Конспект урока по литературному чтению "Виды сказок. Бытовая сказка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать понятие “бытовая сказка”,
  • познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,
  • развивать речь детей, пополнять словарный запас,
  • учить ребят анализировать и оценивать прочитанное,
  • прививать интерес к устному народному творчеству.

ХОД УРОКА

I. Повторение изученного.

Речевая разминка.
Та-та-та
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Ваня-Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.

II. Работа в группах с карточками.

В карточках пословицы, загадки, считали, потешки, скороговорки.

Часть текста написана слева, другая часть справа. Следует соединить две части, прочитать, определить жанр устного народного творчества.

Карточка № 1
Вдоль по реченьке
Лебёдушка плывёт.
Выше бережка
Головушку несёт.
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
Та-та-та
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает. (ПОТЕШКИ)
Карточка № 2
Скатерть бела а пашет и косит.
Конь стальной
Овса не просит,
обожгу и без огня.
Ой, не трогайте меня, всю землю одела. (ЗАГАДКИ)
Карточка № 3
Сделал дело – ни одного не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься а товарища выручай.
Сам погибай, один раз отрежь.
Семь раз измерь, гуляй смело. (ПОСЛОВИЦЫ)
Карточка № 4
Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук шесть
И матросы три недели.
Карамель на мели ели.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
Раз дрова,
Два дрова,
Три дрова.
На дворе трава,
На траве дрова.
И смешно спешат старушки,
Сушек Сашиных поесть. (СКОРОГОВОРКИ)
Карточка № 5
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети
Небо, звёзды, луг, цветы -
ты пойди-ка поводи!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Все кричали – Ку-ку-мак!
Убирай один кулак. (СЧИТАЛКИ)

Ученики делают вывод: потешки, скороговорки, считалки, загадки, пословицы – это жанры устного народного творчества.

III. Беседа. Постановка проблемы. Вопросы к детям.

Дети, каким словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор)

Какого фольклорного жанра не было в карточках? (Сказки).

Назовите виды сказок. (Волшебные, сказки о животных)

“Отгадай сказку” (название, вид сказки).

1. Нет, соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья. (Сказка о животных “Пусть будут и Соловей и Жук”)

2. Кумушка, кумушка, право, больше нечем потчевать. (Сказка о животных “Лиса и Журавль”)

3. Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась Василисой Премудрой и стала ковёр ткать. (Волшебная сказка “Царевна – лягушка”)

4. Сестричка, Алёнушка, хлебну я из колодца!
Не пей, братец, козлёночком станешь. (Волшебная сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

5. Работа в группах с карточками. Прочитать отрывок, выполнить задание, предположить название и вид сказки. Ученики формулируют свой вывод.

Карточка № 1. Начало сказки “Самое дорогое”

- На равном месте, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старушкой. Старик ивовые прутья резал, корзинки плёл. Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились.

а) “глухая деревушка”, “ивовые прутья”, “лён пряла да ткала”- объясните смысл словосочетаний. Вывод: сказка о труде, о жизни старика и старухи в глухой деревне.

Карточка № 2. Отрывок из сказки

-Дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась, а у тебя, гляди-ка, ручка у ножа треснула, едва держится. Сходи-ка ты в лес, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.

а) Почему стало трудно работать старикам? “Сходи-ка ты в лес” - объясните значение леса в жизни стариков.

Вывод: сказка о труде, о жизни старика и старухи возле леса.

Карточка № 3. Отрывок из сказки

- Есть у нас коровушка – молоко даёт, есть шесть овечек – шерсть дают. Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок - нам и довольно.

а) Чем занимаются каждый день старик и старуха? Для чего?

Вывод: сказка о жизни и труде в деревне, добывают себе пропитание.

Карточка № 4

- И живут с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет. Тем и кормятся. И хорошо живут, счастливо!

а) Почему они живут хорошо? Почему они счастливы? Вывод: сказка о любимой работе.

IV. Побуждение к проблеме.

Вопрос ко всем ученикам.

Назовите вид сказки? (Обсуждение).

Ребята затрудняются назвать вид сказки.

Дети читают сказку “Самое дорогое” по цепочке. При прочтении сказки провести словарную работу.

кормиться – добывать средства к жизни, пропитание.

прут – тонкая ветка без листьев.

ивовый – сделан из прутьев ивы.

прялка – приспособление для ручного скручивания шерстяной нити.

Вывесить иллюстрацию Лесного Деда, показать прялку, прут, корзину.

V. Поиск решения. Диалог “учитель – ученики”, “ученики - учитель” (работа с текстом).

а) Главное в сказке “Самое дорогое” – люди, чудес – нет. Вид сказки – не о животных, волшебства нет. Новый вид сказки? Какой?

б) Герои сказки – старик, старуха, Дед Лесник.

в) О чём сказка? О жизни старика и старухи.

г) Где они жили? чем занимались? (Ответы детей по содержанию сказки)

Дети, представим деревню, в ней живут пожилые люди. Скажите, в наше время дедушка может плести корзины? (Да). А его жена может скручивать шерстяную нить? (Да). Для чего нужна нить? (Связать тёплые носки, варежки). Корзины – плетут, носки - вяжут – это работа, а если много сплести корзин, тёплых вещей, что можно с ними сделать? Можно продать - появятся деньги, средства для жизни. Эти деньги помогут старикам прокормиться, жить. Эта сказка о чём? (О повседневной жизни, об укладе жизни)

Словосочетания “повседневная жизнь”, “уклад жизни” - каким словом можно заменить? (Быт)

На доске вывесить слово “быт”, обсудить значение слова.

“Быт” - повседневная жизнь, жизненный уклад, правила и порядки жизненного уклада.

Ученики называют тему урока: “Новый вид сказки – бытовая”.

На доске пословицы. Ребята выбирают пословицу к названию сказки и выписывают в тетрадь.

1. Жизнь дана на добрые дела.

2. Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

3. Где труд, там и счастье.

Вывод: самое дорогое для человека – это трудиться. Человек счастлив в труде.

VI. Подведение итога. Закрепление поставленной темы.

Опрос, вопросы к детям по уроку и их ответы.

1. Какую сказку прочитали? (“Самое дорогое” - бытовая )

2. Какие виды сказок знаете? Как понимаете новый вид сказки?

3. Сказка “Самое дорогое” (ответы по содержанию).

4. Что нового и интересного узнали на уроке?

VII. Итог урока. Оценка.

VIII. Домашнее задание. Чтение сказки “Самое дорогое”, нарисовать иллюстрацию к сказке. Ответить на вопрос: Что бы тебе хотелось попросить у Лесного Деда?