Литературные чтения как форма внеклассной рабрты по литературе

Разделы: Литература


Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Не случайно в преподавании литературы сегодня отдается предпочтение развивающему обучению. А это необходимость совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитие его эмоциональной сферы, самостоятельности.

Для решения этих задач велико значение внеклассной работы по предмету. Важно умело ее организовать, причем так, чтобы эта работа развивала познавательные интересы учеников и тем самым придавала целенаправленность их деятельности.

Для развития интересов детей полезны различные формы внеклассной работы.

В нашей школе стало традицией ежегодно проводить Малые литературные чтения.

Готовлю и провожу их в содружестве с учащимися тех классов, в которых я преподаю, а также с библиотекарем школы, музыкальным работником Дома культуры.

Посвящаем литературные чтения юбилейным датам поэтов и писателей, чья жизнь и творчество связаны с Севером, нашим родным краем.

Вот основные этапы этой работы.

Сначала продумываем тему самих чтений. Вот список проведенных Литературных чтений и их темы:

  • Абрамовские чтения: «Нравственный писатель всегда современен»


  • Ломоносовские чтения: «Дерзайте, ныне ободренны!»


  • К 125-летию С.Г.Писахова: «Северный чародей


  • К юбилею сказительницы М.Шалауровой и родного Устьянского района: «Северные былины»
  • Пришвинские чтения: «С Севером навечно связан»
  • К 70-летию Н.Рубцова: «И буду жить в своём народе»
  • К 75-летию В.Белова: «Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности»




  • Далее определяемся с темами для докладов учащимся – это основная часть чтений.

Ученики начинают готовить выступления. В процессе этой работы учатся подбирать литературу по теме, отбирать материал, тем самым приобретая навыки работы со справочной и научной литературой, навыки исследовательской деятельности. Обдумывают композицию и логику выступления, а впоследствии, представляя доклад, приобретают умение выступать публично.

Так при подготовке чтений, посвященных 70-летию Н.Рубцова, учащиеся 9 класса готовили доклады по следующим темам:

  • «Традиции в поэзии Н.Рубцова»
  • «Родина и природа в лирике Н.Рубцова»
  • «Образы и символы в поэзии Рубцова»

К Писаховским чтениям:

  • «Степан Писахов и Север»
  • «Писахов – художник»
  • «Северный волшебник слова»

Важно подобрать точный эпиграф, оформить сцену в соответствии с темой и творчеством писателя. Это всегда «Литературная карта-схема Архангельской области», на которой мы открываем имена и узнаем новое о жизни и творчестве писателя, о жизни родного края (например, Чтения, посвященные юбилею нашего Устьянского района и сказительницы и пропагандистки устного народного творчества Устьянского края М. Шалауровой).

В оформлении обязательно используем портрет писателя, цитаты о своеобразии творчества, увеличенные изображения обложек книг, сборников, сюжетные картины-заставки, отражающие особенность художественного мира поэта (например, к юбилею С.Г. Писахова – графический рисунок Гостиного двора и набережной г. Архангельска 50-х годов, репродукции его картин; к юбилею Рубцова – графический рисунок с видом разбитого окна в черно-белом цвете с одной стороны и видом чудесного зимнего пейзажа с другой).

Это могут быть домотканые полотенца, цветные платки-шали, то есть то, что соответствует теме и образам.

Очень важно развивать читательское восприятие и интерес к чтению и изучению литературы, развивать воображение и чувство прекрасного. Этому помогает художественное чтение, которое является важным элементом Литературных чтений.

В ход мероприятия обязательно включаю различные формы художественного чтения:

- выразительное чтение стихотворений, в том числе инсценированное («Русский огонек» Н.Рубцова)

- художественное чтение рассказов, сказок, былин

- инсценирование рассказов, сказок, сцен из драматических произведений. Так к юбилею М.В. Ломоносова мы инсценировали эпизоды из драматической поэмы Н.Леонтьева «Михайло Ломоносов», написанной передающим колорит времени языком.

И еще, конечно, песни. Они создают особую эмоциональную атмосферу, придают душевность, живость. Песня может быть лирическим вступлением (например, на слова А.Яшина «Да, только здесь, на Севере моем, …» или народная песня «Вьется речка Пинега…») и как полноправная часть самих Чтений, например, «В горнице» на стихи Н. Рубцова.

В ходе подготовки Чтений, будучи рядом с детьми, мы помогаем им искать ответы на литературные и жизненные вопросы. А открытие творчества писателя или поэта, восприятие живого слова – это всегда открытие, всплеск эмоций, толчок к размышлению. Так возникает тот «мостик», связующий проблемы, которые волновали великих и которые волнуют нас сегодня.

Такая форма внеклассной работы как литературные чтения помогает школьникам узнать историю родного края, через родное и близкое увидеть свою Родину, научиться ее любить и беречь, воспитывает интерес к литературе как искусству слова.