Все профессии важны (методическая разработка внеклассного мероприятия)

Разделы: Внеклассная работа


Цель: прививать любовь к труду, расширять знания детей различных профессиях, развивать память, речь.

Оборудование: а) плакаты с пословицами о труде; б) картины, отражающие профессию людей; в) выставка работ учащихся; г) рисунки детей о профессии.

Ход урока

Сегодня мы поговорим о профессиях.

  • Какие профессии вы знаете? (Ответы детей.)
  • Какие профессии у ваших родителей?
  • Давайте вспомним части экономики и назовём профессии, которые с ней связанные.

Учитель называет отрасль экономики, а ученики – профессии, которые с ней связаны:

  • Сельское хозяйство. (Доярка, телятница, полевод, агроном, зоотехник, комбайнёр, пчеловод.)
  • Промышленность. (Сталевар,металлург, ткачиха, кузнец, прокатчик.)
  • Транспорт. (Водитель, шофёр, кассир, контролер.)
  • Строительство. (Каменщик, моляр, сварщик, экскаваторщик.)
  • Торговля. (Продавец, кассир.)

Игра «Доскажи словечко». 

Учитель читает начало предложения, а ученик должен его закончить:

Трактор водит (тракторист),
Электричку – (машинист),
Стены выкрасил (маляр),
Доску выстругал (столяр),
В доме свет провел (монтёр),
В шахте трудится (шахтёр),
В жаркой кузнице (кузнец),
Кто всё знает – молодец!  

Давайте себе представим жизнь без работы: и дома и в школе никто ничего не делает, все отдыхают на фермах, в магазинах, в больницах, на полях, на заводах и фабриках. Что бы было?

Учитель: Отдыхает электрик –

Дети: Нет света, не работают стиральные машины, телевизоры, утюги, чудо-печи и т.д.

Учитель: Не вышел на работу пекарь –

Дети: Все будут без хлеба, а без хлеба человек долго не проживет.

Учитель: Решил отдохнуть кочегар –

Дети: Не будет тепла в школе, дома, в садиках, в больницах – везде холодно. Мы не сможем учиться, останемся неграмотными.

Учитель: А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу?

Дети: Мы останемся без пищи, человек умрёт, и жизнь тогда прекратится.

Учитель: Правильно ребята.

«Жизнь – это труд».
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
«Шить платье мне не хочется,
Устрою выходной!»
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой ...
Подумай, что б было бы,
Когда б сказал шофёр:
«Возить людей не хочется», –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком ...
Подумай, что было бы,
Когда сказал бы врач:
«Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!»
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой ...
Сказал учитель в школе бы:
«Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не пойду!»
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучеными,
До старости росли!
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда!
И люди не откажутся
От нужного труда.
Учитель обязательно
Придёт наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для нас.
Любое дело выполнят,
Что им не поручи,
Портные и сапожники.
Шофёры и врачи.

Чтобы стать врачом, что нужно для этого?

А чтобы стать рабочим, сталеваром или плотником надо ли учиться?

Беседа учителя: 

Да, оказывается, всему в жизни надо учиться. Сначала всем – в школе. Каждому мальчику, каждой девочке нашей страны приготовлено место за школьной партой. Все ребята у нас имеют право учиться. Более того: учиться они обязаны.

Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом строить – стена бы завалилась; пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил; решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе.

И что бы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить комбайн по золотому полю или самолеты в голубом небе, строить машины на заводе или новые города в тайге, сначала тебе нужно учиться. Школа – начало пути к любой профессии.

Школьные науки даются нелегко. Иной раз вовсе не хочется готовить уроки – лучше бы погулять, поиграть, посмотреть телевизор. Вот школа и учит ребят делать не то, что сию минуту хочется, а то, что надо: учит упорству, настойчивости, учит учиться.

В школе 11 классов. Это как бы первые 11 ступеней бесконечной лесенки знаний. Чем выше поднимаешься по ней, тем дальше видно вокруг. Но последний класс школы вовсе не последняя ступенька знаний. Много ребят идут в училища, техникумы, где вместе со знаниями приобретают профессию рабочего. Но и у рабочих есть свои ступеньки – разряды. Чем больше умеет рабочий, тем выше его разряд: сначала был 1й, потом 2-й, затем 3-й, 4-й, 5-й и, наконец, самый высокий – 6-й разряд. Будет рабочий совершенствоваться дальше - станет мастером и, значит, поднимется ещё на одну ступеньку выше.

Ну а тот, кто стал врачом, инженером, агрономом, он что же, перестал учиться?

Нет, конечно же, нет! Врач-хирург не смог бы сделать новую, вчера ещё казавшуюся невозможной операцию, не разобрался бы в новейшей аппаратуре. Агроном не знал бы в свойствах новых удобрений и способов выращивания новых сортов растений. А учитель! Он, хоть и учит других, но и сам обязательно должен всё время учиться. Иначе безнадёжно отстанет от жизни. Учатся даже самые знающие люди на свете – профессора, академики, известные на весь мир ученые. Словом, учатся все от мала до велика, всё время пополняя свои знания.

Вот почему 1 сентября – не только школьный праздник, а праздник всего нашего народа, людей всех возрастов и профессий. И называется он Днём знаний. День знаний бывает только раз в году, а добываются все знания каждый день, из года в год, всю жизнь.

Учеба – самый главный труд.

