Деловая игра "Наем на работу. Как составить резюме"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Пояснительная записка

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого во многом зависит его будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни. Поспешность, легкомыслие может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным. Ответить на вопрос “кем быть?” фактически означает найти способ реализации собственного “Я”. Однако на пути свободного поиска своего “Я” люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с тем, что часто мы недостаточно информированы о мире профессий, нам не хватает знаний о самих профессиях и требованиях, которые ими предъявляются.

Хотя наше общество предоставляет максимальную самостоятельность в выборе вида трудовой деятельности, следует помнить, что свобода профессионального выбора имеет ряд существенных ограничений, продиктованных субъективными и объективными обстоятельствами. Первые (субъективные) во многом зависят от позиции человека, его знаний, умений, навыков, стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Вторые (объективные) диктуются жизненными условиями, требованиями, которые предъявляются профессии к личности. В связи с этим подлинная свобода действий – это выбор вида и места работы с учётом реальных личностных возможностей и существующих ограничений, поиск путей рационального преодоления возникших трудностей. Одной из этих трудностей может стать составление резюме.

Цель урока: Формирование навыков информационной культуры у обучающихся.

Задачи урока:

  1. Помочь обучающимся найти более привлекательную деятельность и в ней реализовать свои интересы.
  2. Воспитывать бережное отношение к результатам труда людей.
  3. Воспитывать активность, старательность, желание работать сообща.
  4. Заинтересовать обучающихся в выборе профессии (чем заниматься, кем быть, объективно проанализировать и оценить свои возможности).
  5. Формировать у обучающихся профессиональные интересы.
  6. Развивать творческие способности обучающихся.
  7. Формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: компьютеры, проекционный экран, карточки с заданиями.

Место проведения: кабинет информатики МНОУ “Лицей г. Полысаево”.

Этапы деловой игры

  1. Лекция библиотекаря.
  2. Составление резюме.
  3. Презентация резюме на компьютере.

Библиотекарь:

Ответственность за выбор человеком своего жизненного пути – задача не только личная, но и общественная. Наше общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек занял в социально-профессиональной структуре именно своё место, работал в соответствии с призванием. Чем полнее индивидуальные особенности личности соответствуют требованиям избранной профессии, тем больше вклад в работу и выше удовлетворённость ей. Растёт уверенность в своих силах, самоуважение и социальное достоинство. Выбрать профессию, найти достойную работу – это значит выбрать жизнь.

РЕЗЮМЕ (франц. resume, от resumer — излагать вкратце), краткое изложение речи, статьи, краткий вывод.

В настоящее время поиск работы без предъявления резюме невозможен. Все люди, ищущие хорошую работу, обязательно составляют несколько вариантов собственного резюме, которые направляют работодателю как свою визитную карточку. Резюме рекомендуется размножить в нескольких экземпляров и всегда держать под рукой. Если в объявлении о работе требуется прислать именно резюме, у вас будет возможность сделать это без промедления, ведь скорость отправки тоже имеет значение.

Резюме должно быть набрано на компьютере, тщательно отредактировано и распечатано на хорошей бумаге. У опытных профессионалов резюме должно занимать не более 2-х страниц, с подробным описанием функций, для молодёжи достаточно одной страницы. Как правило, резюме выполняется в стандарте Times New Roman, размером шрифта 11-12. Соблюдайте поля 2-2,5 см.

Правила составления отдельных частей резюме

Шапка. В верхней части страницы нужно последовательно указать свои фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, телефоны, семейное положение.

Цель обращения: должность, на которую вы претендуете.

На цель обращения смотрят в первую очередь, и если она непривлекательна для работодателя, терять время на дальнейшее прочтение информации он не будет. Поэтому цель обращения выносят на первое место после вашего имени и личных данных. Например: “получение работы руководителя отдела снабжения”. Не пытайтесь изменить или приукрасить вакансию, заявленную в объявлении фирмы, иначе ваше резюме будет автоматически отложено в сторону (например, не следует менять “секретарь-машинистка” на “секретарь-референт” или “офис-менеджер”).

Сюда можно также включить функциональный отдел компании, в котором вы хотели бы работать. Например: “получение работы художника-дизайнера в отделе рекламы”.

Если вы способны претендовать на работу по нескольким несмежным специальностям, лучше составить разные резюме, поддерживающие каждую из них. Согласитесь, следующая запись звучит, по меньшей мере, глупо: “получение работы управляющего, товароведа, водителя”.

Не стоит напускать “тумана”, будьте точны в формулировках. Все люди ищут “хорошую высокооплачиваемую работу” или “интересную перспективную работу с возможностью продвижения”. Эти резюме работодатель безжалостно выбрасывает в мусорную корзину.

