Урок по математике в 4-м классе (УМК "Гармония"). Тема: "Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить работу по формированию у учащихся обобщенных умений$
  • читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязи$
  • между ними, осознанно использовать математические понятия для ответа на вопрос задачи;
  • учить ребят анализировать предложенную информацию, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

I. Организационный момент.

Упражнение на внимание (карточки Кларо)

  • Установите закономерности и нарисуйте на ваших планшетах то, что должно быть в пустых клетках:

Проверка – поднимите свои варианты.

  • Объясните свой выбор.
  • Все согласны?

II. Проверка домашнего задания.

-Кому было трудно выполнить это задание?

Тогда два человека сейчас будут работать по карточкам на отметку, выполняя аналогичное задание, а мы приступим к проверке. Как только мы закончим проверять, листочки надо сдать.

Карточка. Туристы были в походе 3 дня. В первый день они прошли 24 км.

Во второй – в 3 раза меньше. Сколько км прошли туристы в 3

день, если длина всего маршрута 50 км .

- Запиши решение задачи по действиям.

- Запиши другие вопросы, на которые ты сможешь ответить,

выполнив арифметические действия.

  • Сколько действий потребовалось, чтобы ответить на вопрос? (3)
  • Прочтите ответ.

(Называются разные варианты)

  • Почему ответы разные, хотя всем была задана одна задача?

(Дополнили самостоятельно условие задачи)

  • Какие вопросы вы составили к этому условию?

(варианты учащихся)

  • Я тоже составила свой вопрос к данному условию:

(вопрос появляется на экране)

Во сколько раз меньше прочитала страниц Оля во 2 день, чем в 1-й?

(“ловушка”)

(мнения ребят, обоснование)

Теперь я убедилась, что вы внимательны, настроились на работу. Значит,

можно приступать к теме нашего урока.

  1. Объявление темы урока. Постановка задач.

IV. Решение задач.

Работа с учебником.

    1. № 548 стр. 86 (устно)

- Прочитайте самостоятельно задачу, устно ее решите. Кто получит ответ,

поднимите руку. Я подойду, а вы ответ скажите шепотом.

  • А теперь я выпишу на доску ваши ответы:

21, 14, 28

  • Поднимите руку, кто считает, что это 21? 14? 28?
  • Мнения разделились.
  • Я предлагаю вам несколько вариантов схем к этой задаче (на доске):

- Какая из этих схем соответствует нашему условию? (3)

  • Обоснуйте свой ответ.
  • Что значит: “каждый штукатур являлся каменщиком”?
  • Кто может объяснить это у доски?
  • Вам всем понятно?
  • Мы с вами все подробно обсудили. Какой же выбираем ответ? (14)
  • Внесите изменения в условие задачи, чтобы подошла 2-я схема.

(“каждый маляр являлся каменщиком”)

  • Как изменится условие, чтобы подошла 1-я схема?

(“штукатуров столько же, сколько и маляров”)

МОЛОДЦЫ!

    1. Работа в тетради.

Решение задачи № 201 стр. 71 (учебник)

  • Прочитайте самостоятельно задачу.
  • Что известно?
  • Что требуется узнать?
  • Нарисуем схему, она поможет нам решить задачу.

(ученик выполняет у доски)

  • Используя схему, запиши решение задачи.
  1. 960х5=4800 (р.) – 5 чайных или 3 кофейных сервиза
  2. 4800 : 3=1600 (р.) – цена кофейного сервиза

- Это равенство является ответом на наш вопрос? (да)

  • Запишите ответ.
  • Составьте другие вопросы к данному условию. (варианты ребят)

Появляется на экране:

Сколько денег заплатили за всю покупку?
  • Попробуйте записать решение этой задачи выражением (самостоятельно).
  • Проверка: выписывают ученики свои варианты на доску.
  • А теперь каждый из вас, кто написал на доске свой вариант, выходит к доске и объясняет всему классу.
  • Кто не согласен? Почему?
  • А это подходит тогда?

(Неправильные варианты зачеркиваются, остается: 960х5х2)

Дополнительные вопросы для ошибочных вариантов:

  • Поставь вопрос к своему выражению?
  • Можешь объяснить почему ты ошибся?
  • Может есть еще вопросы, которые можно поставить к этому условию?

Появляется на экране:

На сколько 1 кофейный сервиз дороже, чем 1чайный?
  • Попробуйте записать выражение к этому вопросу (самостоятельно).
  • Смотрю, многие справились с этим заданием.

(960х5:3-960)

  • Кто на схеме мне покажет эту разницу между 1 кофейным и 1 чайным сервизом?

  • А теперь самый сложный вопрос:

Что обозначает это выражение (появляется на экране): 640+640+640 ?

  • Тогда я вам помогу вместе с нашим помощником конструктором Лего.

Я выложил схему: синий цвет – чайный сервиз

зеленый цвет – кофейный сервиз

красный цвет – разница в цене

  • Непонятно? Тогда другая подсказка:

  • А теперь? (Сколько стоят 2 чайных сервиза)

V. Самостоятельная работа.

Наступило время поработать самостоятельно. Воспользуемся нашей копилкой задач (творческая работа самих учащихся). Сегодня я выбрала задачу … (Ф.И. ученика). Она звучит так:

На одной ветке сидело в 4 раза больше птиц, чем на другой.

Сколько птиц сидело на первой ветке, если на второй ветке

Сидело на 24 птицы меньше?

Ваша задача: начертить схему к этой задаче; выбрать с экрана выражение, которое является ответом на вопрос задачи.

24:4х5 24х4 24:3+24 24:3х4 24:3х4+24:3

Проверка: объясните свой выбор.

  • На какой вопрос мы бы ответили, если бы решили задачу с помощью последнего выражения? (Сколько всего птиц на двух ветках).
  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание.

“Задачник” № 28 стр. 24.