Внеклассное мероприятие для школьников старших классов "Музей одной картины"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Научить детей самостоятельно изучать и анализировать произведения живописи.

Задачи:

Обучающая: Познакомить учащихся с историей создания и сюжетом одной из лучших картин П.Федотова.

Развивающая: Развивать познавательный интерес учащихся старших классов к изучению произведений русской живописи. Развивать творческие способности учащихся через включение в художественную деятельность.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к искусству, творчеству, изобразительному искусству.

Оборудование: Иметь на диске репродукции картин П. Федотова “Автопортрет”, “Сватовство майора”, компьютер с экраном , диск с записью музыки для сопровождения инсценировок. Рекомендуемая музыка: R.Claydermah. Les jours heureux.

Костюмы для артистов, изображающих персонажей картины.

Автор рекомендует при проведении мероприятия задействовать артистов школьного театрального коллектива. Мероприятие лучше проводить в камерной обстановке, для учащихся одного класса.

На экране – автопортрет П.А.Федотова. Выходят двое ведущих мероприятия.

1 ведущий: Павел Федотов родился в Москве в семье отставного офицера и в возрасте одиннадцати лет с большим трудом был помещен обедневшими родителями в московский кадетский корпус. Он блестяще учился, поражая преподавателей и товарищей разносторонними способностями – прекрасно пел, писал стихи. В корпусе у него проявилась тяга к изобразительному искусству. Его рисунки, карикатуры, акварели пользовались большим успехом. Уже в первый год пребывания в полку Федотов начинает посещать классы обучения живописью.

2 ведущий: И вот после мучительных раздумий – ведь выход в отставку был связан со многими лишениями, а на руках Федотова были старики родители и сестры – молодой офицер решает навсегда порвать с армией и целиком отдаться любимому искусству.

1 ведущий: Вместе с денщиком он поселяется в одном из пригородов Петербурга и начинает работать. “Федотов работает утром, вечером и ночью, при лампах и солнечном свете, в Академии и дома, работает так, что смотреть страшно”, - вспоминает об этом периоде жизни художника один из его друзей.

2 ведущий: И вот петербургские художники и любители живописи были взволнованы: на Академической выставке 1848 года, которая обычно встречалась публикой более чем спокойно, один из залов Академии художеств буквально ломился от зрителей. Необычайный успех выпал на долю трех небольших по размеру картин, принадлежащих кисти дотоле никому не известного отставного офицера Павла Андреевича Федотова.

1 ведущий: Одна из этих картин называлась “Сватовство майора”. Впервые зрители увидели на картине мир “бедных людей”, мелких чиновников, ремесленников. Русское общество увидело свою, ни чем не приукрашенную жизнь, рассказанную искренне и удивительно ярко.

На экране – картина “Сватовство майора”.

2 ведущий: Картина “Сватовство майора” написана тщательно, создана с искусством старых русских художников, сама как будто разговаривает и держит зрителей, заставляя рассматривать себя. Люди на картине не только смешны – это настоящие люди.

1 ведущий: Чтобы сделать свои произведения более понятными широким кругам зрителей, художник сочинял к ним стихотворные пояснения. Так полотну “Сватовство майора” была посвящена остроумная поэма “Поправка обстоятельств или женитьба майора”. И сегодня сам автор расскажет нам о своей картине.

2 ведущий:

Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не просим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри.
Начинается,
Починается,
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Вот извольте посмотреть:
Вот купеческий дом, -
Всего довольно в нем.
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
А другое харчевней.
Тут зато один толк,
Что все взято не в долг,
Как у вас иногда, честные господа!

1 ведущий: А вот извольте посмотреть:

Вот сам хозяин – купец (на сцену медленно выходит купец).

Купец:

Денег полный ларец,
Есть что пить и что есть…
Уж чего бы еще? Да взманила,
Вишь честь: не хочу зятька с бородою!
И своя борода – мне лихая беда.
На улице всякий толкнет,
А чуть-чуть под хмельком,
Да пойди-ка пешком вечерком,
Глядь! – очутишься в будке,
Прометешь потом улицу сутки.
А из густых-то будет зять –
Не посмеют нас взять…
Мне по крайности, дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь!

2 ведущий:

А жених – тут как тут,
И по чину – тот в точь.

