Урок математики в 3-м классе по теме "Радиус окружности" (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Вид: Комбинированный на деятельностной основе.

Задачи урока: познакомить с определением радиуса окружности, научить находить радиусы на рисунках, чертить их. Развивать логическое мышление и познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, эмоциональную сферу, речь, умение общаться, работать в группах, самооценку.

Оборудование:

  1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 3кл., Самара: Корпорация “Федоров”; Изд. “Учебная литература”, 2006.
  2. Карточки с окружностями.
  3. Циркули, карандаши, линейки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мотивация, оценка эмоционального состояния и уровня знаний в начале урока.

– Здравствуйте, дети!

– Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?

(Дорисуйте рожицы и отметьте + на листочках, где вы сейчас находитесь).

Начало урока.
Знаю все.
Знаю, но не все
Не знаю.
Конец урока.
Знаю все.
Знаний стало больше
Знаю, но не все.
Не знаю.

 2. Актуализация знаний учащихся.

Развитие творческого мышления через решение логических задач.

Метод наблюдения, сравнения.

2.1. Устный счет. "Головоломка" (назови следующие три числа, объясни правило, по которому составлен ряд чисел).

1) 2, 4, 7, 11, 16, 22, ...
2) 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13, ...

2.2 Найди закономерность, назови пропущенные числа:

1) 348, 205, 143; 527, 410, … ; 740, 600, …
2) 72, 9, 20, 4, 13; 63, 7, 28, 4, …

2.3 Блиц-турнир.

  1. "Какое слово лишнее?" Почему?
    a) Математика, русский язык, чтение, тетрадь, английский язык, физкультура.
    б) Делимое, делитель, частное, плюс.
    в) Стол, стул, диван, тарелка, шкаф.
  2. Когда об воду можно порезать руку?
  3. У меня 4 сына. У каждого из них есть родная сестра. Сколько детей у меня?
  4. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не выливая из него?
  5. У Алеши и Андрея фамилии Шилов и Петров. У кого какая фамилия, если Алеша с Шиловым живут в соседних домах?
  6. Установи порядок: прямоугольник, многоугольник, круг, квадрат, четырехугольник. Что “лишнее”?

Закрепление ранее изученного.

На какие две группы можно разделить фигуры? (1, 3, 6 – круги)

У круга есть подруга. (Рассказывает ученик)
Знакома всем ее наружность.
Она идет по краю круга
И называется (окружность).

Рассматриваем узоры из окружностей, выполненные детьми дома.

  • Как называется граница круга?
  • Чем отличается окружность от круга?
  • С помощью какого инструмента вы чертили окружности?
  • Вспомните правила безопасной работы с циркулем.

4. Изучение нового: исследование, наблюдение, вывод.

Ввести понятие о радиусе окружности. Смоделировать проблемную ситуацию, подводящую детей к выведению определения радиуса окружности. Учить чертить окружности, проводить в них радиусы, записывать имена радиусов, отличать радиусы от других линий. Провести наблюдение и в результате практической деятельности в группе сформулировать основное свойство радиусов одной окружности. Стимулировать адекватную оценку своей деятельности.

Работа по учебнику стр. 45 № 101.

4.1 Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?

4.2 Кто знает, как называется отрезок AM? (Радиус окружности.)

Подумайте, есть ли здесь другие радиусы?
Если есть, назовите их имена (один ученик пишет на доске ЕА, АР, АС, АК).

4.3 Начертите свою окружность и проведите в ней несколько радиусов (проверка в паре).

4.4 Подумайте, кто предложил верное определение радиуса.

Лера: Радиус – это линия внутри окружности.

Олег: Радиус– это отрезок, который соединяет две точки окружности.

Наташа: Радиус – это отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности.

Рома: Радиус– это отрезок внутри окружности.

– Объясни свой выбор.

4.5 Запиши имена линий, которые не являются радиусами.

4.6 Начерти окружность, проведи в ней красным цветом 3 радиуса, синим столько же отрезков, которые не являются радиусами (взаимопроверка и взаимооценка в паре).

4.7 Практическая работа в группах.

  1. Измерить радиус круга на карточках (раздаточный материал), начертить в тетради такую же окружность, провести несколько радиусов, сделать вывод.
  2. Начертить свою окружность, измерить ее радиусы. Два человека работают у доски.

– Какой вывод вы сделали? (Радиусы одной окружности равны между собой).

– Верно ли, что все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от ее центра? Объясните свой ответ.

– Оценим работу группы (+ хорошо, ошибки исправлены).

Физминутка. (Дежурный ученик проводит упражнения для снятия усталости рук, головы, глаз.)

5. Систематизация знаний.

5.1 Совершенствовать умения записывать, сравнивать, преобразовывать трехзначные числа, используя имеющиеся знания.

  1. Чем похожи числа 333, 888, 111? Запишите другие трехзначные числа с таким же свойством.
  2. Расположите их в порядке возрастания.
  3. Выберите из них тройки чисел, с которыми можно составить верные равенства, запишите их.
  4. Можно ли среди этих чисел найти четверки, чтобы получились верные равенства? Назовите их.
  5. Предложи свое продолжение задания. (Самооценка работы).

– Что вспомнили, выполняя это задание?

5.2 Установление трудности выполнения сложения трехзначных чисел.

№ 103 (по вариантам).

I вариант

II вариант

Чем  похожи суммы?

  1. Измени в каждой сумме одну цифру так, чтобы появился переход через десяток.
  2. Проверка, взаимооценка в паре.

5.3 Продолжать работу над сравнением углов, учить применять знания в нестандартной ситуации. № 104 (работа по учебнику).

Миша начертил три угла и сообщил, что 1 больше 2, a 2 больше 3. Прав ли Миша, утверждая, что 1 обязательно тупой, 2 – прямой, 3 – острый?

– Что нужно уточнить? Объясни свой выбор.

6. Домашнее задание по выбору учащихся.

№ 103 (3, 4, 5), № 104.

7. Итоги урока.

Рефлексия. Самооценка настроения и собственного уровня знаний в конце урока.

– Что нового узнали на уроке?

– С каким настроением работали?

– Отметьте на своих листочках, где вы находитесь сейчас.

Спасибо вам за работу!

Мне было с вами интересно работать, а вам?