Знак качества – отличные отметки.

А сейчас вы учитесь, трудитесь на пришкольном участке, убираете территорию двора, занимаетесь в кружке «Сувенир», где своими руками выполняете поделки.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
Н каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

Учитель: Как вы понимаете последние строки стихотворения?

Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

Дети: Когда мы вырастем, то тоже будем работать.

Учитель: Правильно, когда подрастёте, окончите школу, вы будете тоже трудиться. Кем? В этом вам поможет стихотворение Маяковского «Кем быть?» (чтение стихотворения).

Все работы хороши выбирай на вкус!

Песня «Умелые руки»

Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё-таки надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать,
И дело любое умей выполнять.

Припев:
Должны все делать сами умелыми руками,
Ничто и никогда, не даётся без труда} 2 раза

Сломалась игрушка – сумей починить,
А новую сам научись смастерить,
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всём и везде помогает она.

Припев.

Умей, если нужно, заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.

Припев.

Учитель: Кто из вас выбрал себе профессию?

– Можно ли назвать самую главную профессию? (Нет, потому что, любая профессия важна)

Все профессии нужны, все профессии важны!

А сейчас послушайте спор детей о важных профессиях мам. 

А наша мама отправляется в полёт
Потому, что наша мама называется пилот.
Мама летчик, что ж такого!
Вот у Коли, например, мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А у Лёвы мама – повар
Мама – лётчик?
Что ж такого!
Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.
Лётчик: водит самолёт
Это очень хорошо
Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори
Есть учительница в школе
Профессии разные нужны!
Профессии всякие важны!

Стук в дверь ... Заходит почтальон, загадывает загадки.

  • Кто приходит по утрам? И приносит письма нам? (почтальон)

  • Кто на ранней зорьке встал, плугом поле распахал? (тракторист)

  • Кто пасёт овец и коз, там, где луг травой зарос? (пастух)

  • Кто по рельсам, по путям, поезда приводит к нам? (машинист)

  • Вот на краешке с опаской он железо красит краской.
    У него в руках ведро сам расписан он пестро? (маляр)

  • Ставят ловко две руки каблуки и башмаки
    И набивки на каблук тоже дело этих рук. (сапожник)

  • На работе день-деньской управляет он рукой
    Поднимает та рука сто пудов под облака. (крановщик)

  • Пусть, лекарства пить не вкусно
    Пускай чуть-чуть болят уколы
    Ты к ней придешь больной и грустный
    Уйдешь – здоровый и веселый... (медсестра)

Какую пословицу должен знать каждый закройщик?

Семь раз отмерь, один раз отрежь!

Необходимо закончить пословицу. 

  • Труд человека кормит,… а лень портит.
  • Мало хотеть,… надо уметь.
  • Маленькое дело… лучше большого безделья.
  • Терпение и труд … всё перетрут.
  • Без труда не вытащишь… и рыбку из пруда.
  • Меньше слов… больше дела.

Чем пахнут ремёсла? (Д. Родари)

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блузка рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак!

Песня «Всегда найдется дело для умелых рук»

Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Цыплёнка надо напоить,
Котёнка надо накормить,
И посуду, и посуду,
И посуду перемыть.
Всегда найдётся дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг?
И грядку надо поливать,
И куклу надо обшивать,
И картинки, и картинки,
И картинки рисовать.
Всегда найдётся дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг,
А тот, кто дело не найдёт,
Пускай скучает целый год,
И лентяем, и лентяем,
И лентяем прослывёт! Вот!

Учитель: Только тот счастлив, кто своим трудом радует других. А вот с лентяями надо бороться.

Определи название профессий 

  • Кто пишет книги?
  • Кто воспитывает детей в детском саду?
  • Кто лечит людей?
  • Кто играет роли в театре или кино?
  • Кто изучает природу?

Стихотворения о профессиях: 

Bopону, корову, щенка и павлина
Всех примет и вылечит доктор звериный.

Он отпускается в забой
Его работа под землей.

Мы юные гагаринцы, смекалистый народ
Помогут нам конструкторы построить звездолёт.

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели
Чтобы новые леса поднимались в небеса
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг лесничий.

Токарь склонился над умным станком
Тонкая стружка бежит ручейком.

Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни
Терпенью, чтенью, счёту и письму
Верности к родной Отчизне.

Ах нелегко быть чабаном
И хорошо быть чабаном.
Бродить в горах, бродить в лугах
«Возьми с собой меня отец
И я хочу пасти овец».

Работа шофёра трудна и сложна
Но как она людям повсюду нужна... !
Часовщик, прищурив глаз
Чистит часики для нас.

В парикмахерской сижу молча в зеркало гляжу ...
Мастер ножницы берёт! Прямо страх меня берёт.

Хочу быть инженером и милиционером, пожарным и директором,
Но буду архитектором.
Хочу построить круглые, квартиры и дома.

Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: «Еже-еже-ежедневно!»

Расставь по порядку

Игрушки из фанеры
Завинчивал болты
Бревно пилил
Гвоздь забивал
Сверлил отверстия
Шил рубашку и брюки
        на швейной машинке
дрелью
ключом гаечным
острой пилой
тяжёлым молотком
выпиливал лобзиком

Ребята! А что нужно для того, чтобы хорошо трудиться и приносить как можно больше пользы народу?

Все:

Надо 11 лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы –
Все профессии важны,
Все профессии нужны!