Развитие эмоциональной гибкости учителя

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: научить педагогов управлять своими эмоциями и использовать их как ресурс для повышения эффективности и качества взаимодействия в профессиональной деятельности и личной жизни.

Оборудование: фломастеры, цветные карандаши, бумага, картинки (след).

Ход семинара-практикума

I. Вступительное слово.

Психолог: Уважаемые коллеги! Все мы хорошо знаем, что жизнь человека и взрослого, и ребенка теснейшим образом взаимосвязана с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Порой люди находятся «в плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении на любом уровне, профессиональном и бытовом. Трудно удается осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей. А руководят нашим состоянием, поведением чувства, эмоции, которым не придается особого значения, как чему-то второстепенному в нашей жизни, но все не так просто.

Упражнение «След».

У всех нас за плечами огромный опыт, можно вспомнить так много интересного, яркого, забавного. Если мысленно вернуться к началу учебного года, пробежаться по дням и месяцам и отобразить на симпатичной картинке (след), где «наследили» Вы своим присутствием, что сделали значительного, нужного, а затем прикрепить свой след на нашей дорожке.

Вот она, единственно верная дорога,
Которую ты выбрал не случайно,
И потому пройти ее с терпеньем,
Прогнать все страхи и отчаянье,
(Ведь не всегда сопутствуют удачи),
Явить любви и мудрости уменье –
Вот главная твоя в пути задача.

Итак, наш разговор пойдет о том, как явить пример мудрости и эмоциональной стабильности, гибкости для людей, с которыми мы общаемся постоянно: детьми, коллегами, соседями и просто знакомыми.

В современной школе нужен учитель открытый, обаятельный, добрый, внимательный к другим, влюбленный в свою работу. Эмоциональный фактор при обучении играет важную роль. При хорошем настроении работоспособность и учителя, и ученика повышается.

«На уроке мне нравится, когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно», «учитель владеет классом, учитель любит нас»; «на уроке мне не нравится сарказм учителя, когда на нас кричат».

«Когда ко мне подходит учитель: чувствую страх; я начина нервничать; сердце екает, это значит, что мне конец, мое состояние зависит от настроения учителя» – эти состояния учащихся есть результат эмоциональной гибкости или негибкости учителя.

Исследований в этой области много. Среди качеств, которые должны определять допуск к профессии учителя, выделяют «эмоциональную зрелость и уравновешенность», эмоциональную гибкость.

В этой связи представляют интерес уровни профессиональной компетенции, выделенные Р. Каркуффом в зависимости от того, насколько полно и грамотно учитель проявляет собственные чувства и отражает чувства учеников:

Уровни профессиональной компетенции.

1. Самый низкий уровень квалификации.

В этом случае учитель: игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность, его собственные высказывания не соответствуют чувствам, он не искренен, за исключением тех случаев, когда осуждает или ругает кого-то.

2. Второй уровень квалификации.

В этом случае учитель: реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает; в высказываниях иногда бывает искреннем, но эмоции старается не обнаруживать.

3. Третий уровень квалификации.

В этом случае учитель: реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это довольно точно и часто; не боится выражать чувства и положительные, и отрицательные, но не подтверждает этого словесными высказываниями (выражает чувства невербально).

4. Четвертый уровень квалификации.

В этом случае учитель: реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая ему осознавать, почему он чувствует то, что он чувствует; дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и на невербальном уровне; причем – реакция не унижает чувства собственного достоинства ученика.

Педагог, по мнению Н.Д. Левитова, должен следить за своим психическим состоянием, так как от него, во-первых, зависит успех учебно-воспитательной работы, а, во-вторых, оно отражается на детях, которые склонны к подражанию. Это относится ко всем учащимся и, особенно к младшим школьникам. От учителя требуются самообладание и самоконтроль; сосредоточенность на содержании учебного материала, который должен быть усвоен детьми, и логике организации совместной деятельности на уроке; сохранение состояния бодрости; умение управлять своим вниманием; тонкое понимание ученика; умение жить его жизнью, не теряя при этом свое педагогическое достоинство.

Интересны данные, полученные в ходе эксперимента с разными категориями людей, представителями различных профессий. Получается, что степень эмоциональной устойчивости учителей ниже, чем летчиков, инженеров-конструкторов.

Профессии

Эмоциональная устойчивость

( в баллах)

Летчики

64,3

Студенты физического факультета

64,3

Инженеры-конструкторы

63,6

Учителя 1 год работы

52,5

Учителя со стажем

45,8

Больные неврозом

45,7

Низкий показатель эмоциональной устойчивости дает основания считать, что у учителей часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Все это ведет к негативным последствиям, к возможности формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, неуверенность в своих силах, тревожность. У молодых учителей степень социальной адаптации выше, чем у учителей со стажем; у многих учителей показатель степени социальной адаптации равен или даже ниже, чем у больных нервозом.