Образование: всегда пишется в обратном порядке.

Сначала последнее, затем все другие виды образования вплоть до школы. Типичная форма: сроки обучения, вуз, факультет, форма обучение, специальность, особые отличия. Названия учебных учреждений указываются полностью, а не в “зашифрованном виде”. Не забудьте указать свою специализацию. Молодым специалистам можно указать тему дипломной работы.

Если вы указываете курсы повышения квалификации или семинарские занятия, впишите темы занятий, количество дней/часов. Не забывайте о том, что ваше участие в семинарах, конкурсах, тренингах, конференциях часто говорит работодателю больше, нежели упоминание вашего формального высшего образования.

Если вы сдали экзамены на квалифицированный аттестат или имеете лицензию, укажите их номера после указания данных о том образовательном учреждении, где вы их получали, и дату окончания срока действия (если имеется).

Опыт работы: также как и образование, всегда располагается в обратном порядке, начиная с последнего места работы, с указанием точных дат выхода на работу и соответственно увольнения.

Чётко обозначьте название предприятия, опишите профиль его деятельности, укажите тип производимой продукции.

Важно чётко описать свои функциональные обязанности. Помните, это наиболее значимая часть вашего резюме. Отнеситесь к ней со всей серьёзностью. Хорошо продумайте формулировки.

Если вам 40-45 лет и ваш трудовой стаж велик и разнообразен, лучше конкретно показать опыт работы за последние 8-10 лет. Весь предыдущий опыт можно дать одной записью (когда, где и кем работал).

Прочие навыки: перечислите все ваши достоинства, начиная со знания иностранных языков, знания компьютера (конкретные программные продукты, степень владения), машинопись (количество ударов в минуту, русская/латинская клавиатура), стенография, делопроизводство (кадровое, бухгалтерское, секретарское), оформления бухгалтерских документов, водительское удостоверение, и т.д. заканчивая деловыми связями.

Другое: упомяните наличие собственного автомобиля, компьютера, баз данных по какому-либо рынку, способность выезжать в командировки, наличие хобби, занятия спортом/музыкой и т.д.

Личные качества: вставляются в резюме по желанию.

Постарайтесь представить себя человеком неординарным, интересной личностью, хорошим работником.

Библиотекарь:

Ребята, вы должны разделиться на 3 команды:

1. Выпускники лицея.

2. Молодые специалисты.

3. Специалисты с большим опытом работы.

Библиотекарь раздаёт задания каждой команде.

Задание первой команде:

Вы, учащиеся 11-го класса, закончили успешно лицей, но по каким-то причинам не смогли поступить в высшее учебное заведение в этом году. Поэтому вы решили найти работу и подготовиться к поступлению на следующий год. Вам предлагается список вакантных мест в учреждениях, компаниях, организациях (на мониторе компьютера). Составьте резюме.

Задание второй команде:

Вы, молодой специалист, только что закончили вуз. Вы ищите работу по специальности. Вам предлагают выслать резюме.

Задание третьей команде:

У вас большой опыт и стаж работы по специальности, но вы решили поменять место работы. Вам необходимо выслать резюме.

Для каждой команды предоставлены списки “вакантных” должностей, названия профессий, названия высших учебных заведений. Учащиеся выполняют резюме на компьютере.

РЕЗЮМЕ выпускника лицея

Журавлёв Денис Максимович,

17 лет,

г. Полысаево, ул. Иркутская, 10-54,

8-384-56-4-45-21,

не женат.

Цель обращения: получение должности продавца-консультанта в магазине “Связист”.

Образование: среднее (полное) образование, закончил 11 классов в 2009 г. в МНОУ “Лицей г. Полысаево”.

Принимал активное участие в школьных и городских конкурсах:

- 3 место в муниципальном конкурсе стенгазет “Я и мой Кузбасс”;

- 2 место в муниципальном конкурсе стихотворений “Я выбираю счастливую жизнь”;

- 3 место в конкурсе сочинений “Если бы я был депутатом”;

- участие в конференции “Шаг в будущее”;

- участие в работе городского круглого стола, посвящённого 90-летию со дня образования ВЛКСМ;

- участие в школьной команде “Сен-сей”, занявшей 1-е место в городском кубке КВН “Новый формат”.

Прочие навыки:

- посещаю курсы английского языка в языковой школе “Бенедикт”;

- посещаю водительские курсы;

- владею компьютером (интернет, Microsoft Power Point, Corel, Photoshop, Nero StartSmart, AvRack, Acrobat Reader), имею ПК;

- имею 2-й разряд по лыжам.

