Вовлечение учащихся начальной школы, испытывающих трудности в обучении, в учебный процесс на уроках английского языка через использование различных каналов восприятия информации

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Я обучаю младших школьников английскому языку по УМК «Millie 3», который представляет инновационный подход в обучении языку и формирует положительное отношение детей к процессу обучения. Большинство младших школьников с удовольствием ходят на уроки иностранного языка, где активно работают и принимают участие в разнообразных видах деятельности, демонстрируют высокие результаты при выполнении тестов и креативный подход при выполнении творческих работ.

Дела обстоят сложнее с детьми, испытывающими трудности в обучении. Зачастую они пассивны на уроках, не проявляют интереса к изучению языка, демонстрируют слабые результаты в тестах. Основными причинами этого явления, как правило, являются слабые память и внимание, неумение концентрироваться, низкий уровень восприятия информации, и как следствие низкая мотивация к изучению языка. Как мы можем помочь таким детям? Действительно ли мы организуем наши уроки правильно и предоставляем детям различные возможности для изучения языка? Ведь все дети разные, а следовательно, они имеют разные способности, таланты и учатся по-разному. Этот вопрос широко обсуждается современными психологами.

Профессор психологии Гарвардского университета Говард Гарднер полагает, что различные человеческие способности, которые независимы друг от друга, относятся к категории под общим термином “интеллект”. Его книга «Границы Разума» (1983) оказала большое влияние на общество и явилась манифестом, провозгласившим и доказавшим всю несостоятельность тестов на IQ. В ней было высказано предположение о том, что существует не один-единственный вид умственных способностей, определяющий жизненный успех, а гораздо более широкий их спектр, включающий несколько ключевых разновидностей. По мнению Говарда Гарднера, совокупный интеллект состоит из следующих восьми видов: вербально-лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-кинестический, музыкально-ритмический, личностный, межличностный и натуралистический.

Мы можем этого не заметить, но наши дети демонстрируют свои умственные способности каждый день. Если они получают хорошие оценки и высокие баллы за выполнение тестов, мы хвалим их и говорим о том, какие они умные. Если же они имеют много друзей, запоминают куски музыкальных произведений, становятся экспертами в определенной видео игре, рисуют, декламируют поэзию и даже манипулируют взрослыми, когда хотят добиться своей цели, мы можем характеризовать их по-разному, но нам не приходит в голову назвать их умными. Однако все эти способности демонстрируют определенную область интеллекта.

Вербально-лингвистический вид интеллекта заключается в природной способности читать и писать, облекать мысли в слова. Ответственен за воспроизведение языка.

В основном, именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею. Таким талантом наделены журналисты, писатели, юристы и учителя.

Раскрывается через поведение детей, которые много разговаривают в классе, рассказывают шутки, пишут стихи, прозу.

Логически-математический вид заключается в способности вычислять, выполнять сложные математические операции, находить причины и делать логические выводы. Часто раскрывается через интерес ребенка к математике, естественным наукам, решению проблем, загадок, ребусов. Такой дар характерен для математиков.

Межличностный вид интеллекта характеризуется способностью понимать других людей и их чувства, умением управлять межличностными отношениями, работать в группе, общаться, сотрудничать. Люди с таким даром часто становятся харизматическими коммуникаторами (специалистами по общению), певцами, проповедниками, политиками, актерами, торговцами и ораторами. Часто раскрывается через выполнение творческих заданий и проектов в группе, урегулирование конфликтных ситуаций.

Личностный вид интеллекта предполагает знание своих внутренних аспектов, включая способность планировать, ставить цели, управлять жизнью. Такие дети обладают чувством внутренней рефлексии и интуиции, не следуют за толпой, а имеют сильное чувство внутренней мотивации. Часто раскрывается через мечты, идеи, личные цели и понимание своей собственной личности.

Визуально-пространственный интеллект заключается в способности думать в трехмерном пространстве, создавать картины в воображении. Он присущ творческим людям – художникам и дизайнерам. Часто раскрывается через рисование, способности к навигации, архитектуре, конструированию.

Музыкально-ритмический вид предполагает чувствительность к мелодии, ритму, звукам, таким как голос человека и звучание музыкальных инструментов. Часто раскрывается через способность детей прослушать песню и легко запомнить слова, мелодию, ритм. Для таких детей просто необходимо использовать музыку в учебном процессе, так как по утверждению Говарда Гарднера музыка, подобно речи или математической логике, активизирует работу мозга, влияет на развитие многих психических функций: памяти, внимания, воображения, мышления.

