Урок-презентация "Окружающий мир" (3-й класс). "Берегите воду"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • познакомить обучающихся с охраной водоемов в нашей стране и в той местности, где они живут;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • подвести итоги наблюдений за природой.

Оборудование:

  • карта мира;
  • компьютер;
  • слайды;
  • учебник “Мир вокруг нас” 3-й класс, 1-я часть, А.А.Плешаков;
  • тесты.

ХОД УРОКА

1. Организация класса.

2. Минутка синоптика.

Учитель. Вот и закончился последний месяц осени. Сегодня мы закрываем ноябрьский календарик.

1 ученик

Скинуло кафтан зеленое лето,
Отсвистали жаворонки всласть
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам метелкою прошлась
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой размахайке -
Русская румяная зима.

2 ученик. В народе говорят: ноябрь - листогной, полузимник, ледовый кузнец. А еще говорят: ноябрь - сумерки года.

Слайд 1. Презентация

3 ученик. Ноябрь соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. Этот период называется предзимье. Но мы по себе уже почувствовали приход настоящей зимы. Дни идут на убыль, а ночи прибавляют и прибавляют. Закрутила поземка, переползая через затверделые дороги. Северо-восток – вот откуда приходит наша зима. Температура воздуха была почти всегда ниже 0. Шел снег.

4 ученик. Лиственные деревья стоят голы. Тяжелая жизнь наступила у животных. Многие впали в спячку. Прилетели на зимовку птицы. Люди в деревнях готовятся к весенним работам, ремонтируют технику, подготавливают семена.

Учитель. Спасибо, ребята. На следующем уроке мы познакомимся с зимним календариком.

3. Проверка домашнего задания (тест).

Тест

1. Прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

А) воздух Б) огонь В) лед

2. Когда мы говорим “тепло”, “холодно” мы имеем в виду.

А) Вода ,налитая в стакан Б) температура В) одежда

3. Вещества состоят из мельчайших, невидимых глазом.

А) тел Б) камней В) частиц

4. Вода бывает.

А) 3 состояний Б) 4 состояний В) 2 состояний

5. Прозрачная, бесцветная жидкость.

А) лимонад Б) нефть В) вода

Учитель. На дом вам надо было сочинить сказку о путешествии капельки.

- Что произошло бы на Земле, если бы вода прекратила свое путешествие?

- Почему воду называют “вечной путешественницей”?

4. Изучение нового материала.

Послушайте сказку:

В одном царстве жило было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы. Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие - купались в его водах, третьи - ловили рыбу.

Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора.

Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной.

Пришли утром люди к озеру и заплакали.

Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним.

Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.

- Эту сказку я рассказала не просто, сегодня мы будем говорить о том, зачем человеку надо беречь воду. Вместе с нами будут путешествовать две сестры: соленая и пресная вода.

- Кто из вас знает, где находится соленая вода?

- Какие вы знаете моря и океаны?

Слайд 2

Моря и океаны занимают больше места на планете, чем суша. И если посмотреть на нашу планету из космоса, то ее можно было назвать не Земля, а Вода. На 100 л соленой воды приходится 2 л пресной.

- Кто из вас знает, какое самое соленое море?

Сообщение ученика о Мертвом море (работа с картой).

Собственно говоря, это даже не море, а озеро, но с очень соленой водой, почти в восемь раз более соленой, чем в океане.

Если хлебнуть глоток воды из Мертвого моря, она жжет, как едкая жидкость. Если войти в него по колени, то очень трудно передвигать ногами - так тяжела его вода. В воду нельзя нырнуть или плыть по воде в обычном положении, по поверхности моря плывешь, как пробковый буек.

В давние времена римский император из любопытства приказал бросить в его воды рабов, скованных железными цепями, но они не утонули.

Своей исключительной соленостью Мертвое озеро обязано засушливому климату и сильному испарению. Осадков выпадает мало, а горячее солнце круглый год обжигает своими лучами теплые воды этого соленого бассейна.

- Ребята, а кто из вас знает, какая вода необходима для жизни растений, животных, людей? (Пресная)

- А зачем человеку нужна вода?

Ученик

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И потому всегда всем нужна вода!

- А для чего еще нужна вода? Откроем учебник и прочитаем на с.57 (1 и 2 абзац) рассказа “Почему ее нужно беречь”.

- Почему про воду так говорят?

Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

- Но посмотрите ,что произошло с нашей чистой водичкой, она плачет. Почему? Она пришла к нам с жалобой. (Ученик наряжен в костюм Воды)

Вода. Помогите мне. Все меньше и меньше остается чистой воды. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый. Подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

Слайд 3

- Что же делать, ребята, как помочь воде?

Люди придумали, как уберечь ее от загрязнений.

5. Работа с учебником (с 58 рассказ “Как охраняют воду от загрязнений").

- Как в нашей стране охраняют воду от загрязнений?

6. Практическая работа.

Чем опасна для человека грязная вода? (Ответы детей)

Учитель. О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:

  • прозрачность,
  • наличие живых существ,
  • запах.

7. Охрана воды.

- Мы говорили о том, как в нашей стране охраняют воду от загрязнений.

- А как каждый человек должен беречь воду? (Ответы детей)

- Прочитай поговорку (слайд 4).

- Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Оказывается, даже если вода течет по каплям, за один месяц уходит зря 400 литров воды)

8. Вывод.

Мы с вами уже знаем, как охранять воздух, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее.

Дети исполняют песню о воде

Пьет водичку все живое
И растения тоже пьют.
Мы берем ее из крана,
Из земли они берут.
Пусть воды на свете много,
Но не всем она годна.
Для людей и для животных
Нужна пресная вода.

Припев.

Вода нужна,
Вода нужна,
Для всех она важна.
Будем мы ее беречь,
Чтобы хлебушка испечь.