Урок по ОБЖ "Я и велосипед"

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить знания о велосипеде. Закрепить полученные знания предыдущих уроков.

Ход урока

I. Тема, цель.

Тема урока «Я и велосипед». Сегодня на уроке мы должны расширить знания о велосипеде и закрепить полученные знания предыдущих уроков.

Девизом урока будут такие слова: Помни правила ГИББД – это правила твои.

II. Проверка д/з.

Викторина:

  1. Назовите последовательность смены сигналов в трехсекционном светофоре.
    а) зеленый, красный, желтый.
    б) зеленый, желтый, красный.
    в) красный, желтый, зеленый.

  2. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
    а) мостовая
    б) тротуар
    в) велосипедная дорожка

  3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
    а) при желтом
    б) при зеленом
    в) при красном

  4. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
    а) по правой стороне обочины
    б) по правому краю дороги
    в) по левой обочине, навстречу движению транспорта.

  5. При каком положении регулировщика можно начинать переход?
    а) если регулировщик стоит к вам лицом
    б) если регулировщик поднял руку вверх
    в) если регулировщик обращен к вам боком, руки вытянуты в сторону.

  6. Какое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора?
    а) если регулировщик обращен к вам грудью или спиной, а руки вытянуты в стороны или опущены
    б) если регулировщик обращен к вам боком, руки опущены.
    в) если регулировщик поднял руки вверх

  7. Как пешеход должен ходить по тротуару?
    а) придерживаясь левой стороны
    б) придерживаясь правой стороны
    в) придерживаясь середины

III. Тема, цель: 

Тема урока: «Я и велосипед» Сегодня на уроке мы должны расширить знания о велосипеде и закрепить полученные знания предыдущих уроков. Девизом урока будут такие слова: Помни правила ГИБДД – это правила твои.

IV. Объяснение новой темы 

1. Историческая справка.

Человек существо разумное, не может изо дня в день просто просыпаться, наедаться и снова засыпать. Его разум требует работы. И человек изобретает. Масса вещей к которым мы привыкли, возникает благодаря беспокойным изобретателем. Какую вещь человек изобрел, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд.

Кроссворд. 

  1. Чтобы я тебя повез,
    Мне не нужен овес,
    Накорми меня бензином,
    На копытца дай резину
    И тогда, поднявши пыль
    Побежит ( автомобиль)

  2. Предупреждающие знаки какую имеют фигуру?
    (треугольник)

  3. Четыре братца
    Уговорились гоняться.
    Как ни бегут,
    Друг друга не догонят.
    (Колесо) 

  4. Чтоб тебе помочь
    Путь пройти опасный,
    Горит и день и ночь –
    Зеленый, желтый, красный.
    (Светофор)

  5. Что за чудо – синий дом,
    Окна светлые кругом,
    Носит обувь из резины,
    А питается бензином.
    (Автомобиль)

  6. Кто следит за тем, чтобы не нарушились законы на улице?
    (ГИБДД)

  7. Как называется группа дорожных знаков имеющие треугольную форму?
    (Предупреждающие)

  8. Как называется знак квадратной формы, синего цвета, на котором изображен идущий человек?
    (Переход)

  9. Какую геометрическую форму имеют информационно-указательные знаки?
    (Квадрат)

– А вы знаете, когда изобрели велосипед?

– Первые модели велосипедов появились 185 лет назад в 1817 году в Германии бароном фон Дрез. Его он назвал дрезина. Он был сделан из дерева. Передвигали такой велосипед ногами поочередно. На этом механизме ездил английский король Георг IV .

Свое название велосипед получил приблизительно 50 лет спустя. Французский изобретатель прикрепил рычаги и педали к переднему колесу. Чуть позже колеса стали увеличивать в размере. Человек сидел под передним большим колесом. Это было опасно, можно было упасть вперед. И спустя 20 лет появилось «безопасное колесо».

2. Устройство велосипеда.

– Каково же устройство велосипеда?

– Велосипеды бывают дорожные и спортивные. Дорожные велосипеды встречаются мужские и женские.

– Для чего предназначен дорожный велосипед, а спортивный?

3. Уход за велосипедом

Велосипед надо ежедневно осматривать. Обращать внимание на колеса, не спущена ли они. Проверять цепь и спицы, тормоза. Смазывать два раза в сезон машинным маслом.

4. Езда на велосипеде.

– По улицам и дорогам разрешается ездить на велосипеде только с 14 лет. Вы можете водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках, стадионах.

– Внимательно посмотрите на картинку и назовите нарушения правила дорожного движения на велосипеде, чем они опасны.

5. Игра «Водитель – велосипед».

а) Перед игрой повторить предупреждающие знаки.

б) Игра

«Ты шофер автомобиля тебе нужно отвезти в больницу своего товарища, набрать бензин, починить машину. Внизу гараж, оттуда ты должен выехать и туда должен вернуться»

6. Чтение стихотворения Ю. Могутина «Случай на мостовой»

Сядь-ка, дружок,
И страницу открой.
Я написал эту книжку,
Чтобы беда не случилась с тобой.
Так же, как с этим мальчишкой.
Гудят грузовики вокруг,
Стремглав машины катят,
И вдруг мальчишка
Во весь дух
Летит на самокате.
То вывернет из-за угла
Наперерез машине,
То вдруг помчится, как стрела,
По самой середине.
На светофоре красный свет:
Езда опасна – хода нет!
Но мчится дальше озорник
И с видом победителя
Чуть не попал под грузовик,
Перепугав водителя.
И снова мальчик услыхал
Мотор, ревущий грозно,
Успел заметить самосвал,
Но было слишком поздно.
Закрыты в ужасе глаза –
Визжат надсадно тормоза.
По присмиревшей мостовой
Спешит к бедняге постовой
Так на проезжей части
Произошло несчастье.
Этот мальчик не выучил правил.
Сколько горя
Он людям доставил!
Плачут родители:
Мальчика сбили!
Хмуры водители
В автобусах.
«Скорая» мчится.
Свистит постовой:
Мальчика сбили
На мостовой.
Из-за несчастья
Закрыт перекресток,
Город в тот час
Лихорадило просто.
Грузы в тот день
Опоздали на стройку,
Хлеб в магазин
Не доставлен был к сроку.
Не получил молока гастроном,
Доктор к больным опоздал
На прием.
Ну а виновник?
Виновник в больнице –
Стены,
Халаты,
Грустные лица.
В армию мальчик
Теперь не пойдет,
И не возьмут инвалида
На флот.
Он не помчится
Осваивать Север,
Он не посеет пшеницу и клевер.
Кто-то другой
Обойдет с рюкзаком
Землю цветущую нашу
Пешком.
Жалко вам мальчика?
Жалко и мне.
Ваше здоровье
Нужно стране.
Все запомним, как один:
Мостовая – для машин,
Пешеходам – путь свободный
По дорожке пешеходной.
Гоняя мяч на мостовой,
Рискует мальчик головой.
Отведены вам для игры
И спортплощадки и дворы.

  1. – Что особенно запомнилось, что узнали полезное?
  2. – С какой целью автор написал это стихотворение?
  3. – Можно ли кататься на велосипедах, самокатах по дорогам?
  4. – Можно ли переходить улицу или ехать на красный свет, если даже поблизости нет машин?
  5. – Почему нельзя неожиданно появляться перед близко идущим транспортом?

V. Итог урока. 

  1. – С какой темой познакомились?
  2. – Что узнали?

VI. Д/З

Каждый сезон не забывать проверять техническое состояние велосипеда (колеса, смазка, тормоз)