Урок по теме "Красная книга".

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения Красной книги.
  2. Сформировать представления учащихся о Красной книге Кубани.
  3. Развивать познавательный интерес, память, мышление.

Задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Формировать представления о необходимости охраны животного и растительного мира.
  3. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Оборудование: Красная книга Кубани, выставка книг по теме урока, работы учащихся (плетение из бисера), фотоиллюстрации с изображением растений, видеокадры растительного и животного мира Краснодарского края, презентация.

Ход урока.

1. Орг. момент. Подготовка к восприятию нового материала.

Работу на уроке мы начнём с занятия, которое приносит вам удовольствие, а вместе с тем развивает мышление и память. Итак, вашему вниманию предлагается кроссворд. Правильно ответив на все вопросы, вы прочитаете ключевое слово, а в процессе работы попытаетесь определить тему урока.

Слайд № 2.

  1. Самое крупное млекопитающее животное Краснодарского края.
  2. У какой птицы мешок под клювом? Санитар наших лиманов.
  3. Одноимённое с этой птицей название носит колодец.
  4. Самый первый цветок, который появляется ранней весной из-под снега.
  5. Обитатель степи, может только ползать, но укус бывает опасен.
  6. Цветок, олицетворявший у древних греков чистоту и красоту. Многочисленные лепестки, частично закрывая друг друга, напоминают белую розу.

- Назовите ключевое слово.

- Какое отношение имеет это слово к уроку?

- От кого мы должны беречь растительный и животный мир?

- О каких животных и растениях, указанных в кроссворде вы слышали?

- Находятся ли перечисленные животные и растения в нашем районе, крае?

- Какие?

Слайд № 3.
Слайд № 4.

- Часто ли их можно увидеть?

- Почему?

- Из каких источников можно узнать о жизни этих животных и растений?

- Сегодня у нас в гостях необычные книги. /Книги представлены учащимся/

- В чём необычность этих книг?

- Сможете ли вы определить тему урока?

- Почему книга имеет такое название?

- Как же возникла Красная книга? /Предположения учащихся/

2. История возникновения Красной книги.

Более 300 лет назад ночную тишину Мазовецких лесов, которые находятся в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам – мы теперь не узнаем. Когда он погиб, туров не стало в этих лесах. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. И люди повсюду на них охотились. Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди.

В горных районах Краснодарского края, в Кавказском заповеднике можно ещё увидеть это редкое животное.

Слайд № 5.

Всего за 29 лет люди полностью уничтожили морских коров.

Слайд № 6.

Учёные всего мира стали бить тревогу. Они создали Международный союз охраны природы. Составили списки растений и животных, которым надо помочь в первую очередь. Потом списки создали в виде книги. Это и была первая Красная книга. В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё – красная, а страницы разноцветные. Красные, жёлтые, белые и зелёные.

- Как вы думаете, для чего это было сделано?

На красных страницах – сообщение об исчезающих видах растительного и животного мира.

На жёлтых – сведения о видах, численность которых сокращается.

На белых – говорится о редких видах на Земле. На зелёных – сведения о видах, которые человеку уже удалось спасти. В нашей стране такая книга появилась в 1974 году. А в Краснодарском крае Красная книга издана в 1994 году.

На Кубани – 3000 видов растений.

Из них: 157 видов – редкие растения

100 видов - редкие животные.

3. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с.85).

Если вы были внимательны, мы называли сегодня самое крупное животное Краснодарского края. Что вы знаете о нём?

На 85 странице учебника помещён рассказ о зубрах. При чтении будьте внимательны, так как нам надо выяснить причину исчезновения этих животных.

- Почему на Земле зубров осталось небольшое количество?

- Кто виноват в этом?

- Как можно исправить такое положение?

Игровое упражнение «Узнай по описанию».

Сейчас вам будет представлен словесный портрет растения, которое вы наверное видели (подготовленный ученик рассказывает о лотосе).

- Как называется это растение?

Слайд № 7.

- В нашем районе существуют лотосы?

- Можно ли их рвать, чтобы украсить интерьер квартиры?

- А для гербария можно их срывать? Почему?

- Как же поступить, если очень хочется показать его друзьям, которые живут в другом городе?

