Внеклассное мерприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра "Кто лучше знает природу?"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • расширить представление о природном окружении как среде жизнедеятельности человека;
  • развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды;
  • воспитывать нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.

Оборудование: на доске – “Цветик-семицветик”, на его лепестках записаны названия туров; знаки поведения в природе; рисунки птиц, зверей, растений; плакат со словами “Кто лучше знает природу?”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель:

- Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено природе. Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал: “Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня мы узнаем, на сколько хорошо вы знаете природу. Кто же знаток природы? Это поможет нам узнать вот этот цветок (на доске – “Цветик семицветик”, на его лепестках записаны названия туров).

- Из какой сказки этот необычный цветок?

- Помните, маленькая девочка Женя загадывала желания, а цветок исполнял их. Какие были у Жени желания? (Ответы детей)

- Сегодня наоборот мы будем исполнять желания цветка. На лепестках записаны необычные вопросы по природоведению.

Ученик (заранее подготовленный):

Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

Учитель:

- Ребята, вы только задумайтесь: услышать пение жаворонка, увидеть, как переливается лунным серебром ковыль в степи, вдохнуть ароматы леса или цветущего луга, прильнуть губами к свежему прохладному роднику – это ли не самая большая радость в жизни человека, величайший подарок, который дарит нам природа. А как приятно отдохнуть вечером под открытым звездным небом, на свежей, прохладной траве. И вокруг – лишь множество сверкающих из темноты искорок – светлячков.

- Давайте мысленно пройдемся по миру и скажем:

Здравствуй природа!
Здравствуйте леса, поля, реки, озёра, моря!
Здравствуйте птицы!
Здравствуйте звери!
Всем, всем доброго дня!

- Итак, начинаем игру. За правильные ответы получите жетоны. Кто больше всех наберет жетонов, тот и знаток природы, победитель.

Животные

1. У какого зверя осенью в листопад ещё родятся детёныши?

2. Куда зайцу бежать удобней- с горы или в гору? Почему?

3. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук?

4. Какой зверёк спит зимой вниз головой?

5. Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром?

6. Назовите друзей леса среди животных?

7. Про какое животное можно сказать, что оно “вылезает из кожи вон”?

Птицы лесов

1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

2. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать?

3. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

4. Какая птица умело подражает голосам многих птиц?

5. Кто кукует у кукушки?

6. Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то, какие?

7. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

Литературная (рассказывают стихи, поют песни, пантомима).

Растения лесов

1. Из древесины какого дерева делают карандашные палочки?

2. Листья, какого растения помогут при укусе насекомых, ожогах, ссадинах?

3. Какие растения называют северным лимоном?

4. Почему крапива “жжется”?

5. Назовите самую высокую траву?

6. Какое дерево называют “ насосом”?

7. Как называется самое крупное дерево Африки?

Загадки

1. Один костёр весь мир согревает.

2. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

3. Целый день летает,
Нам надоедает.
Ночь настанет,
Тогда перестанет.

4. То ли с крыши, то ли с неба -
Или вата, или пух.
Или может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка?

5. Дерево – символ нашей Родины?

6. Восемь ног, восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шёлке знает толк,
Покупайте, мухи, шёлк!

7. Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд.

Почему?

1. Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

2. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

3. Почему у берёзы молодые листочки клейкие?

4. Почему ключевая вода всегда чистая?

5. Почему нельзя вырубать леса по берегам рек?

6. Почему в сильные морозы птицы прячутся под снегом?

7. Почему звери и птицы зимой жмутся к человеческому жилью?

Правила друзей планеты (кто лучше расскажет по рисункам).

- Итак, пора сосчитать жетонов. Награждение победителя или победителей.

Ученик (заранее подготовленный):

Все – все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед, и кто делает яд?

Учитель:

- Да, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь.

Охранять природу – наша главная обязанность, наша первоочередная задача. Давайте помнить слова Маленького принца из сказки Сент-Экзюпери: “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”.

Литература

1. Н.В. Лободина “Экологическое воспитание в начальной школе”. Издательство “Учитель” Волгоград.

2. Г.Б.Барышникова “Наша зеленая планета”. Ярославль. Академия развития.

3. Журнал “Начальная школа”, № 7, 2005 г.