Деловая игра "Последний герой"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели проведения деловой игры:

  • Цель для воспитателя: формирование у воспитанников личностной мотивации осознанного морального выбора;
  • Цель для воспитанников: уметь принимать на себя ответственность за свои решения.

Задачи проведения деловой игры:

  1. создать условия для проявления детьми коммуникабельности, контактности в различных социальных группах, умения работать в коллективе;
  2. формирование нравственных качеств личности через решение проблемных ситуаций.

Методы и приёмы проведения деловой игры: эвристическая беседа, анализ зрительных образов, анализ ситуации, приём погружения, прием «Продолжи предложение».

Перед проведением мероприятия гостям раздаются буклеты с рекламой предстоящей деловой игры (см. приложение 1)

План мероприятия: 

  1. Приветствие.
  2. «Индуктор 1» (просмотр музыкальной презентации «Отдых на острове»).
  3. Вступительное слово учителя.
  4. «Индуктор 2» (просмотр музыкальной презентации «Кораблекрушение»)
  5. Психологический тренинг с выбором предметов из потерпевшего крушение корабля.
  6. Выстраивание социальной организации пребывания на острове.
  7. Выбор лидера и распределение обязанностей членов племени.
  8. Испытания для членов племени.
  9. Рефлексия.
  10. Релаксация при просмотре презентации «Поверь в себя».

Оборудование: Компьютер с экраном и проектором. На доске – записана тема деловой игры и основные её правила:

Правила проведения игры:

  1. С уважением относимся друг к другу.
  2. Чтобы высказаться, поднимаем руку.
  3. Не перебивай говорящего
  4. Свое мнение аргументируй.
  5. Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.

Сценарий игры 

1. Приветствие.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант на час.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы начинаем классный час!
Но не обычно, повседневно
Занятие с вами проведем.
Проявим силу и уменье,
На остров с вами попадем...

2. «Индуктор 1»

(просмотр музыкальной презентации «Отдых на острове» см. приложение 2, оригинал презентации Microsoft PowerPoint находится у автора).

Ведущий: Какие чувства, эмоции у вас вызвало созерцание этой презентации? Как вы думаете, куда мы сегодня попадем?

3. Вступительное слово учителя.

Предлагаю всем забыть о проблемах, и отправится в морское путешествие. Придумайте название нашему кораблю.

Все в замешательстве: классным руководителем не были распределены роли. Кл. руководитель не спешит вмешиваться. Если никто не берет на себя роль лидера, то срабатывает инициативная группа подготовленная заранее (2-3 человека из актива класса).

Ведущий: Корабль готов. И у него есть звучное название – какое?

Ответ: «Титаник».

4. «Индуктор 2»

(просмотр музыкальной презентации «Кораблекрушение» см. приложение 3)

5. Психологический тренинг с выбором предметов из потерпевшего крушение корабля.

Ведущий: Наш корабль разбился о барьерный риф приблизительно в 200 милях от берега. Спасаясь с тонущего судна, вы нашли две шлюпки вместимостью по 10 человек и успеваете перенести в каждую шлюпку только 5 предметов из приведенного списка + один предмет, жизненно необходимый для жизни на острове по вашему усмотрению (не из списка). Разбейтесь на две группы и выберите эти предметы из списка.

Список предметов с корабля:

  1. Секстант;
  2. туалетное зеркальце;
  3. канистра с пресной водой;
  4. москитная сетка;
  5. аварийный запас продуктов;
  6. карта Тихого океана;
  7. надувная подушка;
  8. канистра мазута;
  9. MP3 плеер;
  10. средство, отпугивающее акул;
  11. светонепроницаемый пластиковый лист;
  12. ром – 1 литр;
  13. нейлоновый шнур;
  14. аптечка;
  15. рыболовные снасти.

Дети разбиваются на группы и прорабатывают список. После обсуждения каждая группа предлагает свой список предметов жизненно необходимых на острове с обоснованием.

Ведущий: Эталонный ответ предложен известными мореплавателями, которые считают, что в экстремальных условиях необходимы прежде всего средства сигнализации (солнечный «зайчик» от туалетного зеркальца виден солнечным днем на расстоянии до 15 км, пламя горящего мазута ночью – до 5-6 км). Затем выбираются средства жизнеобеспечения – вода, продукты, аптечка и др.

Эталонный ответ.

  1. туалетное зеркальце
  2. канистра мазута
  3. канистра с пресной водой
  4. аварийный запас продуктов
  5. аптечка. 

6. Выстраивание социальной организации пребывания на острове.

Ведущий: Итак, Вы на необитаемом острове и у вас очень скудный набор вещей, которые помогут Вам выжить. С чего вы начнете? (Oтветы ребят). Какой характер отношений в группе вы выберете? Кто будет принимать решения и брать на себя ответственность: вождь или вся группа?

7. Выбор лидера и распределение обязанностей членов племени.

Ведущий: Вы представляете собой особое племя – племя исследователей, племя Робинзонов. Как и в любом племени у Вас должны быть свои действующие лица (вождь, охотники, охранники, рыбаки, шаман (медик), повар, и др.). Как Вы думаете, чем должны заниматься каждый из этих действующих лиц.

Дети получают карточку 1, где заполняют обязанности каждого из членов племени и распределяют эти роли между собой.

Карточка 1

Члены племени

  • Вождь выполняет ...
  • Должен знать: ...
  • Шаман – ...
  • Должен знать: ...
  • Исследователи – ...
  • Должны знать: ...
  • Охотники – ...
  • Должны знать: ...
  • Повар ...
  • Должен знать: ...
  • Охранники – ...
  • Должны знать: ...
  • ... – ...
  • Должны знать: ...

8. Испытания для членов племени.

Испытания для членов племени предлагаются одновременно обеим группам и после обсуждения в группе происходит озвучивание предложений по проблеме.

Ведущий: Вождь, с чего вы начнете свою жизнь на необитаемом острове?

Испытание для шамана: Один из охотников упал с дерева и сломал ногу. Как Вы его будете лечить?

Испытание 1: На горизонте появилась грозовая туча. Что делать?

Испытание 2: Исследователи обнаружили следы. (Рисунок следов на слайде) Как вы думаете, чьи это следы? (Чужое племя) Какие опасности Вы видите в таком сообщении? Что Вы сделаете?

Испытание 3: Один из членов Вашего племени заболел опасным заразным заболеванием, а поместить в карантин его нет возможности. Что Вы сделаете?

Испытание 4: За вами прилетел вертолет, но посадочных мест на 2 меньше, чем необходимо. Что Вы сделаете?

9. Рефлексия.

Обсуждение игры происходит в двух формах: устной (по цепочке продолжаем фразу “На необитаемом острове я …”) и письменной (продолжаем фразу “Эта игра показала мне, что…”).

10. Релаксация.

Игра заканчивается релаксацией и добрыми пожеланиями педагога в виде компьютерной презентации «Поверь в себя» (см. приложение 4).