Телесно-кинестический вид заключается в способности учиться, совершая двигательную активность и используя тактильные ощущения (“практическое обучение”).

Людям такого типа чтобы «заякорить» мысль, необходимо движение, например, произнести слова, записать мысли, выполнить физические упражнения. Часто таких людей тянет к механике или строительным профессиям.

Натуралистический талант характеризуется способностью узнавать растения, животных и другие объекты природной среды. Дети с таким талантом любят проводить время на открытом воздухе. Из них получаются превосходные земледельцы, дрессировщики, океанографы, егеря. Этот дар часто раскрывается через пристрастие ребенка к изучению животных, рыб, птиц, динозавров, звезд, цветов.

«Пришло время, – сказал Гарднер, – расширить наши представления о талантах. Единственное и самое важное, что может сделать образование для ребенка, – помочь ему определить ту сферу деятельности, которая больше всего подходит для реализации его способностей, где он будет успешен и компетентен. Существуют сотни и сотни способов преуспеть в этой жизни и огромное количество разных способностей, которые приведут к успеху» [1]. Для этого, конечно, необходимо знать психологические закономерности наших детей и понимать какими способностями обладает каждый из них.

А знаем ли мы детей, которые испытывают трудности в обучении? Понимаем ли мы, какие области совокупного интеллекта у них хорошо развиты? Зная их умственные способности, мы могли бы использовать в процессе обучения те каналы восприятия информации, которые у них наиболее развиты. Таким образом, я решила провести микроисследование и выяснить: использую ли я те каналы восприятия учащихся, испытывающих трудности в обучении, которые у них наиболее развиты?

Гипотезой моего микроисследования стал вопрос: если я активизирую различные каналы восприятия у этих учащихся, поможет ли им это стать более активными на уроке и добиться более высоких результатов в изучении языка?

Целью моего исследования стало вовлечение учащихся, испытывающих трудности в обучении, в учебный процесс через использование различных каналов восприятия.

Я выбрала трех учащихся 3в класса и исследовала, какие каналы восприятия у них наиболее развиты. В качестве инструмента исследования была выбрана анкета, где детям было предложено ответить на один вопрос, проставив галочки в качестве утвердительного ответа. Данная анкета позволила выяснить, какие виды деятельности предпочитают эти дети. Все виды деятельности и упражнения сгруппированы в соответствии с тем каналом восприятия, который они, предполагается, развивают.

Анкета

Что для тебя легко на уроках английского языка и что тебе нравится?

Личностный

  1. оценивать свою работу
  2. работать самостоятельно
  3. выполнять творческие работы

Телесно-кинестический

  1. принимать участие в историях с выполнением действий
  2. принимать участие в играх с движением
  3. мастерить поделки
  4. принимать участие в пьесах
Вербально-лингвистический
  1. читать истории
  2. писать слова, предложения, истории
  3. слушать английскую речь
  4. рассказывать истории
  5. составлять диалоги
  6. отвечать на вопросы
Логическо-математический
  1. составлять предложения из слов
  2. находить лишнее слово
  3. располагать картинки или предложения в правильной последовательности
  4. решать головоломки, кроссворды, ребусы, пазлы
  5. находить решение проблем
  6. группировать слова по темам
Межличностный
  1. работать в группе
  2. работать в паре
  3. участвовать в ролевой игре
  4. делать проект в команде
Визуально-пространственный
  1. работать с картинками
  2. раскрашивать картинки в соответствии с заданием
  3. рисовать предметы
Музыкально-ритмический
  1. петь песни
  2. рассказывать рифмовки
  3. угадывать звуки

Натуралистический

  1. работать на уроках английского, проходящих на открытом воздухе

Результаты анкетирования представлены в таблице – Приложение.

