Музыкальные краски осени. Открытый урок музыки в 1-м классе

Разделы: Музыка


Цель урока: помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

Задачи урока:

  • Знакомство с музыкой П. И. Чайковского.
  • Совершенствование умения интонирования в распевках, песнях.
  • Воспитание любви и потребности к восприятию музыки.
  • Воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
  • Воспитание высокохудожественного вкуса учащихся, умение грамотно и активно рассуждать о музыке.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский "Времена года" Осенняя песнь- фрагмент, скороговорка "Ты бы, ты бы:", "Пёстрый колпачок" муз. Г. Струве сл. Н. Соловьёвой, попевка "У реки", "Солнышко заплакало" музыка и слова Н. Елисеева, "Урожай собирай" муз. А. Филиппенко, "Наша школа" муз. Е. Богдановой сл. Е. Россицкого.

Дополнительный материал: фотоснимки осени, портрет П.И. Чайковского, аппликации (грустное и весёлое солнышко, луч, дождь, туча, деревья, корзины с овощами и фруктами, весёлые нотки), игрушка (весёлый гном).

Ход урока

Оргмомент: вход класса, организация внимания, готовность учащихся к уроку.

Приветствие.

I. Вступительная часть.

Я рада нашей встрече. После осенних каникул вы пришли в школу отдохнувшие с новыми силами пополнить свой багаж знаниями.

Ребята, а почему эти каникулы назывались осенние?

/Ответы детей: Потому что они проходили осенью/.

(В ходе урока за правильный ответ учащиеся получают музыкальный сувенир " Весёлая нотка").

Но каникулы бывают зимой, весной и летом, т.е. сколько времен года, столько и каникул. Вот сейчас вашему вниманию я предлагаю музыкальную загадку.

Отгадайте, к какому времени года относится этот музыкальный фрагмент?

(звучит музыка П.И.Чайковского Осенняя песнь из цикла "Времена года")

К какому времени года относится наша музыкальная загадка?

/осень, зима, весна/

Я хочу познакомить вас с русским композитором П.И.Чайковским

/демонстрация портрета/

-Посмотрите, какое доброе, светлое лицо. Этот композитор любил детей и много произведений написал для юного возраста. Мы слушали фрагмент из цикла Времена года "Осенняя песнь".

Итак, из загадки мы нашли разгадку - осень. А какая осень бывает?

/Хмурая, дождливая, с деревьев опадают листья, холодная, ветер дует, тёплые деньки/

Демонстрация репродукций на осеннюю тему.

Посмотрите на доску на эти осенние сюжеты. Ребята, не правда ли, осень - красивое время года./Да/.

II. Основная часть урока.

1. В такой лес мы сегодня и отправимся на прогулку. В дороге нашей помощницей будет музыка. В лесу можно гулять, собирать красивые листочки в букет, а что ещё можно собирать в осеннем лесу?

/Цветы, грибы, ягоды/

Но в грибах нужно знать толк, есть грибы съедобные и несъедобные. А вот наши знакомые баба и дед из скороговорки - они-то знают, какие грибы можно класть в корзину.

Подготовительный этап к пению:

- Давайте дружно повторим и споем нашу скороговорку.

а) Проговариваем скороговорку все вместе: " Ты бы, ты бы, ты бы, ты

Пошла баба по грибы,
Дед за ней вдогонку -
Где мои опенки?"

Исполняем в качестве распевки. Певческая установка-исполнение сидя.

- в медленном темпе

- в подвижном темпе.

-Ну, вот дед и баба, так увлеклись сбором грибов, что прямо убежали от нас. Идем дальше.: В лесу хорошо, воздух чистый, а вон под елкой кто-то сидит:

-Ребята кто это?

/Веселый гном/

б) А какую песенку мы можем спеть нашему гному?

/"Пестрый колпачок"/.

- проговариваем текст

- исполняем песню.

2. Лесная прогулка у нас закончилась, мы вышли к берегу реки, где

сидят рыбаки. А нам известна одна попевка о рыбаках, давайте все вместе повторим слова с протянутыми окончаниями: " Там у реки, в синей дали, жили тогда три рыбака. Три рыбака, три чудака, рыбку они поймать не могли".

- проговариваем

- исполняем.

-Ребята, почему же рыбаки не могли поймать рыбку?

/Потому что было пасмурно, холодно:/

/На доске открывается изображение грустного солнышка и тучки с дождём/.

Мы видим с вами, что солнышко грустит. Ведь музыка волшебница, может она нам поможет что-то изменить.

а) Все вместе исполним песню.: А какую?

/"Солнышко заплакало"/.

Верно, ведь музыка - это волшебница, она нам поможет что-то изменить.

- проговариваем текст

- исполняем песню

- Ребята, что-то изменилось в песенке или нет?

/Да, настроение/.

- А ваше настроение изменилось?

/Да/

- Почему?

/Потому что солнышко сначала грустное было, а потом улыбнулось/

/Никто не обидел солнышко, дождь шёл из туч/.

-Каким стало ваше настроение?

/Радостным/.

б) Светлая грусть звучит в музыке 2-го куплета.

3. Вот наша прогулка подошла к концу.

Мы вышли в чистое поле: на том поле:

а) /физкультминутка/

- Стоит дуб - /все дети встали/ - вер те дуб,

/движение вправо, влево/

/потянулись на носочки, опустились/

- В этом дубе - вер те дубе стоит птица - ветреница

/руки вверх/

- Крыльями машет /круговые движения руками/

- А улететь не может. Как её зовут?

/Мельница/

- Молодцы! Садитесь.

- На полях собирают урожай зерна, для его переработки и нужна мельница.

- А что ещё собирают осенью в садах, в огородах?

/Урожай фруктов, овощей/

/Яблоки, груши, виноград, айву, сливы, картошку, капусту/

- Правильно, осень щедрая, урожайная.

б) /Открывается часть доски, демонстрируются корзины с фруктами и овощами./

Все вместе исполним знакомую нам песню "Урожай собирай" А.Филиппенко.

в) /исполнение песни/.

Пока мы с вами были на прогулке, небо посветлело, солнышко выглянуло.

Всё радостно заиграло, даже листья под ногами веселее зашуршали.

А наше настроение каким стало?

/Весёлым, радостным/

4. Мы снова возвращаемся в нашу школу?

- Ребята вы любите нашу школу?

/Да/

- А песню споём "Наша Школа".

/Да/

/исполнение песни/.

III . Итог урока.

- Часто ли на уроке у вас менялось настроение. /Да/.

- Почему? /Потому что музыка была разная/. Оказывается, музыка может изменять наше настроение.

- Как же можно услышать музыку?

/Внимательно слушать/

- Мы услышали, что душой музыки является мелодия. Музыка живёт внутри человека.

Приложение.