РЕЗЮМЕ молодого специалиста

Боровиков Фёдор Иванович,

26 лет,

г. Полысаево, ул. Коммунистическая, 88,

8-951-132-99-27,

не женат.

Цель обращения: получение должности менеджера по персоналу в ОАО “Электроникс Плюс”.

- Высшее профессиональное образование: с красным дипломом закончил Кузбасский государственный технический университет (КузГТУ), специальность “Менеджмент”, дневное отделение, 2007 г.

- Выпускник Президентской программы 2007 г.;

- 1992–2002 гг. – учащийся МОУ “Средняя общеобразовательная школа №  9” г. Полысаево Кемеровской области.

Опыт работы:

- проходил стажировку в Немецкой Академии Менеджмента Нижней Саксонии 2005 г.;

- 2007–2008 гг. работа в отделе кадров ООО “Шахта Александровская”;

- победа в областном конкурсе “Лучшая кадровая служба”, 2007 г.;

- награждён Почётной грамотой директора шахты за добросовестный труд, 2008 г.;

- владею ПК, знаком с программой “Перечень льготных профессий”;

- знаю кадровое делопроизводство;

- владею положениями и инструкциями по ведению и хранению документации, связанную с кадрами и их движением, порядком формирования и ведения банка данных о персонале, порядком составления отчётности по кадрам, методическим материалом по управлению персоналом;

- постоянно занимаюсь самообразованием;

- могу выезжать в командировки;

- играю на гитаре;

- занимаюсь футболом и шахматами;

- 1-е место по шахматам в областных соревнованиях среди вузов г. Кемерово, 2006 г.

РЕЗЮМЕ опытного специалиста

Матынова Любовь Алексеевна,

45 лет,

г. Полысаево, ул. Космонавтов, 61А – 21,

8-904-908-71-55,

замужем, 3 детей, 1 внук.

Цель обращения: получение должности главного бухгалтера в медиа-холдинге “Беловское Время”.

Образование: высшее, Кемеровский государственный университет, факультет “Финансы и кредит”, заочная форма обучения, 1985 г.;

1970–1980 гг. – учёба в средней школе № 17 г. Полысаево.

Опыт работы:

2000–2008 гг. – бухгалтер в ООО “Сибирская лесная компания” (производство и экспорт древесины, пиломатериалов, продукции деревообработки из сосны и ели).

Мои достижения:

- повышение объёма продаж;

- участие в конференциях;

- успешное прохождение аудиторских и налоговых проверок, ведение переговоров на высоком уровне;

- заключение объёмных контрактов;

- ведение рекламной компании;

- владею ПК (программа “ОС Бухгалтерия”);

- имею высшую квалификационную категорию по должности “бухгалтер”;

- прошла многочисленные курсы повышения квалификации (1990 г., 1995 г., 2000 г., 2005 г.);

- награждена Благодарственным письмом за добросовестный труд (2003 г.), Почётной грамотой Главы города за участие в конкурсе (2004 г.), Почётной грамотой в честь юбилея компании (2006 г.);

1990–2000 гг. – ООО “Электрострой” (поставка, монтаж, наладка электрооборудования), заместитель главного бухгалтера.

1985–1990 гг. – бухгалтер в Централизованной бухгалтерии ГУО г. Полысаево.

1981–1985 гг. – секретарь-машинистка в ГУО г. Полысаево.

1980–1981 - секретарь-машинистка в средней школе № 35 г. Полысаево.

- люблю вязать, шить;

- занимаюсь садоводством, развожу комнатные цветы;

- воспитываю внука.

Домашнее задание: составить своё собственное резюме.

*По просьбе обучающихся их личные данные изменены.

Список литературы

  1. Лидер Кузбасса. Информационный выпуск сообщества выпускников Президентской программы Кемеровской области и Регионального ресурсного центра [Текст]. – Кемерово, 2008.
  2. Абитуриент Сибири–2008 [Текст]: Информационно-справочное издание. – Новосибирск: АНО “Масс-Медиа-Центр”, 2008.
  3. Формирование информационной культуры школьника: от теории к комплексу учебных программ [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007. – 235 с.
  4. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина и др. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.
  5. Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных и информационно-библиотечных учреждений [Текст] / Н.И. Гендина и др. – Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001. – 150 с.
  6. Социально-профессиональная адаптация молодёжи в современных условиях [Текст]. – Кемерово: Из-во ОблИУУ, 1999.
  7. Журкина, А.Я. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст] / А.Я. Журкина. – Кемерово, 1996.
  8. Я и моя профессиональная карьера [Текст]. – Кемерово, 1994.