- Если нельзя рвать лотос, можно срывать другие цветы и делать красивые букеты. Правильно ли я рассуждаю?

- Почему?

(Показ работ учащихся, которые заботятся о природе, не уничтожая её.)

- Дома подготовьте аналогичное сообщение о животном или растении, которое требует особого внимания.

- Выполнять домашнюю работу можно с задания, которое находится на 1 странице карточки.

Слайд №8.

- Найдите интересные факты о жизни этих растений и животных, расскажите о месте их обитания.

4. Работа в тетради (с.31)

- Можно ли по названию определить тех или иных животных, птиц?

- Попробуем выполнить такую работу в тетрадях по кубановедению на странице 31.

- Что помогло узнать птиц?

- Почему они занесены в Красную книгу?

- На странице какого цвета, вы бы разместили фотографии этих птиц?

- Что мы можем сделать для того, чтобы они не исчезли?

- Какие должны быть поступки людей, если они находятся на охоте?

- Как называют людей, которые варварски относятся к вылову рыбы, незаконному отстрелу птиц?

- Как мы должны вести себя в лесу?

-Почему гибнет лес, когда вырубают дуплистые деревья?

(в дуплах жили птицы)

- Какая из птиц обитает в нашем районе?

- Какую пользу приносит пеликан?

5. Экологический прогноз.

Вы уже знаете, что такое прогноз погоды. (Научное предположение о будущем состоянии погоды.) Но прогноз может быть и экологический.

Попробуйте выступить в роли эколога и рассказать нам, что может случиться, если …

  • убивать лягушек и ужей;
  • частые пожары в лесу;
  • реки обмелеют;
  • вырубят леса;
  • оставлять мусор в лесу и водоёмах;
  • ловить детёнышей зверей, птиц.
  • давить насекомых.

6. Самостоятельная работа. (Работа на 2 странице карточки)

- Подведём итог нашей работы.

- Первая группа ребят будет определять, что угрожает растениям.

Слайд № 9.

  вырубка леса
  посадка растений
  свалка мусора
р а с т е н и я      сбор букетов
  загрязнение водоёмов
  охрана растений
  пожары

- Вторая группа определит, что угрожает животным, птицам.

  разорение птичьих гнёзд
  спасение детёнышей животных
  ловля птенцов
ж и в о т н ы е     охота на редких животных
  охрана животных
  браконьерство
  пожары

- Третья группа определит, что может сохранить жизнь животному и растительному миру.

  • чистая вода
  • загрязнение воздуха
  • подкормка птиц зимой
  • пожары
  • загрязнение водоёмов
  • спасение животных, птиц
  • вытаптывание растений
  • посадка леса
  • беречь природу

- После проделанной работы экологи-эксперты определят правильность ваших решений. Правильные ответы подтверждайте сигнальной карточкой.

- Почему цвет сигнальных карточек красный?

- Должны ли мы сохранить живую природу? Почему?

- Существуют ли в нашем районе редкие виды растительного и животного мира? /Предположения учащихся/. - Недалеко от нашего города находится «Степной островок», где произрастают редкие растения.

/Вниманию детей представлен буклет с изображением птиц и кратким описанием./

- Постарайтесь узнать название населённого пункта, где находится «Степной островок» и какие растения там произрастают.

- Как же мы должны вести себя вне дома, находясь на природе?

7. Инсценировка рассказа «Сидел в траве кузнечик».

(по Ю.Аракчееву)

- Что можете сказать о поступках мальчиков?

- К чему приводит жестокое обращение ко всему живому?

- Вправе ли мы так поступать? Почему?

- Могут ли растения и животные защититься от необдуманных поступков людей?

8. Обобщение материала. Итог урока.

- Что надо делать, чтобы в дальнейшем прогноз был только хорошим?

- Что мы можем сделать для охраны растительного и животного мира?

- Для чего нужна Красная книга?

- Почему необходимо беречь всё живое?

- Можно ли представить нашу планету без растительного и животного мира?

Слайд № 10.

- Перефразируя известное всем высказывание «Всё в наших руках», мы можем с полной уверенностью сказать … «Природа в наших руках».

- Каких больше страниц по цвету вам бы хотелось увидеть в Красной книге в дальнейшем?

-Почему?