Способ преодоления трудностей во многом определяет поведение человека. Формы противостояния жизненным трудностям различны, в основе лежит способность правильно оценивать реальную ситуацию:

  1. Первые воспринимают случившееся как жизненный урок.
  2. Вторые сдерживают себя от нежелательных импульсивных реакций.
  3. Бронирование, под ним скрывается тщательно скрываемое озлобление или уныние.
  4. Для четвертых – это как своего рода благодеяние, выгода, приносящая удовлетворение.

II. Диагностический блок.

Изучение личностных качеств учителей с использованием теста, разработанного группой американских ученых, нами используется в варианте Н.В.Паниной.

Методика «Индекс жизненной удовлетворенности».

Инструкция:

«Вам предстоит ответить на вопросы методики о наиболее частых суждениях людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прослушайте, пожалуйста, каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого для каждого суждения обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу».

  1. Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания.
  2. Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинство людей, которых я знаю.
  3. Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела.
  4. Себе я пожелал (а) бы больше счастья в жизни.
  5. Сейчас я почти так же счастлив (а) как и в прежние годы.
  6. Мне приходится заниматься делами, которые по большой части скучны и не интересны.
  7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
  8. Сейчас для меня наступили самые мрачные дни.
  9. Как и прежде я занимаюсь тем, что меня привлекает.
  10. С годами я ощущаю все большую усталость (от жизни).
  11. Ощущение возраста не беспокоит меня.
  12. Я наделал (а) в жизни значительно больше глупостей, чем сверстники.
  13. Я ничего не стал (а) бы изменят в своей жизни, даже если представилась бы такая возможность.
  14. Я, чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии.
  15. Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников.
  16. Оглядываюсь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустил (а) в жизни.
  17. Когда я оглядываюсь на прожитые годы, я испытываю чувства удовлетворения.
  18. Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее.
  19. От жизни я получил (а) довольно много из того, чего ожидал (а).
  20. У меня есть планы, которые я намерен (а) осуществить в ближайшее время.

Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности.

Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью, тем ниже уровень эмоционального напряжения, ниже уровень тревожности, выше эмоциональная устойчивость, тем выше уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

III. Психотехники на развитие эмоциональной гибкости.

Все участники делятся на мини-группы (3-4 человека). Каждая группа получает карточки с заданиями.

Моделирование ситуаций.

Задания для первой группы.

Упражнение 1 – «Мои положительные и отрицательные эмоции».

  1. Каждый участник группы в круге расскажет о своих «положительных» и «отрицательных» эмоциях: как часто они возникают, что является причиной их возникновения, какой (ая) «Я» в момент радости. Опишите свою группу, составив психологический портрет, и расскажите об особенностях своих положительных эмоций, состояний.
  2. Нарисовать настроение красками.

Задания для второй группы.

Упражнение 2 – «Мои эмоциональные состояния в школе».

  • Каждый участник группы рассказывает о том, какие эмоции чаще всего возникают в школе, причины их появления, как можно изменить свое состояние?

Результаты работы мини-группы обсуждаются, после чего учителя делятся своими впечатлениями.

Задание для третьей группы.

Упражнение 3 – «Экспрессивно-выразительные движения: мимика, взгляд, пантомима, походка».

  1. Каждому участнику дается карточка, на которой написано одно из эмоциональных состояний, которое он должен изобразить при помощи рук, лица, пантомимики, визуального контакта следующие эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, страдания, счастье, удивление, а группа должна определить: какое эмоциональное состояние было продемонстрировано.
  2. Произнесите фразу «Я рада вас видеть в школе», стараясь при помощи интонации и других ритмико-интонационных сторон речи передать эмоциональное состояние (каждому участнику дается список эмоций, которые он должен продемонстрировать, говоря одну и ту же фразу – радость, удивление, восхищение, негодование и др.).

После выполнения упражнений все педагоги рассказывают о своих ощущениях, впечатлениях, возникших трудностях или их отсутствии.

IV. Заключение.

Каждый школьный день требует от учителя не только демонстрации профессиональных качеств, но и огромного эмоционального отклика, позитивного настроя, необходимость быть активным участником социума, а в общении с учениками стоит отвлечься от «позы учителя», стать необходимым им и как личность, и как учитель-профессионал. А это возможно в случае изменения учителем себя самого, умения и желания насыщать педагогическое общение положительными эмоциями и чувствами, контролируя свои отрицательные эмоции и создавая у себя необходимое творческое эмоциональное состояние.

Обратная связь.

Участникам семинара предлагается рассказать о своих мыслях, чувствах, состояниях, закончив предложение:

  • В ходе встречи я понял (а) ...
  • Больше всего мне понравилось ...
  • Мне не понравилось ...
  • Я предлагаю в следующий раз ...

Список литературы:

  1. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Флинта, 2001.
  2. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе.- М.:Российское педагогическое агентство, 1995.
  3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - М.: Искусство, 1967.
  4. Савченко С.Ф., Ивановская О.Г. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007.