Программа цикла занятий на тему "Знакомство с жанром пейзажа на уроках изобразительного искусства"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Изучение свойств линии передавать живую природу, движение и глубину.

Ход урока

Тема нашего сегодняшнего урока "Живая линия" - мы попробуем разобраться, как художнику удается передать живую природу с помощью обычной линии и пятна.

Вам было дано задание - дома найти репродукции пейзажей, зарисовки животных и растений, выполненные графическими материалами. Давайте все вместе посмотрим и проанализируем несколько рисунков.

(Преподаватель отбирает несколько интересных примеров изображения элементов пейзажа, животных. При анализе рисунка обращать внимание детей на характер линии и пятна. Стараться навести мысль детей на то, почему художник применяет тот или иной способ передачи изображенного).

Молодцы, как вы видите, у каждого художника есть свои секреты для передачи большей выразительности натуры, сюжета.

Линия - это первый секрет и самый главный. Рисунок - с него начинается все и живописная картина и объемная скульптура, а выразительные средства рисунка - линия, штрих, пятно. С помощью линии можно передать не только форму, обрисовав силуэт предмета, но и пластику этого предмета, а так же его характер. Линия, вещь прихотливая и эмоциональная, может все это. Толстые линии указывают на то, что предмет тяжелый, плотный. Тонкие, наоборот, указывают на его хрупкость (Учитель рисует на доске примеры).

Линия, изменяющая толщину, указывает на сложность характера предмета, его необычную пластику. Если неживую природу линия способна оживить, заставить говорить, рассказывать о себе. Что уж говорить о живой природе.

Обратите внимание, как меняется толщина и плотность линии в зависимости оттого, что изображается. (Учитель показывает на доске пример рисования ветки с листьями)

Там, где ветка имеет большую толщину, она изображается жирной, сочной линией. Обратите внимание на то, что те веточки, которые отходят от основной ветки, нарисованы более тонкими и мягкими линиями.

Они более гибкие, и линии, которые изображают их, менее угловатые.

От этих веточек, в свою очередь, отходят череночки, на которых держатся листья. Эта часть рисунка выполняется тонкими, острыми линиями, подчеркивающими одновременно гибкость и незначительную толщину этих элементов. Взгляните целиком на рисунок. Обратите внимание на то, как изменения толщины и характера линии создают иллюзию жизни. (Для большей наглядности можно на доске рядом с "живой" веткой нарисовать "неживую", т.е. однообразной линией, не меняющей толщины и пластики).

Попробуйте и сами нарисовать два различных по характеру и пластике растений (ставит два разных, интересных по характеру комнатных цветка). Постарайтесь, используя разные графические материалы, передать характер этих растений. Какие они жесткие или мягкие, нежные или колючие, сухие или сочные, рыхлые или плотные?

(Самостоятельная работа детей на половину альбомного листа, 5-7 минут. Во время самостоятельной работы учитель обходит детей, в конце выбирает более удачные и показывает остальным учащимся).

Однако линией можно изобразить не только характер, не только статику, (то есть то, что предмет неподвижен), но и движение. Это касается живой природы, в частности, изображения животных.

Статика - это состояние покоя, когда мышцы животного расслаблены - оно или спит, или отдыхает. Животное в этом состоянии рисуют мягкими линиями одной толщины, линиями, полностью лишенными остроты (при объяснении учитель рисует на доске).

Динамика - это состояние настороженного прислушивания, момент прыжка или просто ровного бега. В этом случае, меняя твердость карандаша, нажим на линию, меняя её характер, изгиб, остроту, можете нарисовать животное в движении, попытаться передать беспокойство, возбуждение, стремительность силу. Попробуйте самостоятельно нарисовать котят - спящего и играющего. Линия, её богатые возможности, помогут вам в этом, а для большей выразительности используйте еще и пятно.

Пятном можно показать тон, фактуру, силуэт, объем. Вы можете передать с помощью пятна пушистость котенка, мягкость или гладкость, гибкость и т.д. Это сочетание контрастной жесткой линии и мягкого пятна дает возможность получить очень выразительные рисунки.

(Самостоятельная работа учащихся на половине альбомного листа, 10 минут. Учитель в это время обходит работающих детей, указывает на ошибки, вносит коррективы).

В конце урока проводится обсуждение детских работ. Учащиеся сами стараются найти более удачные работы, указать на ошибки не совсем правильных рисунков.

Задание на дом: изобразить на альбомном листе любую птицу на ветке дерева, применяя свойства линии о которых ребята узнали на этом уроке.

Список литературы

  1. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений. Из опыта работы учителя рисования.-Ленинград: Учпедгиз, 1962.
  2. Изобразительное искусство. 5 - 9 классы. Программно -методические материалы.2- е изд., стереотип./ Сост.: В.С.Кузин, В.И.Сиротин. - М.: Дрофа, 2000.
  3. Мосин И.Г. Рисование. Ч.1. - Екатеринбург, У -Фактория,1996.
  4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1974.