(Сцена их пьесы А.Н.Островского “Не в свои сани не садись)

Вихорев – отставной кавалерист, Баранчевский – чиновник.

Вихорев: Вот как это случилось. Я услышал, что у Русакова много денег, ну и приехал сюда из деревни нарочно; думаю, рискну! Уж либо пан, либо пропал… Отрекомендовался ему, познакомились.

Баранчевский: Что толковать!

Вихорев: Дело в том, Баранчевский, что мне нужны деньги. Состояние, которое у меня было когда-то, прожито, имение расстроено. Мой друг, мне жить нечем, мне не с чем в Москву приехать, а я там много должен. Мне нужно жениться на богатой во что бы то ни стало; это единственное средство.

Баранчевский: Женись на Русаковой. Чем же тебе лучше?

Вихорев: А что, Баранчевский, много у него денег?

Баранчевский: Полмиллиона, наверное.

Вихорев: Нет, ты не шутишь?

Баранчевский: Что ж тут мудреного? У нас много богатых купцов. Я сам взял за женой полтораста тысяч.

Вихорев: Ты? Нет, уж это, брат шутки! Я этому не поверю.

Баранчевский: Не верь, пожалуй, а я вот имение купил, премиленькое, верстах в семи от города, душ двести, дом отделал великолепным образом.

Вихорев: Баранчевский! Да ты великий человек! Счастливчик просто! А мне так вот нет счастья. Ну может сейчас повезет.

Баранчевский: Одно, брат, неприятно, что заметно что они из купчих.

Вихорев: Что за важность! Стоит об этом разговаривать! Сегодня иду с невестой знакомиться.

(Сцена из пьесы А.Н.Островского “Свои люди - сочтемся”)

Липочка – купеческая дочь, Агрофена Кондратьевна – мать, жена купца, Устинья Наумовна – сваха.

(Липочка пробует танцевать, входит мать)

А.К.: Так, так, бесстыдница! Как будто сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!

Л: Как, маменька? Я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотри-ка, хорошо? Раз-два-три.

А.К.: Говорю тебе, не вертись!

Л: Что за грех такой! Нынче все так развлекаются.

А.К: Лучше об стол лбом стучи, да ногами не озорничай! (Бегает за ней). Да что ж ты, с чего ты взяла не слушаться? Уймись! Бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брошусь, скажу, нет житья от дочери!

Л: Да, вам житья нет! А мне есть от вас житье?

А.К.Ты вот разные глупости выколупываешь, а мы с отцом-то о денно и нощно заботимся, как бы тебе хорошего человека найти да пристроить поскорее.

Л: Да, легко вам разговаривать, а позвольте спросить, какого мне-то?

А.К.: Разве мне тебя не жаль, ты думаешь? Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти: скоро только кошки мышей ловят.

Л: Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Срам встречаться с знакомыми; в целой Москве не могли выбрать жениха – все другим да другим. Кого не заденет за живое: все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая!

(Входит сваха)

А.К.: Ну что, новенького нет ли чего, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.

У.Н: Да ишь ты, с вами не скоро сообразишь, брилиянтовые. Тятенька – то твой ладит за благородного.

Л: Да я и не пойду за купца, ни за что не пойду. Затем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепианах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь возьми, а достань мне благородного.

А.К.: Вот и потолкуй с ней.

У.Н.: Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особый скус? Голый на голом, да и христианства в нем никакого нет.

Л.: Ты, Наумовна родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкой. Что мне в твоем купце! Где у него амбиция? Мочалка-то его, что ли мне нужна?

У.Н: Не мочалка, а божий волос, сударыня.

А.К.: Вот и тятенька твой не оболваненный, да целуешь же ты его как-нибудь.

Л: Одно дело тятенька, а другое дело – муж.

У.Н.: Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдем тебе и благородного. Какого тебе: посолидней или поподжаристей?

Л: Ничего и потолще, был бы собою не мал. И чтоб не курносого, беспременно чтобы был брюнет.

У.Н: А ведь у меня есть теперь такой жених, вот точно такой, как ты , бралиянтовая расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле.

Л: Ах, Устинья Наумовна! Совсем не брюле, а брюнет.

Заходи голубушка ко мне в комнатку, мне нужно поговорить с тобой!

А.К.: Ох, уж ты мне, егоза!

