Урок русского языка в 3-м классе "Правописание гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели: отработка умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, провести экскурс в этимологию слова (поиск исторического корня), познакомить с разновидностью колокольного звона, воспитывать культуру речи.

Оборудование: зашифрованные слова на карточках, слова с общим историческим корнем -коло-, с/д диск "Колокола России", рисунок колокольчиков, у детей толковые словари, учебник Л.Я. Желтовской "Русский язык".

Ход урока

Актуализация знаний.

С каждого ряда вызывается по одному ученику им дается задание- расшифровать словарные слова

ГОНВА СТОКВО ОКЗАВЛ
ЕЬНЕСЕРКСОВ ЛИЦАСТО ЦАНИЛЕСТ
ГАЗМАИН АМОЛОС СЯМЕЦ

Ответы: вагон, воскресенье, магазин, столица, солома, вокзал, лестница, месяц.

Фронтальная работа с классом.

Устный диктант с использованием веера с гласными буквами. Называют проверочное слово.

Поласкать щенка, полоскать белье, закалиться на солнце, расколоть дрова, отварить картофель, отворить дверь, посидеть на скамейке, поседеть к старости, проживать на даче, прожевать мясо, слезать с забора, слизал сметану, запивать лекарство, запевать песню.

Проверка учащихся у доски.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети: О правописании гласных, проверяемых ударением и непроверяемых).

Чистописание.

- Расшифруйте новое словарное слово, о котором пойдет речь на уроке.

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Произнесите с ударением. На какой слог падает ударение?

- На первый.

- Какую гласную надо запомнить?

-Надо запомнить сочетание -оло-.

Работа по теме урока.

- Откройте учебники на с. 112, прочитайте задание к упражнению №18.

- Рассмотрите рисунки. Нам нужно сделать подписи к рисункам. У вас есть подсказка - все эти слова имеют общий исторический корень -коло- в значении "круглое".

-Откроите толковые словари на -коло-.

Дети работают со словарями: читают слово и его лексическое значение. На доске учитель выставляет карточки со словами.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

КОЛОБОК

КОЛОКОЛЬНЯ

КОЛЬЧУГА

КОЛОКОЛ

КОЛОДЕЦ

КОЛОВОРОТ

КОЛУН

-Найдите среди этих слов однокоренные слова.

-Колокол,. колокольчики, колокольня.

-Все остальные слова являются словами с общим историческим корнем. Они не являются однокоренными.

- Запишите в словарик новое словарное слово.

КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬЧИК

Физминутка.

Упражнение для глаз.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

Закрепление.

- Прочитайте отрывок из стихотворения в упражнении №19.

-Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

-О каких цветах так говорят?

-Почему они так называются?

-Цветок по форме напоминает колокол.

- В каком значении употреблено слово "язычок"?

- В переносном.

- Что за язычок у цветка колокольчика?

- Это желтый пестик.

- К сожалению все меньше и меньше становится в лесу цветущих растений. Колокольчики занесены в Красную книгу.

- Запишите загадку и отгадку. Как вы напишите слово "колокольчики"?

- С сочетанием -коло-.

- Как вы понимаете выражение "язык колокола"?

- Это звонит колокол.

- Оказывается существуют разные виды колокольного звона. Об этом мы узнаем из отрывка книги Л.Яхнина "Колокола России".

Чтение текста из упражнения №20.

  1. Тренькает и заливается мелкий колокольчик- звончик, бубенчик.
  2. Тихо позванивают и словно болтают между собой колокольцы-ботало. Их надевают на коров, коз- пастух спокоен. Животные не потеряются.
  3. Звучит колокол и в открыто море. Зовут его по-корабельному - рында.
  4. Особым колокольным звоном встречают утро, день и вечер колокола церковной звонницы.
  5. В предвестии беды тревожно гудит набат.

-О каких разновидностях колоколов и их "голосах" говорится в тексте?

-Колокольчики-бубенцы, колокольцы-ботало, рында, церковная звонница, набат.

- Выпишите однокоренные слова с корнем - колокол-.(колокольчик, колокольцы, колокол, колокольным).

- Подчеркните безударные гласные.

Выполняют с комментированием.

- А теперь послушайте колокола России. (звучит муз. Запись).

- Послушайте отрывок из стихотворения Н.Рубцова. (Учитель читает вслух текст из упр. №22).

У окон около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

- В каких словах имеется исторический корень?

- Около, колонн,, колокольный, колокольчиковый.

- Спишите, подчеркните исторический корень.

Итог урока.

- Что нового вы для себя открыли?

- В словах может быть исторический и современный корень. Виды колокольного звона.