Урок русского языка по теме "Временные формы глаголов. Знакомство с глаголами неопределенной формы" по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Ознакомление с неопределенной формой глагола.
  • Развитие умения делать выводы на основе сравнения и наблюдения.
  • Развитие умения вести диалог на уроке.

ХОД УРОКА

I. Задание. Грамматическая игра «Один – лишний»

Цели:

  • на основе сравнения слов повторить части речи и выявлять новую форму глагола – неопределенную на основе составления глаголов разных временных форм.
  • учить детей делать вывод в результате сравнения и сопоставления, уметь доказывать свое утверждение.

Учитель: Сравни слова и определи «лишний». Старайся найти существенные признаки.

На доске:   красивая
ходить
Петя
читают
ходил

Дети: (по мере определения лишнего слово с доски стирается)

1 – Петя – с большой буквы, имя существительное, собственное, имя человека.
2 – Красивая – имя прилагательное.
3 – Читают – множественное число.
4 – Ходить, ходил – однокоренные, глаголы, но ходить – букв больше, чем звуков.

Учитель: У какого глагола вы можете точно определить время?

Дети:

1 – Ходил – прошедшее время, что делал? л-суффикс.
2 – Нельзя у глагола ходить определить время, ходить можно и вчера, и сегодня, и завтра.
3 – Можно ходить в любое время.
4 – В настоящем времени – ходит, что делает? Или что делают? – Ходят, а не ходить.

Учитель: Что же это за новая форма глагола, которую нельзя определить?

Дети:

1 – Наверное, неопределительная.
2 – Или неопределенная.

Учитель: Прочтем, что говорится об этом в учебнике, стр.169. Сравните свой вывод и вывод в учебнике.

II. Задание

Цель: наблюдение над смыслом слов, обобщить признаки глаголов неопределенной формы.

Учитель: К данным словосочетаниям подберите близкие по смыслу глаголы неопределенной формы.

На доске:  Повесить нос – …
Витать в облаках – …
Держать язык за зубами – …

Дети:

1 – Грустить, печалиться, обидеться.
2 – Мечтать, размышлять.
3 – Молчать, замолчать, не сказать.

Учитель: Запишите глаголы неопределенной формы. Что вы заметили?

Дети:

1 – Отвечаю на вопрос: что делать? что сделать?
2 – Имеют на конце – ть.
3 – Букв больше, чем звуков, есть – ь.

Физкультминутка

III. Работа с учебником (автор: А.В. Полякова)

Цель: упражнение в образовании глаголов разных временных форм, используя неопределенную форму глагола.

Упражнение №391, стр.168.

Учитель: Что можете сказать о словах?

Дети: Это глаголы неопределенной формы.

Учитель: Что сказано в задании?

Дети:

1 – Образовать настоящее и прошедшее время глаголов.
2 – Записать глаголы и выделить корень.

Учитель: Выполните работу самостоятельно. Сделайте вывод из проделанной работы (что ты узнал?).

IV. Задание

Цели:

  • формировать орфографическую зоркость, установить смысловые связи в предложении;
  • повторить время глаголов, уметь отличать глаголы неопределенной формы.

Учитель: Исправь ошибки в тексте. Подчеркни глаголы, укажи их время.

(Работа выполняется коллективно, с объяснением и доказательством выполненного на основании изученных правил).

На доске:   выпал снек саша. И коля чистят.
Коток весело. Работать ребятам!

V. Задание

Самостоятельная работа в карточках.

Учитель: Распредели слова в 3 группы, укажи признак распределения.

На карточке: нарисовал
прыгать
белела
едут
гулять
качает

Учитель: Докажи верность распределения групп.

Дети:

1 – Прошедшее время: что делал? Что делала?
2 – Настоящее время: что делает? Что делают?
3 – Неопределенная форма: что делать?

VI. Итог урока

Учитель:

Глаголу нравится читать,
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь.

Учитель: Глаголы какой формы использованы в этом стихотворении?
– Что вы узнали о глаголах неопределенной формы?

Домашнее задание: упр. 394, стр.169