(Уходят)

1 ведущий:

А вот извольте посмотреть,
Как жениха ждут,
Кулебяку несут
И заморские вина
Первейших сортов
К столу подают.
А вот и самое панское,
Сиречь шампанское,
На подносе на стуле стоит.

2 ведущий:

А вот позвольте посмотреть,
Как в параде весь дом:
Все с иголочки в нем;
Только хозяйка купца
Не нашла знать на голове чепца.
По-старинному – в сизом платочке.
Остальной же наряд
У француженки взят.
Лишь вечор для самой и для дочки,
Дочка в жизнь в первый раз.
Как боярышня у нас,
Ни простуды не боясь,
Ни мужчин не страшась,
Шейка чиста, да без креста.

1 ведущий:

Вот извольте посмотреть,
Как левом углу старуха,
Тугая на ухо,
Хозяйкина сватья, беззубый рот,
К сидельцу пристает:
Для чего, дескать, столько бутылок несет,
А в доме ей до всего!
Ей скажи: отчего, для чего, кто идет, -
Любопытный народ!

2 ведущий:

А вот извольте посмотреть,
Как, справа, отставная деревенская пряха,
Понкратьевна, - сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае,
Толстая складом,
Пришла с докладом:
Жених, мол, изволил жаловать.
А вот извольте посмотреть,
Как хозяин – купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком,
Он знаком больше с армяком,
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
Нараспашку принять – неучтиво.

1 ведущий:

А вот извольте посмотреть,
Как наша невеста не найдет с дуру места:
(Выходит актриса, исполняющая роль невесты)
“ Мужчина чужой! Ах, срам-то какой!
Никогда я с ними не бывала,
Коль и придут бывало, -
Мать тотчас на ушко: “Тебе, девушка, здесь не пристало!”
Век в светличке своей я высокой прожила, проспала одинокой,
Кружева лишь плела к полотенцам.
И все в доме меня чтут младенцем!
Гость замолвит, чай речь…
Ай, ай, ай стыд какой!
А тут нечем скрыть плеч: шарф сквозистый такой -
Все насквозь, на виду! Нет, в светлицу уйду!”

2 ведущий:

А вот извольте посмотреть,
Как наша пташка собирается улететь,
А умная мать за платье ее хвать!
А вот извольте посмотреть, как в другой горнице,
Грозит ястреб горлице, -
Как майор толстый, бравый, карман дырявый,
Крутит свой ус: “Я, дескать, до денежек доберусь!”

1 ведущий:

И вот извольте посмотреть: внизу картины, около середины,
Сидит сибирская кошка, у нее бы не худо немножко
Деревенским барышням поучиться почаще мыться:
Кошка рыльце умывает, гостя в дом зазывает.

2 ведущий:

А что, господа, чай устали глаза?
И вот, налево, - святые образа…

Извольте перекреститься да и по домам расходиться.

1 ведущий: Такими словами П.Федотов заканчивал свою сатирическую экскурсию.

2 ведущий: Он мечтал о широком распространении своих картин путем гравирования. Но реакция, еще более усиливавшаяся в России в связи с ростом революционного движения в Западной Европе, тяжело сказалась на судьбе художника. Все его начинания пресекались правительством. Не имея постоянного заработка, Федотов был истощен нуждой и лишениями. Тридцати семи лет, в расцвете творческих сил, художник тяжело заболел и скончался.

1 ведущий: Впоследствии великий русский критик В.Стасов писал о Федотове: “Он умер, произведя на свет лишь маленькую крупицу из того богатства, каким одарена была его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.

2 ведущий: Традиции искусства Федотова были восприняты художниками-передвижниками, считавшими себя его преемниками. И развиты в его картинах, ставших вместе с работами их учителя национальной гордостью русского искусства.

К зрителям выходят артисты, исполнявшие роли в отрывках из пьес А.Н.Островского, педагог, подготовивший мероприятие.

Педагог: Уважаемые посетители нашего музея одной картины! В завершении нашей экскурсии, мне очень хотелось бы задать вам несколько вопросов. Вопросы:

- Считаете ли вы картину “Сватовство майора” современной в наши дни?

- Какие герои картины показались вам смешными?

- Какие герои картины вам наиболее симпатичны?

- Хотели бы вы оказаться на месте героев картины?

- Хотели бы вы еще посетить экскурсии в нашем “Музее одной картины” и познакомиться с другими произведения живописи?