой! Но для лечения были нужны эффективные лекарства. Где их было взять?

Слайд 16

Химики: Работы А.Е.Фаворского и М.Ф.Шостаковича по синтезу винилбутилового эфира спасли жизни тысячи раненых. Дело в том, что раны очень порой плохо заживали. И все время возникала опасность нагноения, а порой и заражения или гангрены. Этими учеными был изготовлен бальзам для заживления ран. Его так и назвали бальзам Шостаковича. В 1942 году в лаборатории биохимии микробов под руководством микробиолога З.В.Ермольевой развернули работу работу по созданию пенициллина. А это хороший антибиотик. Его используют для лечения воспалений и гнойных ран. Получают естественным и синтетическим путем.

Физики: 14 июля 1941 года в Белоруссии (под Оршей) вступили в бой несколько установок под командой капитана Флерова. Этого оружия немцы боялись как огня. В панике бежали с поля боя.

Говорит пехота: “ Чистая работа!
Где ударит “Катя” фрицу не пролезть,
Воевать охота, – говорит пехота, –
Раз у нас такая пушка есть!

Влево и направо бьет врагов на славу,
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву, на врагов ораву
Сыплет “ Катя” щедрую рукой.

О каком оружие в 1942 г. написал эти стихи военврач С.Семин?

Слайд 17

Физики: Речь идет о гвардейских минаметах БМ-13, которые солдаты и называли “Катюша”. Разработки были сделаны еще до войны группой ученых Тихомирова, Артемьева и других. А вот испытывать и дорабатывать пришлось во время войны. Они были неуправляемы и двигались по инерции, после сгорания. Это выглядело, как ураган огня, сметающий все на своем пути.

Применение нового оружия сулило немало выгод. Дело в том, что общий уровень развития военного дела, достигнутый к тому времени, предъявлял растущие требования к маневренности артиллерии и увеличению плотности огня. С этой целью совершенствовались обычные артиллерийские системы. Однако требовались и принципиально новые решения. Пуск снаряда за счет реактивного двигателя практически исключал действия силы отдачи, вследствие чего появлялась возможность значительно упростить и облегчить конструкцию лафета. Применение реактивного двигателя исключало также необходимость изготовления специальных стволов из высококачественной стали, экономия которой в условиях массового производства вооружения приобретала весьма важное значение. Сравнительно небольшой вес и простота устройства направляющих полозьев для пуска реактивных снарядов обеспечивали их монтаж на автомобильных шасси повышенной проходимости, тракторах, танках, а также кораблях и даже на самолетах. Это обеспечивало высокую мобильность реактивной артиллерии. Но, пожалуй, главным было то, что простота устройства и сравнительно небольшой вес нового оружия открывали широкие возможности создания многозарядных боевых реактивных систем, способных вести стрельбу массированно, залпами, создавая высокую плотность огня.

Историки: В глубоком тылу врага, в лесах Белоруссии, в катакомбах Одессы и Керчи , на переднем крае фронта, на заводах Урала и в далекой Средней Азии люди ждали вестей с фронта. Подпольщики и разведчики, приникая к радио приемникам ловили тихий голос Москвы, в партизанских отрядах радисты посылали донесения на Большую землю. Надежная радиосвязь так была везде нужна. И когда раздавался усиленный репродукторами уверенный спокойный голос Левитана: “Говорит Москва!” люди знали: Москва живет, Москва борется и значит враг будет разбит и победа будет за нами.

Слайд 18

Физики: Радиосвязь невозможна без мощных радиостанций. Во время Второй мировой войны в нашей стране была создана радио станция мощностью 1200 Вт. Равных в мире не было.

Историки: 9 мая 1945 г. из тысячи репродукторов в 21.00 часов раздался голос Юрия Левитана, который зачитал приказ, в котором в ознаменование разгрома врага предписывалось произвести салют тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий. В воздух взвилась красная сигнальная ракета.

Звучит песня “День Победы”.

Слайд 19. Приложение

Учитель: Вот так полным разгромом немецко-фашистских захватчиков закончилась Великая Отечественная война. В эту великую Победу внесли свою долю и ученые. Родина не забудет подвига солдат, но и тех ,кто ковал оружие победы в тылу будет всегда помнить. Нельзя уменьшать заслуги наших ветеранов, пересматривать итоги второй мировой войны. Эти строки я посвящаю им.

Слайды 20 и 21

Ветераны той страшной войны!
По ночам вам наверно не спится,
Беспокоят тревожные сны
И бои и Победа вам сниться.
Нет страны, за которую вы
Воевали в те грозные годы.
Разделили, разбив на куски,
Разделили, рассорив народы.
Сын того, кто считался вам брат,
Мне сегодня грозит автоматом.
Ну а в Риге кричат “Оккупант”,
Вас не звали сюда в 45-м.
Позабыв про Освенцим, они
Маршируют, СС прославляют,
Вспоминают военные дни,
Ветеранов же в тюрьмы бросают.
Пусть беснуются, пусть жгут дома,
Пусть змеиным исходятся ядом.
Знаю я, что Победа одна
И ее не отнять этим гадам.
Это ваша Победа – прочь слезы из глаз,
Ордена доставайте, медали
Пусть все видят и знают, что нас не сломить,
Нас вот так воспитали.

Литература

  1. Пархоменко А.А.,  Федоров А.С. Сражающаяся наука Издательство “Знание”. Москва, 1990.
  2. Васильева Л.И. Книга об отце м. Советский писатель,1984. Памяти Николая Алексеевича Кучеренко.
  3. Чечнева М.П. Боевые подруги мои. Москва, Издательство ДОСААФ, 1975.