Как видно из таблицы наиболее развитые каналы восприятия у всех детей – визуально-пространственный, телесно-кинестический и межличностный. Чтобы задействовать эти каналы при обучении языку я использовала следующее:

  • сопровождение песен, историй физическими действиями, подвижные игры, тактильные ощущения (для вовлечения телесно-кинестического канала)
  • больше групповой и парной работы, проектов, ролевых игр, диалогов (межличностный канал восприятия)
  • использование большого количества наглядности (визуально-пространственный канал)

Так как у Кости оказался развитым логически-математический канал, я давала ему специальные задания:

  • расположение картинок или предложений в правильном порядке
  • составление предложений из слов
  • нахождение лишнего слова
  • решение логических загадок
  • группирование слов в соответствии с темами

Я также использовала больше песен, чантов, рифмовок. Это всегда увлекает детей и заучивание структур происходит ненавязчиво, путем многократного повторения под музыку или ритм.

Через месяц я замерила уровень вовлеченности детей в урок, используя специальный перечень всех видов деятельности на уроке. Количество галочек означает количество раз, когда дети поднимали руки, давали ответы или просто выполняли инструкции учителя.

Вид деятельности Паша Aртем Koстя
1. Дети обмениваются рабочими тетрадями в парах и проверяют домашнюю работу соседа по парте. Ответы – на доске. v   v
2. Я показываю картинки животных. Дети слушают и повторяют. v v v
3. Дети смотрят на слова на доске и повторяют их за мной, затем читают в парах друг другу. v v v
4. Соотносят слова и картинки на доске. vvvv vvv vvvv
5. Находят лишние слова в каждой строчке. Задание на карточках.     vv
6. Группируют слова по темам.Задание на тех же карточках.   v vvv
7. Я рассказываю историю “Сафари парк”, сопровождая рассказ действиями. Дети смотрят и слушают. v v v
8. Я рассказываю историю, дети демонстрируют действия, которые я называю. v v v
9. Мы рассказываем историю и сопровождаем ее действиями вместе. v v v
10. Слушают песню и следят за словами. v v v
11. Поют песню. v v v
12. Читают диалог, соотносят слова и картинки. v   v
13. Говорят о том, что животные могут делать (в соответствии с диалогом). v   v
14. Смотрят на картинки и отвечают на вопросы про животных.   v v
15. Получают индивидуальные картинки с животными и описывают их в парах в соответствии с планом на доске.   v vv
  14 12 22

Данные таблицы свидетельствуют о том, что дети стали более активными, чем раньше, когда они практически не поднимали рук и были пассивны. Стал заметен интерес учащихся и значительно возросла мотивация к изучению языка. Дети более успешно справились с последующим тестом. Если раньше они не набирали более 6-7 баллов из 20, в этот раз их результаты были значительно выше – от 9 до 12 баллов. Творческие работы выполнялись с энтузиазмом и творческим подходом.

Вывод, который следует из выше указанного, заключается в том, что все дети не могут учиться по одной схеме. Все дети разные, у каждого свой талант, и каждый учится по-своему. Но все они могут быть успешными при правильном подборе методов и видов деятельности на уроке. Необходимо искать такие методы обучения, которые лучше сочетаются с природными способностями ребенка. Таким образом, в основу построения любой модели процесса обучения должны быть положены фундаментальные психологические закономерности. Чтобы создать условия для успешности ребенка мы должны предлагать детям те виды деятельности, которые действительно задействуют их каналы восприятия и позволят им стать активными и достичь конкретных успехов на любом уроке. Кроме того, определив сферу деятельности, в которой ребенок успешен и развивая ребенка в этом направлении, мы способствуем его успешности во взрослой жизни. Ведь любитель компьютерных игр сегодня может стать компьютерным программистом завтра, увлечение бегом или прыжками может обернуться в будущем золотой олимпийской медалью, болтун может стать блестящим оратором или политиком, любитель животных - ветеринаром или специалистом в области охраны окружающей среды. Хочется отметить, что современные исследования по психологии указывают на то, что интеллект не является даром, с которым человек рождается, и который остается с ним на всю жизнь в форме IQ (коэффициент интеллекта). Интеллект можно и нужно развивать. Поэтому, опираясь на ведущие каналы восприятия у детей, нам следует развивать и другие области интеллекта. Таким образом, задача учителя - развивать все каналы восприятия, практиковать их перевод из одной системы в другую с тем, чтобы ребенок мог видеть, слышать, ощущать и чувствовать различные объекты и понятия, получая о них целостное представление.

Ссылки на литературу:

[1] – Говард Гарднер «Границы Разума» 1983 г.